Настоящее и будущее страхования пассажиров
Об обязательном личном страховании пассажиров автомобильного и других видов транспорта наслышаны все, но мало кто знает, какие дискуссии разгораются по поводу его упразднения и изменения. Финансовое ведомство и антимонопольная служба уже не раз предпринимали попытки отказаться от личного страхования пассажиров по причине его невысокого обеспечения и низкой эффективности.
Минтранс и страховщики, напротив, не считают возможным поддержать эту инициативу. Обязательное личное страхование пассажиров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов граждан. Страхование вообще - механизм предоставления финансовых гарантий компенсации нарушенных причинением вреда жизни и здоровью людей. Поэтому, прежде чем искоренять действующий порядок личного страхования, ему нужно подготовить замену - так считают в Минтрансе и предлагают со своей стороны обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. При этом "автогражданка" остается в силе, хотя она, к сожалению, не всегда помогает пассажирам получить возмещение причиненного ущерба.
Трудно сказать, чем закончится противостояние министерств и ведомств по данному вопросу. Пока они разбираются, редакция журнала решила уделить внимание действующему законодательству, обязывающему страховать пассажиров от несчастных случаев. В статье проанализированы плюсы и минусы существующего и предлагаемых видов страхования, а также освещены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, связанные со страхованием пассажиров автомобильного транспорта в пути следования.
Что выгоднее страховать:
пассажиров или ответственность перевозчика?
Любое страхование, тем более обязательное, имеет свои преимущества и недостатки. Личное страхование пассажиров на транспорте не исключение. В его пользу говорит то, что пассажир, получивший травму в результате несчастного случая, как по неосторожности, так и по вине перевозчика, всегда получит страховую выплату. При неблагоприятном стечении обстоятельств ее могут получить наследники, представив минимум подтверждающих документов. На этом, можно сказать, плюсы личного страхования пассажиров заканчиваются, и начинаются недостатки. Главный из них - размер страховой суммы при наступлении несчастного случая, который составляет сегодня, как и 15 лет назад, 120 МРОТ - 12 000 руб. Сумма не то что мала, она несопоставима с реально необходимыми выплатами по возмещению причиненного ущерба (МРОТ "не успевает" за повышением цен), и ее может хватить лишь на лекарства, да и то не всегда.
Низкий размер страховой суммы объясняется просто: пассажир сам страхует себя от несчастных случаев, оплачивая страховку одновременно с проездом. Но это только полбеды - основная часть страхового взноса (от 80%), уплачиваемого пассажиром за страхование, идет на формирование резерва для проведения мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте, и лишь небольшой его процент используется по прямому назначению - на формирование страхового резерва для осуществления предстоящих выплат по договору страхования. Становится понятным стремление финансистов вычеркнуть из числа обязательных страхование пассажиров.
Рассмотрим альтернативный вариант - обязательное страхование ответственности перевозчика, которое в первую очередь защищает от возможных финансовых потерь интересы причинителя вреда, то есть перевозчика, а не лица, которому причинен вред - пассажира. К чему это может привести, нетрудно догадаться. Пассажир, как получатель выплаты, вынужден будет отстаивать свои интересы в суде и собирать множество документов. Если будет застрахована ответственность перевозчика, то большая часть травм, полученных пассажирами, возможно, не будет признаваться страховыми случаями. В результате пассажиры могут пострадать дважды - вследствие несчастного случая и возможного отказа в выплате страхового возмещения в той или иной "нестраховой" ситуации.
Может показаться, что замена личного страхования пассажиров страхованием ответственности перевозчиков позволит переложить оплату страховки на последних, однако перевозчики не заинтересованы в снижении своей прибыли за счет возникновения новых расходов по страхованию ответственности, помимо "автогражданки". Не исключено, что они примут ответные меры и повысят тарифы на оказываемые транспортные услуги, тем самым фактически переложив бремя компенсации расходов по страхованию ответственности перевозчика на пассажиров. При этом если в настоящее время сумма страхового взноса, уплачиваемого пассажиром невысока, то после введения обязательного страхования ответственности перевозчика страховой тариф для последнего может существенно возрасти, что приведет не к уменьшению, а к увеличению цен на билеты. Как видим, и у этого варианта, предлагаемого Минтрансом, есть свои недостатки, которые могут перевесить предполагаемое его преимущество - достаточный размер страхового обеспечения для возмещения ущерба, причиненного пассажиру.
Безусловно, страховщики будут настаивать на праве на жизнь двух видов страхования - для них это выгодно. Однако пассажиру главное не увеличение количества страховых обеспечений, а реальное возмещение ущерба в результате несчастного случая, произошедшего в пути следования. То же самое можно сказать о перевозчике, который отнюдь не заинтересован в увеличении своих расходов по страхованию.
Но это в перспективе, а пока вернемся к тому, что есть. Указы Президента РФ N 667 *(1) и 750 *(2), устанавливающие основы обязательного страхования пассажиров, пока не отменены, и транспортные компании, выступающие в роли перевозчиков, обязаны ими руководствоваться. Данные нормативные акты не предусматривают какие-либо ограничения по виду автотранспортных средств (ТС) - они действуют и определяют порядок и условия обязательного личного страхования пассажиров до принятия соответствующего закона, который будет регулировать отношения, связанные с обязательным страхованием жизни и здоровья пассажиров*(3). Прежде чем перейти к страхованию пассажиров, выясним, кто из них подлежит обязательному страхованию.
Для кого страхование обязательно?
При ответе на этот вопрос проще начать с граждан, на которых обязательное личное страхование не распространяется, а затем пассажиров, которые оплачивают обязательную страховку. На автомобильном транспорте не подлежат обязательному личному страхованию пассажиры, пользующиеся услугами транспорта международных сообщений, пригородного сообщения и городских маршрутов.
Нетрудно заметить, что среди них нет пассажиров автотранспорта междугородних сообщений. Именно они и подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев в соответствии с Указом Президента РФ N 750. Наравне с пассажирами обязательному страхованию на время поездки подлежат туристы и экскурсанты, совершающие междугородные экскурсии от туристическо-экскурсионных организаций. В отношении перечисленных лиц личное страхование осуществляется путем заключения договоров между транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (перевозчиками) и страховщиками.
Особенности национального личного страхования
Пассажирские перевозчики со стажем наверняка знакомы с договором личного страхования, который является обязательным, как и страхование пассажиров. Договор личного страхования в отличие от имущественного является публичным, поэтому при его заключении расценки по страхованию для всех клиентов одинаковы, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий граждан. В Указе Президента РФ N 750 предусмотрена только одна льгота - для пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда в РФ. Они подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового взноса. Льготный проезд имеют в основном различные категории пассажиров городских и пригородных маршрутов, а для междугородних рейсов, на которые и распространяется обязательное страхование пассажиров, льготирование оплаты проезда редкое исключение. Поэтому практически для всех пассажиров междугородних рейсов действует единый тариф страхового взноса. Как было сказано выше, его оплачивает пассажир, однако стороной договора страхования выступает перевозчик (страхователь), который и заключает его со страховщиком в пользу пассажира (п. 1 ст. 934 ГК РФ). Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию с Минтрансом и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Перевозчикам, которые идут "навстречу" пассажирам и игнорируют обязанности страхования и оформления договорных отношений, следует иметь в виду, что при наступлении страхового случая они несут ответственность перед пассажирами на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании (ст. 937 ГК РФ). Иными словами, "если что случится" в междугороднем рейсе, то оплатить лечение пассажира перевозчик должен из собственного кармана, а не за счет страховой организации. Чтобы такого не произошло, перевозчику междугородних маршрутов следует заключить договор страхования и выполнить определенные обязанности, перечисленные в Указе Президента РФ N 750 и Порядке взаиморасчетов по обязательному страхованию*(4). Итак, перевозчик, реализующий проездные билеты через собственную кассовую сеть или водителей автобусов в пути по маршрутам междугородного сообщения, обязан:
- включать в стоимость проездного билета междугороднего маршрута сумму страхового взноса в размере установленного страхового тарифа;
- оформлять перевозку пассажиров на бланках перевозочных документов (проездные билеты, ведомости продажи проездных билетов, путевые листы, контрольные диспетчерские карты, операторские листы и посадочные списки), установленных на автобусных перевозках междугородного сообщения;
- взимать с пассажиров страховые взносы и вести их учет;
- перечислять суммы страховых взносов на счет страховщика в числа, установленные договором страхования, но не реже одного раза в месяц;
- одновременно с перечислением суммы собранных страховых взносов направлять страховщику отчет по проданным билетам и перевозкам пассажиров;
- при наступлении страхового события в период страхования составить акт о несчастном случае, происшедшем с пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить пострадавшему (его представителю или наследнику), а копию направить страховщику по его запросу в течение 10 дней со дня его составления.
Напомним, все перечисленные обязанности по страхованию пассажиров касаются перевозчиков междугородних маршрутов. Только при выполнении ими всех своих обязательств застрахованный пассажир сможет получить положенное страховое возмещение при наступлении страхового случая.
Когда и каким образом выплачивается страховое возмещение?
Ответ на этот вопрос, конечно, интересует не только пассажиров, но и перевозчика, который своевременно должен составить подтверждающие страховой случай документы. По общему правилу страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу (ст. 9 Закона о страховании)*(5). В Указе Президента РФ N 750 не определено, что считать страховым случаем, однако в нем указывается на выплаты страхового возмещения пассажиру при несчастных случаях, которые рассматриваются как страховые. К сожалению, это утверждение не проясняет, когда пассажиру полагается страховое возмещение? Перечень соответствующих несчастных случаев в Указе Президента РФ N 750 не установлен. Раз так, то ДТП, в результате которых застрахованные лица (пассажиры) получили травмы различной степени тяжести, могут признаваться страховыми (несчастными) случаями. Проще говоря, несчастный случай на транспорте - внезапное, непредвиденное событие, связанное с перевозкой пассажиров транспортом, повлекшее причинение вреда их жизни или здоровью.
У страховщиков нет оснований препятствовать выплате страхового возмещения, при условии, если несчастный случай произошел в период страхования - с момента выхода застрахованного пассажира на перрон (посадочную площадку) для посадки в автобус и до оставления его в пункте назначения.
Следующим условием выплаты страхового возмещения является сбор необходимых документов, названных в п. 2.3 Порядка взаиморасчетов по обязательному страхованию. Перечислим те, за которые отвечает перевозчик, - акт о несчастном случае на транспорте и проездной билет или заменяющий его документ. Несколько слов об акте. Пассажир должен представить его подлинник, составленный перевозчиком, в то время как копия акта должна находиться у страховщика. Но акта недостаточно, нужен проездной билет пассажира, если он утерян, то пассажиру следует обратиться к перевозчику за заменяющими билет документами:
- ведомостью продажи билетов, которая хранится на предприятии-перевозчике, или ее копией, заверенной руководителем этого предприятия;
- контрольным билетом, корешком поясного билета, хранящимся в кассе его продажи или их копиями, заверенными автовокзалом, автостанцией, кассовым пунктом.
Данные документы подтверждают лишь факт несчастного случая с пассажиром на транспорте, причинение вреда его жизни и здоровью подтверждает документ медицинского учреждения. В зависимости от степени тяжести полученной пассажиром травмы ему выплачивается страховое возмещение (в полной сумме или частично). Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу не позднее 10 дней после получения страховщиком пакета документов. В этой операции перевозчик не участвует - выплату страхового возмещения производит пострадавшему пассажиру страховщик.
Мы описали весь цикл личного страхования пассажиров междугородних сообщений, начиная от внесения суммы страхового взноса и заканчивая получением страхового возмещения пострадавшим лицом. Далее перейдем к учету и налогообложению полученных страховых взносов у перевозчика, который участвует в расчетах между пассажиром и страховой организацией.
Как учитывать страховые суммы?
Бухгалтерский учет. Перевозчик заключает договор страхования как страхователь от своего лица, но действует при этом в интересах пассажиров. Поэтому учет страховых взносов, поступивших от пассажиров, у перевозчика отличается от традиционного учета операций по страхованию транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев*(6).
К сожалению, в отраслевой Инструкции об учете доходов и расходов*(7) ни слова не сказано о том, как отражать в учете страховые взносы, принимаемые перевозчиком от пассажиров в пользу страховой организации. В другой транспортной Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок*(8) есть упоминание о платежах по страхованию пассажиров в пути. Такие затраты учитываются в составе сборов и отчислений, уплачиваемых транспортным предприятием, в группе общехозяйственных (накладных) расходов. Однако в рассматриваемой ситуации страховые взносы перечисляются перевозчиком не из собственных средств, а из поступлений от пассажиров, поэтому говорить о расходах транспортной организации преждевременно. Вероятно, в отраслевом документе речь идет о другом виде страхования пассажиров, осуществляемом по инициативе и за счет перевозчика, или подразумевается страхование гражданской ответственности перевозчика, о котором также упоминается в документе. Не будем гадать и вернемся к обязательному личному страхованию пассажиров от несчастных случаев.
Из-за отсутствия четких отраслевых рекомендаций по учету обратимся к бухгалтерским стандартам. В частности, согласно п. 3 ПБУ 9/99*(9) не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. Транспортная организация, конечно, не агент, а страховщик - не принципал. Тем не менее перевозчик получает средства в пользу третьего лица, и он может воспользоваться данным правилом, в котором агентские и комиссионные доходы перечислены в качестве примеров, поэтому возможны и другие аналогичные поступления, не учитываемые в доходах. Кроме того, чтобы признать поступление денежных средств как доход нужно выполнить ряд условий, установленных в п. 12 ПБУ 9/99. Не выполняется главное условие - увеличение экономических выгод, поступившими от пассажиров денежными средствами транспортная организация может воспользоваться, эти средства предназначены страховой организации. Поэтому нет оснований суммы страховых взносов включать в состав не только выручки от реализации товаров (работ, услуг) перевозчика, но и его прочие доходы.
То же самое относится и к расходам перевозчика, в числе которых не признается перечисление перевозчиком полученных от пассажиров страховых сборов в пользу страховой компании. В ПБУ 10/99 *(10) прописана аналогичная норма невключения в состав расходов перечислений по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу третьего лица. При этом в результате перечисления страховых сборов страховщику у перевозчика не происходит уменьшения экономических выгод (за исключением расчетного обслуживания), так как платежи финансируются за счет полученных от пассажира средств.
Таким образом, поступления страховых сборов и перечисления их страховым компаниям отражается в учете перевозчика на счетах расчетов. Для расчетов по имущественному и личному страхованию Планом счетов предусмотрен субсчет 76-1, открываемый к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В учете перевозчика отражаются следующие операции: поступление страховых взносов от пассажиров (Дебет 50 Кредит 76-1) и перечисление страховой компании суммы полученных от пассажиров страховых сборов (Дебет 76-1 Кредит 51). Как видим, ничего сложного, единственно, что страховые взносы включаются в продажную стоимость билета, поэтому перевозчику при получении денежных средств следует выделить в учете оплату стоимости проезда (Дебет 50 Кредит 90) и сумму страховых взносов (Дебет 50 Кредит 76-1).
В дальнейшем при наступлении страхового события в учете перевозчика операции не отражаются, средства перечисляются напрямую пострадавшему, минуя транспортную организацию. В договоре личного страхования застрахованным лицом и выгодоприобретателем является пассажир, который вправе получить страховое обеспечение непосредственно от страховой компании.
Налогообложение. Как и в бухгалтерском учете, при налогообложении прибыли у перевозчика нет оснований включать полученные от пассажира страховые суммы в состав налогооблагаемых доходов. Почему? Во-первых, полученные от пассажиров страховые взносы не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Во-вторых, в закрытом списке внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении (ст. 250 НК РФ), нет страховых сборов, полученных транспортной организацией от пассажиров в пользу страховщика. В-третьих, ст. 251 НК РФ не предусмотрено прямых оснований для исключения страховых сборов из налогооблагаемых доходов, однако есть косвенные. В названной статье содержится норма, аналогичная п. 3 ПБУ 9/99. В налоговом учете также не учитываются поступления комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору. Договор личного страхования пассажиров заключается перевозчиком в пользу третьего лица, поэтому собранные перевозчиком страховые сборы, причитающиеся страховщику, по своей сути аналогичны поступлениям посреднику в связи с исполнением принятых им обязательств по сбору средств в пользу комитента, принципала или иного доверителя. Страховые взносы пассажиров облагаются налогом на прибыль у страховой компании (п. 2 ст. 293 НК РФ), на счет которой они перечисляются перевозчиком. Исключив из налогооблагаемых доходов поступления страховых сборов, перевозчик не сможет учитывать в составе расходов их последующее перечисление страховой компании.
Перейдем к НДС. Полученные от пассажиров денежные средства обязывают перевозчика начислить налог с авансового платежа за оказываемые транспортные услуги. Суммы страховых взносов - исключение из правила. Они не облагаются НДС, поскольку сбор перевозчиком страховых взносов не связан с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (ст. 146 НК РФ). Страховые сборы не облагаются налогом не только у перевозчика, выступающего в роли страхователя, но и у страховой компании (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Итак, при получении страховых соборов перевозчик не несет дополнительные налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, если для правильного их исчисления он организовал раздельный налоговый учет доходов и расходов, связанных с основным видом деятельности, и поступлений (перечислений) страховых сборов по обязательному страхованию пассажиров.
Вспомним о "спецрежимниках". Для перевозчиков, которые находятся на "упрощенке", порядок налогообложения доходов не отличается от правил, установленных гл. 25 НК РФ для признания выручки при расчете налога на прибыль (ст. 346.15). Перечень расходов "упрощенца" по сравнению с "прибыльными" расходами общего режима ограничен, однако это не изменяет порядок учета, а точнее, исключения из налогооблагаемых доходов и расходов перевозчика-"упрощенца" страховых взносов, собранных с пассажиров и перечисленных им в дальнейшем страховой компании, и не связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
На что еще надеяться пассажиру?
В целом страховая защита у пассажиров невелика, к тому же страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выдачи застрахованным лицам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Поэтому нелишне назвать другие виды страхового обеспечения пассажиров на транспорте, например, страхование владельцев ТС, за которых причиненный ущерб возмещает страховая компания.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности*(11) гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших пассажиров транспортных средств. Сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая (в том числе ДТП) возместить причиненный вред, составляет 240 000 (при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших)*(12) и 160 000 руб. (при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего).
Заметим, обязанность страховать свою жизнь и здоровье не может быть возложена на гражданина по закону (ч. 2 ст. 935 ГК РФ). Однако если предусмотренных обязательных видов страхования гражданину недостаточно, то он имеет право самостоятельно обеспечить страховую защиту, заключив договор добровольного страхования на выбранную страховую сумму, срок и перечень событий, при наступлении которых выплачивается страховое возмещение, по согласованию со страховой компанией.
М.В. Семенов
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 06.04.1994 N 667 "Об основных направления государственной политики в сфере обязательного страхования".
*(2) Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".
*(3) Данное правило прописано в ст. 4 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ", а также непосредственно в названном Указе Президента РФ N 750.
*(4) Временный порядок взаиморасчетов при обязательном личном страховании пассажиров автотранспорта, утв. Решением Минтранса РФ от 04.05.1995.
*(5) Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
*(6) Подробнее об операциях страхования имущества и гражданской ответственности читайте в статье М.В. Семенова "Страхование автотранспорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, 2, 2006.
*(7) Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(8) Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом РФ от 29.08.1995.
*(9) Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(10) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(11) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
*(12) С 1 марта 2008 года этот предел (240 000 руб.) отменяется. Подробнее об изменении закона об ОСАГО читайте на стр. 38.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"