г. Красноярск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А33-5876/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Группа Илим": Дудник О.П., на основании доверенности от 11.01.2013 N 05/13, паспорта; Тарасовой О.А., на основании доверенности от 11.01.2013 N 03/13, паспорта;
от Агентства лесной отрасли Красноярского края: Матюшевой И.И., на основании доверенности от 29.10.2012, паспорта;
от Краевого государственного автономного учреждения "Лесопожарный центр": Синьковой А.О., на основании доверенности от 30.12.2012 N 3/2013, паспорта,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Группа Илим"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" декабря 2012 года по делу N А33-5876/2012, принятое судьей Слесаренко И.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Группа "Илим" (далее по тексту - ОАО "Группа "Илим") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании 2 645 288, 88 рублей неосновательного обогащения (с учетом удовлетворения в судебном заседании от 17.07.2012 ходатайства об уточнении исковых требований).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Краевое государственное казенное учреждение "Кодинское лесничество". Определением от 17.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства, Краевое государственное автономное учреждение "Лесопожарный центр".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17.10.2012 участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, представляемая Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2012 года в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Группа "Илим" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19 декабря 2013 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
- расходы, связанные с тушением лесного пожара N 130 за период с 16.07.2011 по 30.07.2011, подтверждаются представленными в материалы дела документами: справками о заработной плате работников, табелями учета использования рабочего времени, приказами о тушении лесного пожара, расчетными листками работников, наряд-актами на производство работ, связанных с тушением лесного пожара, сведениями о рабочем времени и з/п работников, участвовавших в тушении лесного пожара, справками и ведомостями на списание ГСМ, справками и ведомостями на списание материалов и инвентаря, актами и ведомостями на списание продуктов питания, договорами с третьими лицами, актами, счетами-фактурами, справками, путевыми листами, платежными поручениями и иными документами, а также документами, оформленными третьими лицами - ООО "Кутарей-лес", ООО "Искандер", ООО "БАС-трейд",
- недостатки, допущенные истцом при оформлении первичных и учетных документов, в совокупности с иными представленными в материалы дела документами не исключают возможности проверки реальности хозяйственных операций,
- для подтверждения факта продолжения лесного пожара N 130 после 22.07.2011 ОАО "Группа "Илим" представило объяснения двух работников, непосредственно участвовавших в тушении пожара N 130 - Смирнова П.А. и Киселева С.П.; письмо от 04.10.2012 г. N 2-08/2563 Федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"; письмо от 24.10.12 г. N 2233 Областного государственного бюджетного учреждения "Иркутская база авиационной охраны лесов" с приложением снимков и протокол осмотра официального сайта ФГУ "Авиалесоохрана", основанные на данных информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз),
- сведения из ИСДМ Рослесхоз доказывают, что лесной пожар не прекращался после 22.07.2011, и более того имел значительную площадь, протокол N 130 о лесном пожаре, составленный ОАО "Группа "Илим", подтверждает участием истца в тушении лесного пожара N 130 после 22.07.2011,
- документы, представленные КГАУ "Лесопожарный центр", подтверждающие действие пожара N 130 в квартале 214 Ковинского участкового лесничества в период с 16.07.2011 по 22.07.2011, не являются доказательствами, посредством которых можно установить обстоятельства для правильного разрешения дела, а применительно к периоду с 23.07.2011 по 30.07.2011 не могут рассматриваться в качестве относимых доказательств,
- истцом представлено подробное обоснование необходимости участия в тушении лесного пожара, задействованного обществом количества техники со ссылкой на действующее гражданское законодательство и фактические обстоятельства дела,
- снятие режима "Чрезвычайная ситуация" в Кежемском районе не может служить однозначным доказательством прекращения действия лесного пожара N 130 и, как следствие, отсутствия необходимости выполнения работ по его тушению ОАО "Группа "Илим" после 26.07.2011,
- суд при установлении факта окончания лесного пожара N 130, а именно 22.07.2011, необоснованно придал определяющее значение Ведомости лесных пожаров, представленной КГКУ "Кодинское лесничество", а представленная в Ведомости лесных пожаров информация оценена судом без сопоставления ее с иными обстоятельствами.
Федеральное агентство лесного хозяйства представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2012 года законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу ОАО "Группа "Илим" удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда 13 февраля 2013 года апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Группа Илим" принята к производству, назначено судебное заседание на 12 марта 2013.
Третьи лица: Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Краевое государственное казенное учреждение "Кодинское лесничество", Муниципальное образование Кежемский район Красноярского края в лице Администрации Кежемского района Красноярского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, представляемая Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярский край в лице министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123, части 3 статьи 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 13.02.2013 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения 14.02.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru//) в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Краевого государственного казенного учреждения "Кодинское лесничество", Муниципального образования Кежемский район Красноярского края в лице Администрации Кежемского района Красноярского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, представляемая Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярский край в лице министерства финансов Красноярского края.
В судебном заседании представитель ОАО "Группа Илим" заявил ходатайство о вызове в зал судебного заседания свидетелей - лиц, которые непосредственно занимались организацией и тушением лесного пожара: Смирнова Павла Алексеевича, Киселева Сергея Павловича.
Представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края возразил против удовлетворения заявленного ходатайства, указав, что данные лица являются работниками истца.
Представитель Краевого государственного автономного учреждения "Лесопожарный центр" возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии со статьями 56, 67, 68, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений кодекса об относимости и допустимости доказательств, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства истца о вызове работников истца в качестве свидетелей, о чем вынес протокольное определение 12.03.2013. Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в материалы дела представлены письменные пояснения указанных лиц ( т.7, л.д.57,58).
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края представила суду отзыв на апелляционную жалобу ОАО "Группа Илим". Поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласна с решением суда первой инстанции. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" декабря 2012 года по делу N А33-5876/2012 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Краевого государственного автономного учреждения "Лесопожарный центр" представил суду отзыв на апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Группа Илим". Поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" декабря 2012 года по делу N А33-5876/2012 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов в обоснование доводов апелляционной жалобы, а именно: копии приказа "о создании Единого центра обслуживания - кадры" от 09.11.2010; копии приказа "о мерах по охране арендованных лесов от пожаров в 2011 году".
Представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
Представитель Краевого государственного автономного учреждения "Лесопожарный центр" возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил: в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказать, так как не представлено обоснование невозможности представления данных дополнительных доказательств в суд первой инстанции; вышеуказанные документы вернуть представителю открытого акционерного общества "Группа Илим".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
10.11.2008 между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО "ИлимСибЛес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 210-з (в редакции дополнительных соглашений) (далее по тексту - договор аренды), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок на срок 46 лет, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего договора (далее - лесной участок) (пункт 1 договора аренды), т.2, л.д.182-203.
На основании договора передачи прав обязанностей N 740/646 от 24.11.2009 права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды лесного участка N 210-з от 10.11.2008 переданы ОАО "Группа "Илим", т.2, л.д.123-138.
Лесной участок площадью 60241 га, расположен: Россия, Красноярский край, Кежемский район, КГУ "Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, предназначен для заготовки древесины сроком на 46 лет (пункт 2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 8 от 19.12.2008).
Схемы расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 3 договора аренды).
В подп. "е" пункта 13 договора аренды стороны предусмотрели обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение, а также следующие обязанности: осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектов освоения лесов к настоящему договору.
В 2011 году работы по тушению лесных пожаров и ликвидации вызванных ими чрезвычайных ситуаций и их последствий на землях лесного фонда в границах Красноярского края осуществляло ГПКК "Лесопожарный центр" в рамках государственных контрактов, заключённых с Агентством лесной отрасли Красноярского края в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В 2012 году в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 28.12.2012 N 1169-р ГПКК "Лесопожарный центр" было преобразовано в Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов (сокращённое наименование - КГАУ "Лесопожарный центр").
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (заказчиком) и КГАУ "Лесопожарный центр" (подрядчик) заключен государственный контракт N 108 от 15.07.2011 на выполнение работ по охране и защите лесов на землях лесного фонда на территории Красноярского края, по условиям пункта 2.6. которого для исполнения условий государственного контракта подрядчик может привлекать субподрядчиков, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством - лицензией, сертификатом либо другим документом, подтверждающим их право на выполнение данного вида работ. При этом ответственность за выполняемые работы по договору несет подрядчик. Расчеты с субподрядчиком осуществляет подрядчик за счет собственных средств.
Согласно сметно-финансовому расчету (приложение N 2 государственному контракту N 108 от 15.07.2011) сумма контракта составила 173 669 729 рублей 76 копеек.
По государственному контракту N 125 от 23.12.2011 Агентство лесной отрасли (заказчик) поручило, а КГАУ "Лесопожарный центр" (подрядчик) приняло на себя выполнение в 2011 году работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обусловленной лесными пожарами на землях лесного фонда на территории Красноярского края, в части тушения лесных пожаров.
В соответствии с условиями государственных контрактов оплата работ по тушению лесных пожаров осуществляется из фактических затрат (приложение 2 - Сметно-финансовый расчет). При этом в соответствии с пунктом 2.1. договора для сдачи-приёмки работ по тушению пожаров Исполнитель предоставляет пакет документов, подтверждающий фактические затраты по тушению лесных пожаров, в соответствии с рекомендациями доведенными письмом Рослесхоза от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений".
В пункте 3.1. государственного контракта N 125 от 23.12.2011 указано, что источник финансирования работ по настоящему государственному контракту - средства резервного фонда Правительства Красноярского края. За выполненную работу, согласно настоящему контракту, заказчик оплачивает подрядчику сумму в размере 68 960 000 рублей.
Указанные денежные средства в размере 68 960 000 рублей выделены из средств резервного фонда Правительства Красноярского края на основании распоряжения Правительства Красноярского края N 1135-р от 21.12.2011.
14 июля 2011 года в 15 час. 30 мин. на территории арендуемого лесного участка в зоне авиационной охраны в квартале 214 Ковинского участкового лесничества Кодинского лесничества службой авиапатрулирования КГАУ "Лесопожарный центр" обнаружен лесной пожар, которому был присвоен условный N 130. В материалы дела представлен протокол о лесном пожаре N 130, составленный начальником Кодинского авиаотделения Анкудиновым В.В.
В 23 час. 00 мин. 14.07.2011 начальником Кодинского отделения КГАУ "Лесопожарный центр" в адрес руководителя ОАО "Группа "Илим" направлено требование срочно выделить для тушения лесного пожара N 130 обнаруженного 14.07.2011 в квартале N 214 Ковинского участкового лесничества и отправить на тушение 15 человек, лопаты, бензопилы, РЛО, продукты питания на 5 рабочих дней; подготовить людей 15.07.2011 при готовности по телефону (номер указан в требовании).
15.07.2012 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Кежемского района Красноярского края принято решение N 22 о введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" в связи с лесными пожарами. Согласно указанному решению КГБУ "Кодинское лесничество" выдано предписание в предприятия района на выделение необходимой рабочей силы и техники на тушение лесных пожаров; руководителям предприятий запрещена производственная деятельность в лесных массивах с использованием открытого огня.
В 10 час. 00 мин. 16.07.2011 начальником Кодинского отделения КГАУ "Лесопожарный центр" в адрес руководителя ОАО "Группа "Илим" направлено требование срочно выделить для тушения лесного пожара N 130 и отправить на тушение 100 человек, лопаты, бензопилы, РЛО, продукты питания на 5 рабочих дней; направиться в Кодинский аэропорт 16.07.2011 прибытие в 23 час. 00 мин.
08 час. 00 мин. 20.07.2011 начальником Кодинского отделения КГАУ "Лесопожарный центр" в адрес руководителя ОАО "Группа "Илим" направлено требование выделить для тушения лесного пожара N 130 30 человек в полном обмундировании и направиться в 311 кв. для доброски вертолетом на М.П. N 214; по прибытию людей сообщить по телефону (номер телефона указан в требовании).
26.07.2012 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Кежемского района Красноярского края принято решение N 23 об отмене функционирования в режиме чрезвычайных ситуаций.
В суде апелляционной инстанции представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края пояснил, что договор с ОАО "Группа Илим" не заключен, акты, подтверждающие факт выполнения ОАО "Группа Илим" работ по тушению лесных пожаров, агентство не подписывало, работы по тушению пожаров не принимало, соответственно правовых оснований для возмещения понесенных ОАО "Группа Илим" расходов на тушение лесных пожаров (возмещения неосновательного обогащения) не имеется.
Как следует из сводного реестра расходов по тушению лесных пожаров N 11 к государственному контракту N 108 от 15.07.2011, ГПКК "Лесопожарный центр" осуществляло тушение лесного пожара N 130 (от 14.07.2011), затраты на тушение данного пожара составили 3 372 118 рублей 92 копеек, общая сумма расходов по реестру N 11 составила 7 044 310 рублей 82 копеек.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ N 16 от 12.12.2011, работы по тушению лесного пожара N 130, выполненные КГАУ "Лесопожарный центр", приняты агентством лесной отрасли и оплачены платежным поручением N 425 от 14.12.2011.
В материалы дела третьим лицом - КГАУ "Лесопожарный центр" представлен журнал по учету затрат на тушение (ликвидацию) лесного пожара N 130, по Кодинскому авиотделению, содержащий отчеты о выполнении производственных заданий, из которых следует, что пожар, обнаруженный 14.07.2011, площадью возгорания 180 га был ликвидирован в 16 час. 20 мин. 22 июля 2011 года сотрудниками АПС, ПХС, КГАУ "Лесопожарный центр".
Журнал по учету затрат на тушение (ликвидацию) лесного пожара N 130, представленный КГАУ "Лесопожарный центр" содержит, в том числе: докладную записку инструктора ДПГ Красноярского авиаотделения Симанович С.А. с описанием проводимых работ по тушению пожара, периода проведения работ, количества задействованных рабочих; производственные задания, выданные группам работников, задействованных в тушении, с указанием целей задания, способов доставки работников к месту тушения, района выполнения работ, определения категории сложности пожара, время начала и окончания проводимых работ, состава группы, количества отработанных часов; приказы директора КГАУ "Лесопожарный центр" о привлечении работников к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени; табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда; маршрутные листы для служебных разъездов; расчетную ведомость N 130 от 22.07.2011 за период с 14.07.2011 по 22.07.2011, приказы о поощрении работников; заявки на полет; бортовые журналы летчиков-наблюдателей; акты о списании материальных запасов; ведомости на выдачу продуктов питания работникам; акты о списании ГСМ, нормы расхода ГСМ, счета-фактуры и товарные накладные на поставку и оплату ГСМ, бухгалтерские справки-расчеты, справка о затратах, акты выполненных работ.
Согласно пунктам 12, 13 Протокола КГАУ "Лесопожарный центр" N 130 о лесном пожаре, при тушении пожара приняты следующие средства и методы: окопка лопатами по кромке пожара, заливание водой из РЛО; приняты меры к окарауливанию пожара, распиловка упавших деревьев, заливание водой из РЛО.
Стоимость работ по тушению пожара, согласно данным КГАУ "Лесопожарный центр", составила 3 372 118 рублей 92 копеек, общая сумма ущерба - 3 372 118 рублей 92 копеек (пункт 15 протокола).
Согласно пояснениям истца после 22.07.2012 пожар на арендуемом истцом лесном участке фактически продолжал действовать и был окончательно ликвидирован 30 июля 2011 года.
Из искового заявления следует, что ОАО "Группа "Илим" приняты меры для ликвидации лесного пожара: направлены к местам возгораний работники в количестве порядка 90 человек, обеспеченные средствами пожарного тушения, доставлены бульдозеры и иная специальная техника, привлечены сторонние подрядчики ООО "Кутарей-Лес", ООО "Искандер", ИП Крейнис В.Г., ИП Хвоенок В.В., ООО "БАС-Трейд".
В материалы дела истцом представлен протокол N 130 о лесном пожаре без даты, составленный ведущим инженером ОЛХ, ВиЛ Семисаженовым И.А., в котором зафиксировано, что 14.07.2011 в 16 час. 30 мин. с патрульного самолета летнабом Кодинского авиотделения Саблиным Н.В., был обнаружен пожар в квартале 214 Ковинского участкового лесничества Кодинского лесничества, арендованном ОАО "Группа "Илим". В данном протоколе указано, что тушение пожара начато 16.07.2011, пожар ликвидирован 30.07.2011 (время начала тушения и время окончания не указано).
Графы протокола о площади и виде пожара, о том сколько отработано на пожаре человеко-дней, коне-дней, автомашиносмен, тракторосмен, о потерях в результате пожара (стоимости работ, обща сумма ущерба) не заполнены.
Для подтверждения факта продолжения лесного пожара N 130 после 22.07.2011 ОАО "Группа "Илим" представило, в том числе:
- письмо от 04.10.2012 N 2-08/2563 Федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", в котором указано, что по данным ИСДМ - Рослесхоз пожар зарегистрирован под N к-2648 гп территории квартала N 214 Ковинского участкового лесничества "Кодинское лесничество" Красноярского края (географические координаты - широта 58 11,13, долгота 100 50,13). Дата обнаружения пожара 14.07.2011 на площади 97 га, на дату наблюдения 24.07.2011 площадь пожара составила 295 га. Полная ликвидация зафиксирована 03.08.2011;
- письмо от 24.10.2012 N 2233 Областного государственного бюджетного учреждения "Иркутская база авиационной охраны лесов" с приложением снимков и протокол осмотра официального сайта ФГУ "Авиалесоохрана", в котором указано, что на основании данных информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз) по состоянию на 24.07.2011 термальная точка к-2648 является активной, площадь составляет 295,3 га, снимки за период с 14.07.2011 по 24.07.2011;
- объяснения рабочих (ведущие инженеры), участвовавших в тушении пожара: Смирнова П.И., Киселева С.П.
С целью подтверждения сведений о наличии лесного пожара ОАО "Группа "Илим" проведен осмотр публично-доступного ресурса ИСДМ Рослесхоз на официальном сайте ФГУ "Авиалесоохрана" в сети Интернет, о чем составлен протокол осмотра. Как следует из протокола осмотра, на изображениях в каждую из дат периода с 14 июля по 03 августа 2011 года красными линиями обозначена фигура V с цифровым показателем 60989, который соответствует лесному пожару К-2648 (по данным ИСДМ Рослесхоз) и N 130 (по данным лесничества). Географические координаты лесного пожара также соответствуют информации, полученной от Федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", и документам авиаотделения КГАУ "Лесопожарный центр".
В опровержение доводов истца о дате ликвидации пожара ответчиком в материалы дела представлена "Ведомость лесных пожаров, возникших за июль месяц пожароопасного сезона 2011 года: на территории Кодинского лесничества, обслуживаемой Кодинским авиаотделением КГАУ "Лесопожарный центр". В данной ведомости, подписанной руководителем КГКУ "Кодинское лесничество" В.В. Заболотиным, отражена, среди прочего, информация о лесном пожара N 130, в том числе зафиксирована дата его ликвидации - 22.07.2011.
Агентство лесной отрасли Красноярского края и КГАУ "Лесопожарный центр" указывают, что завершение КГАУ "Лесопожарный центр" (далее - предприятие) работ по тушению пожара N 130 22.07.2011 и последующая приемка государственным заказчиком (Агентством) данных работ, как надлежаще выполненных, являются доказательством факта выполнения предприятием по состоянию на 22.07.2011 всех технологических стадий процесса тушения пожара в рационально обоснованном объёме.
На момент обнаружения пожара N 130 на территории Кодинского лесничества был установлен 3 КПО, при этом со дня его ликвидации 22.07.2011 по 30.07.2011 КПО не поднимался выше второго. На территории, обслуживаемой Кодинским авиаотделением (в том числе зона действия пожара N 130), выпадение осадков в количестве 3,5 мм зафиксировано 22.07.2011 и 26.07.2011. При этом Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утв. Приказом Рослесхоза от 30.05.1995 N 100 связывают прекращение последней стадии работ по тушению лесного пожара (периодического осмотра места пожара после завершения окарауливания) непосредственно с выпадением осадков в количестве не менее 3 мм.
В материалы дела КГАУ "Лесопожарный центр" представлены показатели пожарной опасности по отделениям.
Согласно пояснениям истца, ОАО "Группа "Илим" не в составе сводной группы, а самостоятельно принимало участие в тушении лесного пожара N 130 в период с 16.07.2011 по 30.07.2011.
Вследствие проведения всех мероприятий, как указывает истец, связанных с тушением лесного пожара N 130 за период с 16.07.2011 по 30.07.2011, ОАО "Группа "Илим" понесло расходы в общей сумме 2 645 288 рублей 80 копеек, в том числе:
- 1 206 468 рублей 73 копейки - расходы на оплату труда работникам ОАО "Группа "Илим", участвовавшим в тушении лесного пожара;
- 418 644 рублей 65 копеек - отчисления на социальное страхование во внебюджетные фонды;
- 1 499 рублей 45 копеек - затраты на материалы и инвентарь для тушения лесного пожара;
- 168 207 рублей 98 копеек - расходы на горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ) для тушения лесного пожара;
- 87 150 рублей 02 копейки - затраты на продукты питания для работников ОАО "Группа "Илим", участвовавших в тушении пожара;
- 399 214 рублей 85 копеек - работы (услуги) по договору с ООО "Кутарей-Лес";
- 132 160 рублей - работы (услуги) по договору с ООО "Искандер";
- 82 500 рублей - работы (услуги) по договору с индивидуальным предпринимателем Крейнис В.Г.;
- 28 800 рублей - работы (услуги) по договору с индивидуальным предпринимателем Хвоенко В.В.;
- 120 643 рублей 20 копеек - работы (услуги) по договору с ООО "БАС-Трейд".
В подтверждение расходов на оплату труда работникам ОАО "Группа "Илим", участвовавшим в тушении лесного пожара, а также отчислений на социальное страхование в материалы дела представлены справки о заработной плате работников, участвующих в тушении пожара N 130 в июле 2011 года, табели учета использования рабочего времени за июль 2011 года, приказы и.о. директора филиала ОАО "Группа "Илим" Н.И. Ковальчук, директора филиала И.Б. Сапункова о тушении лесного пожара N 130 с приложением списков работников, направляемых на пожар, сведения от 09.07.2011 о рабочем времени и заработной плате работников, участвовавших в тушении пожара N130, информационно-расчетные листки работников за июль 2011 года с указанием начисленной заработной платы, наряд-акт на производство работ, связанных с тушением лесного пожара от 31.07.2011 на сумму 1 206 468 рублей 73 копейки, выписки из сводных ведомостей на начисление заработной платы за июль 2011 года, платежные поручения на перечисление заработной платы за июль 2011 года, платежные поручения о перечисления страховых взносов.
В подтверждение расходов на покупку материалов и инвентаря для тушения лесного пожара, расходов на приобретение ГСМ, расходов на продукты питания в материалы дела представлены документы бухгалтерской отчетности: акты на отпуск материалов, акты списания продуктов питания, ведомости расчета и выдачи продуктов питания ведомости списания пожарного инвентаря и оборудования к актам; ведомости учета выдачи ГСМ, товарные накладные, транспортные накладные, счета-фактуры, приходные ордера, платежные поручения об оплате стоимости приобретенных ГСМ,путевые листы.
В материалы дела представлен перечень транспортных средств, участвующих в тушении пожара, а также договоры и документы бухгалтерской отчетности, подтверждающие их исполнение с ООО "Кутарей-Лес", ООО "Искандер", ООО "БАС-Трейд", документы бухгалтерской отчетности по сделкам с индивидуальным предпринимателем Хвоенок В.В., индивидуальным предпринимателем Крейнис В.Г.
В материалы дела представлен акт от 31.07.2011 о выполненных работах по тушению лесных пожаров на сумму 2 629 780 рублей 68 копеек, составленный между ОАО "Группа "Илим" и Агентством лесной отрасли. Указанный акт со стороны агентства не подписан.
Письмами N ЦО 20100/01-182 от 21.12.2011 и N Фур 8100-02/624 от 05.03.2012 ОАО "Группа "Илим" предложило Агентству лесной отрасли Красноярского края возместить стоимость выполненных работ по тушению лесного пожара.
Письмом от 15.03.2012 N 20/я - 2326 Агентство лесной отрасли Красноярского края отказало в возмещении стоимости проведенных работ по тушению пожара, мотивируя невозможностью выделения в 2012 году бюджетных средств на оплату расходов 2011 года, а также непредставлением первичных учетных документов (оправдательных документов), подтверждающих расходы на тушение лесных пожаров.
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства исх. N ЮД-03-54/3098 от 27.03.2012 в цепях разъяснения обязанностей арендаторов лесных участков при возникновении лесных пожаров Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило Департаменту лесного хозяйства по федеральным округам, что действующим законодательством обязанность по тушению лесных пожаров на лесопользователей не возложена. Вместе с тем в целях минимизации ущерба, причиняемого имуществу арендаторов лесными пожарами, и обеспечения непрерывной хозяйственной деятельности арендаторы вправе получить лицензии на соответствующие виды деятельности и тушить лесные пожара на предоставленных им участках в установленном порядке.
Справкой по противопожарным мероприятиям на имя начальника ОНД по Кежемскому району УНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю КГКУ "Кодинское лесничество" сообщило, что лесной пожар N 130, обнаруженный на территории Ковинского участкового лесничества КГКУ "Кодинское лесничество" находится в отдалённом месте и относится к авиационной зоне охраны лесов от лесных пожаров. Данный пожар находится в арендной базе "ОАО Группа-Илим". Перечень мероприятий, по обеспечению противопожарной безопасности в кварталах, где произошли лесные пожары, не проводился. Лесозаготовка и другие виды работ в данных кварталах, не проводились.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли суммы неосновательного обогащения размере 2 645 288 рублей 88 копеек. При этом истец не конкретизирует размер требований к каждому из ответчиков.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81-84 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторами лесных участков осуществляются, на основании проекта освоения лесов, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи меры пожарной безопасности: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (в ред. от 05.05.2011) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (пункт 7 Правил).
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из пояснений Министерства финансов Красноярского края следует, что в 2011 году в федеральном бюджете по Красноярскому краю была предусмотрена субвенция на реализацию полномочий в области лесных отношений в общем объеме 1 688 004,2 тыс.рублей (исполнены на 98,4 % от уточненной бюджетной росписи, что составляет 1 716 066,4 тыс. рублей). В защищенных бюджетных проектировках в 2011 году на мероприятия по тушению лесных пожаров предусмотрено 184 090, 7 тыс. рублей с учетом межрегионального маневрирования.
Агентство лесной отрасли Красноярского края пояснило, что расходы на исполнение переданных Красноярскому краю полномочий в области лесных отношений в 2011 году исполнены в сумме 1 688 004,2 тыс. рублей, что составляет 98,4 % от уточненной бюджетной росписи (1 716 066,4 тыс. рублей).
С учетом положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2006 N 837; Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838, пунктов 1, 4 статьи 85, пунктов 1, 3 статьи 133, подпункта 2 пункта 3 статьи 158, пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.4.17, 5.17. Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", пунктов "и", "р" статьи 9 Закона Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды", пунктов 1.1., 1.6 Постановления Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п "Об утверждении Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников агентства лесной отрасли Красноярского края", Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство не исключает возможность финансирования затрат на тушение лесных пожаров за счет средств субвенций, выделенных из федерального бюджета на реализацию преданных полномочий в области лесных отношений.
Из системного и буквального содержания статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, между Агентством лесной отрасли Красноярского края (заказчиком) и КГАУ "Лесопожарный центр" (подрядчик) заключен государственный контракт N 108 от 15.07.2011 на выполнение работ по охране и защите лесов на землях лесного фонда на территории Красноярского края. Согласно сметно-финансовому расчету (приложение N 2 государственному контракту N 108 от 15.07.2011) сумма контракта составила 173 669 729 рублей 76 копеек.
По государственному контракту N 125 от 23.12.2011 КГАУ "Лесопожарный центр" приняло на себя выполнение в 2011 году работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обусловленной лесными пожарами на землях лесного фонда на территории Красноярского края, в части тушения лесных пожаров.
Обращаясь в суд первой инстанции с требованиями о взыскании неосновательного обогащения, истец утверждал, что принимал участие в работах по тушению лесного пожара на территории арендуемого лесного участка в квартале 214 выделе N 10 Ковинского участкового лесничества Кодинского лесничества в период с 16.07.2012 по 30.07.2011, то есть до полной его ликвидации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии данной нормой гражданские права и обязанности могут возникать, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение должен доказать:
-факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца;
-отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения;
-размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статья 53.4. Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.
Таким образом, выполнение работ по тушению лесного пожара может считаться надлежащим исключительно при условии выполнения всех технологических стадий. При этом, факт сдачи-приемки работ по тушению конкретного лесного пожара в рамках государственного контракта подтверждает надлежащее выполнение соответствующих работ для государственных нужд, включая все вышеназванные процессы.
Как указывает истец, ОАО "Группа "Илим" в период с 16.07.2011 по 30.07.2011 приняты меры для ликвидации лесного пожара: направлены к местам возгораний работники в количестве порядка 90 человек, обеспеченные средствами пожарного тушения, доставлены бульдозеры и иная специальная техника, привлечены сторонние подрядчики ООО "Кутарей-Лес", ООО "Искандер", ИП Крейнис В.Г., ИП Хвоенок В.В., ООО "БАС-Трейд".
Из протокола N 130 о лесном пожаре, составленном сотрудником ОАО "Группа "Илим" ведущим инженером ОЛХ, ВиЛ Семисаженовым И.А., назначенным и.о. руководителя филиала ОАО "Группа "Илим" в Усть-Илимском районе Иркутской области руководителем тушения лесного пожара, следует, что лесной пожар был обнаружен 14.07.2011, его тушение ОАО "Группа "Илим" начато 16.07.2011, а ликвидирован пожар - 30.07.2011.
Вместе с тем, в соответствии с протоколом N 130 о лесном пожаре, составленном начальником Кодинского авиаотделения В.В. Анкудиновым, лесной пожар N 130 был обнаружен 14.07.2011, тушение пожара начато 14.07.2011, а ликвидирован пожар - 22.07.2011.
Кроме того, в материалах дела имеется, представленный КГАУ "Лесопожарный центр", бортовой журнал летчика-наблюдателя от 22.07.2011, из котором зафиксировано, что 22.07.2011 совершены посадки для сбора групп с места тушения, работающей на тушении лесного пожара N 130, из чего следует, что работы по тушению пожара были закончены, пожар потушен 22.07.2011.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности протокол о лесном пожаре N 130, составленный начальником Кодинского авиаотделения В.В. Анкудиновым, ведомость о лесных пожарах, составленную КГКУ "Кодинское лесничество", бортовой журнал летчика-наблюдателя от 22.07.2011 правильно пришел к выводу о том, что датой окончания пожара N 130 является не 30.07.2011, как указывает истец, а 22.07.2011.
Для подтверждения факта продолжения лесного пожара N 130 после 22.07.2011 ОАО "Группа "Илим" представило, в том числе:
- письмо от 04.10.2012 N 2-08/2563 Федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", в котором указано, что по данным ИСДМ - Рослесхоз пожар зарегистрирован под N к-2648 гп территории квартала N 214 Ковинского участкового лесничества "Кодинское лесничество" Красноярского края (географические координаты - широта 58 11,13, долгота 100 50,13). Дата обнаружения пожара 14.07.2011 на площади 97 га, на дату наблюдения 24.07.2011 площадь пожара составила 295 га. Полная ликвидация зафиксирована 03.08.2011;
- письмо от 24.10.2012 N 2233 Областного государственного бюджетного учреждения "Иркутская база авиационной охраны лесов" с приложением снимков и протокол осмотра официального сайта ФГУ "Авиалесоохрана", в котором указано, что на основании данных информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз) по состоянию на 24.07.2011 термальная точка к-2648 является активной, площадь составляет 295,3 га, снимки за период с 14.07.2011 по 24.07.2011.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на указанные письма о том, что снятие режима "Чрезвычайная ситуация" в Кежемском районе не может служить однозначным доказательством прекращения действия лесного пожара N 130 и, как следствие, отсутствия необходимости выполнения работ по его тушению ОАО "Группа "Илим" после 22.07.2011, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные.
Из сообщения о лесном пожаре N К2648 ФГУ "Авиалесоохрана" по динамике развития пожара следует, что 14.07.2011 указано состояние пожара "действует", 24.07.2011 - "действует", с 25.07.2011 по 02.08.2011 -"нет данных", 03.08.2011 -"ликвидирован", указана площадь гари, гари по повреждениям растительности (т.5, стр.85-86).
Из схемы области пожара к-2648 (состояние на 03.08.2011) по данным ИСДМ Рослесхоза следует, что датой первого наблюдения пожара является 14.07.2011, датой последнего наблюдения - 24.07.2011. При этом, по состоянию на 03.08.2011 на схеме в области пожара к-2648 указано обозначение контура гари, а не действующего пожара (согласно расшифровки обозначений контуров), т.5, л.д.87.
Таким образом, указанные документы не подтверждают доводы истца.
Судом первой инстанции при оценке документов, представленных в материалы дела, также принято во внимание условность, высокая степень погрешности и специфика данных спутникового мониторинга, а также объективные причины расхождения сведений о площади пожара, полученных по результатам космомониторинга и авиапатрулирования. БМПО ИСДМ-Рослесхоз не всегда может определить реальную дату ликвидации лесного пожара в связи с отсутствием информации, в том числе по следующим причинам: затухание (слабое горение) пожара, время и траектория пролета не позволяют спутнику увидеть пожар, высокий процент облачности, помехи от дыма пожаров на сопредельной территории. В связи с этим дата ликвидации пожара по данным космомониторинга определяется условно - десятый день после последнего наблюдения пожара.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при оценке доказательств, подтверждающих дату окончания пожара 22.07.2011, первостепенное значение придал Ведомости лесного пожара, не принимается.
Суд первой инстанции в полном соответствии с требованиями статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса оценил все представленные доказательства и подробно мотивировал все выводы в судебном акте.
В том числе, вывод об отсутствии лесного пожара N 130 после 22.07.2011 и отсутствии необходимости осуществлять какие-либо мероприятия по дотушиванию пожара, основан на совокупности представленных ответчиком и третьими лицами доказательств, а именно, суд оценил:
- протокол N 130 о лесном пожаре, составленном начальником Кодинского авиаотделения В.В. Анкудиновым, в соответствии с которым лесной пожар N 130 был обнаружен 14.07.2011, тушение пожара начато 14.07.2011, а ликвидирован пожар -22.07.2011;
- акт сдачи-приемки работ по тушению лесного пожара N 130, подписанный между агентством лесной отрасли Красноярского края и КГАУ "Лесопожарный центр" - организацией, выполнявшей тушение лесных пожаров в рамках государственных контрактов, заказчиком которых являлось агентство лесной отрасли; подписание такого акта свидетельствует о завершении всех необходимых технологических стадий тушения лесного пожара к 22.07.2011;
- "Ведомость лесных пожаров, возникших за июль месяц пожароопасного сезона 2011 г.: на территории Кодинского лесничества, обслуживаемой Кодинским авиаотделением КГАУ "Лесопожарный центр";
- факт отсутствия направления ОАО "Группа Илим" в соответствии с требованиями части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации сообщения об обнаружении лесного пожара в квартале N 214 Ковинского участкового лесничества после 22.07.2011 и необходимости возобновления (продолжения) выполнения работ по его тушению в специализированную диспетчерскую службу;
- факт выпадения осадков, в том числе в зоне действия пожара N 130 в количестве 3,5 мм 22.07.2011 и 26.07.2011, установление 2 класса пожарной опасности со дня ликвидации пожара - 22.07.2011 года по 30.07.2011.
- представленный КГАУ "Лесопожарный центр" бортовой журнал летчика-наблюдателя от 22.07.2011, в котором зафиксировано, что 22.07.2011 совершены посадки для сбора групп с места тушения, работавших на тушении лесного пожара N 130, из чего следует, что работы по тушению пожара были закончены, пожар потушен 22.07.2011.
Суд также обоснованно пришел к выводу о том, что пояснения рабочих (ведущие инженеры), участвовавших в тушении пожара Смирнова П.И. и Киселева С.П. не могут являться надлежащими доказательствами, подтверждающими продолжение лесного пожара, поскольку Смирнов П.И. и Киселев С.П. являются работниками истца.
Из материалов дела следует, что лесной пожар N 130 был ликвидирован 22.07.2011 сотрудниками КГАУ "Лесопожарный центр", осуществляющего тушение лесных пожаров на основании государственного контракта и действующего в интересах государства, фактически реализуя функции государственного органа - агентства. Процесс выполнения КГАУ "Лесопожарный центр" работ по тушению лесных пожаров контролировался подведомственными агентству, обладающими соответствующими полномочиями учреждениями - лесничествами, вся первичная документация, которая была представлена КГАУ "Лесопожарный центр" в материалы дела явилась основанием для предъявления КГАУ "Лесопожарный центр" к возмещению агентством затрат на тушение пожаров, составлялась при участии представителей лесничеств.
Акты приемки выполненных работ по тушению лесных пожаров, в том числе пожара N 130, подтверждают факт выполнения КГАУ "Лесопожарный центр" обязанностей, установленных государственными контрактами, соблюдение предприятием всех технологических стадий тушения лесного пожара, достаточность для государства объема выполненных предприятием работ, отсутствие замечаний государственного органа к процессу выполнения работ и отсутствие необходимости выполнять еще какие-либо работы по тушению конкретного лесного пожара в интересах государства, как исполнителем работ, так и иными лицами.
Представленная в материалы дела "Ведомость лесных пожаров, возникших за июль месяц пожароопасного сезона 2011 года: на территории Кодинского лесничества, обслуживаемой Кодинским авиаотделением КГАУ "Лесопожарный центр" подписана руководителем КГКУ "Кодинское лесничество" В.В. Заболотиным.
С учетом изложенного, завершение предприятием работ по тушению пожара N 130 22.07.2011 и последующая приемка государственным заказчиком данных работ, как надлежаще выполненных, являются доказательством факта выполнения предприятием по состоянию на 22.07.2011 всех технологических стадий процесса тушения пожара в рационально обоснованном объеме.
Как следует из материалов дела, спорный период выполнения истцом работ по тушению лесного пожара N 130 частично совпадает с периодом действия режима "Чрезвычайная ситуация в лесах" муниципального характера (ЧС), который был введен КЧС и ОПБ Администрации Кежемского района 15.07.2012 и снят в установленном порядке 26.07.2012.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что присутствие сил и средств истца в спорный период в данном случае обусловлено производственными интересами истца, определяется его внутренними распорядительными актами, принятыми на основании субъективной оценки ситуации, и относится к производственной деятельности истца, а не к выполнению работ в интересах государства (в лице уполномоченного органа).
Частью 8 статьи 83 Лесного кодекса Российской федерации уполномоченному федеральному органу исполнительной власти предоставлено право издавать обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным положением Рослесхозом, как уполномоченным в области лесных отношений федеральным органом исполнительной власти приняты "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее по тексту - Рекомендации).
Рекомендации относят к расходам на тушение пожаров обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.
Таким образом, для подтверждения расходов, понесенных в связи с выполнением работ по тушению пожаров, должны быть представлены документы, оформленные в соответствии с Рекомендациями, соответственно оплата (возмещение затрат) по указанным работам за счёт средств субвенций возможна только в размере подтверждённом определёнными Рекомендациями первичными документами.
Абзацем 10 раздела 4 Рекомендаций установлено, что основным документом, дающим органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с тушением лесных пожаров, является государственный контракт (договор).
Согласно нормам действующего гражданского законодательства факт выполнения работ в рамках заключенных договоров либо в рамках достигнутого сторонами соглашения подтверждается в частности подписанным сторонами документом.
В соответствии с абзацем 20 раздела 4 Рекомендаций по порядку формирования и учета затрат, оплата работ по тушению лесных пожаров, выполненных по государственным контрактам (договорам), производится на основании актов выполненных работ, к которым прилагаются все документы, подтверждающие произведенные затраты.
Как установлено судом, и не оспаривается истцом государственный контракт на тушение лесных пожаров с ОАО "Группа "Илим" заключен не был, акты не подписывались.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что обществом расходы, связанные с тушением лесного пожара N 130 в период с 16.07.2011 по 30.07.2011 были произведены фактически и подтверждены документально. Недостатки, допущенные обществом при оформлении первичных и учетных документов, в совокупности с иными представленными в материалы дела документами не исключают возможности проверки реальности хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства об обстоятельствах дела должны исследоваться судом в их совокупности.
Суд первой инстанции, оценил все представленные истцом документы, в том числе, применительно к требованиям указанных Рекомендаций, и обоснованно пришел к выводу о том, что совокупность исследованных документов свидетельствует о недостоверности и противоречивости сведений, содержащихся в документах, представленных истцом в обоснование размера затрат, что не позволяет признать соответствующие расходы документально подтвержденными. Истцом не доказана необходимость выполнения работ по тушению лесного пожара N 130 после 22.07.2011, соответственно ОАО "Группа Илим" не представлены обоснования необходимости привлечения для тушения лесного пожара N 130 количества человеческих ресурсов и техники.
Оснований для иной оценки доказательств и обстоятельств дела судом апелляционной инстанции не имеется.
Остальные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, поскольку обязанность по тушению лесных пожаров на ОАО "Группа "Илим" не возлагалась. Доказательств, бесспорно подтверждающих затраты на тушение пожара, в материалы дела не представлено.
Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт и размер неосновательного обогащения ответчиков за счет истца, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся по делу доказательства, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" декабря 2012 года по делу N А33-5876/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5876/2012
Истец: ОАО Группа Илим
Ответчик: Красноярский край в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края, РФ в лице Федерального агенства лесного хозяйства
Третье лицо: ГПКК Лесопожарный центр, КГАУ Лесопожарный центр, КГКУ "Кодинское лесничество", Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, Минфин РФ в лице УФК по Красноярскому краю, МИФНС N 23 по КК, Мун. образование Кежемский район в лице Администрации Кежемского района, ОАО "Группа "Илим", РФ в лице Министерства финансов, РФ в лице министерства финансов РФ, Служба по контролб в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства