18 марта 2013 г. |
А11-6593/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Колодко Олега Николаевича (г.Москва) и Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.12.2012
по делу N А11-6593/2012,
принятое судьей Шеногиной Н.Е.
по заявлению индивидуального предпринимателя Колодко Олега Николаевича о признании незаконным решения Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской области от 29.06.2012 N 07-06/141,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Колодко Олега Николаевича - лично на основании паспорта, Попсуева А.М. по доверенности от 14.09.2011 без номера сроком действия три года;
Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области - Петровой Е.И. по доверенности от 05.02.3013 N ДПП-07-16 сроком действия три года;
Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Сунгуровой С.Д. по доверенности от 31.12.2012 N 2 сроком действия до 31.12.2013, Жилкина М.В. по доверенности от 06.02.2013 N 13 сроком действия до 31.12.2013,
и установил:
индивидуальный предприниматель Колодко Олег Николаевич (далее - Колодко О.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской области (далее - Водное управление, Отдел водных ресурсов) от 29.06.2012 N 07-06/141 об отказе в государственной регистрации договора водопользования от 13.06.2012, заключенного Колодко О.Н. и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области. Одновременно заявитель просил суд обязать Водное управление зарегистрировать в государственном водном реестре через Отдел водных ресурсов по Владимирской области вышеуказанный договор водопользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент природопользования, Департамент).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Колодко О.Н. и Департамент природопользования обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению Предпринимателя, решение уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации договора водопользование не мотивировано, не содержит ссылок на конкретные правовые нормы.
Департамент природопользования в своей апелляционной жалобе также обращает внимание на то, что оспариваемое решение не мотивировано. При этом форма договора природопользования является примерной и допускает отступление от ее содержания.
В судебном заседании Колодко О.Н. и его представитель, представители Водного управления и Департамента природопользования поддержали доводы апелляционных жалоб, дополнений к ним, а также отзывов на апелляционные жалобы.
Представитель Управления указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что индивидуальный предприниматель Колодко О.Н. обратился в Департамент природопользования с заявлением о предоставлении пруда на реке Вахилка у деревни Власьево Кипревского сельского поселения Киржачского района Владимирской области для использования его акватории, в том числе для рекреационных целей.
Письмом от 29.12.2011 N ДПП-3678-06-11 Департамент уведомил Колодко О.Н. о том, что право на заключение договора водопользования может быть приобретено им только по результатам аукциона.
07.03.2012 Департамент природопользования издал приказ N 21/01-08 о проведении открытого аукциона и утверждении документации об аукционе.
23.03.2012 в газете "Владимирские ведомости" и на официальном сайте в сети Интернет (http://dpp.avo.ru/activities/water) Департамент разместил извещение о проведении аукциона.
Департамент природопользования сформировал условия договора водопользования, направив проект договора водопользования на согласование в Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, администрацию Киржачского района.
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области и Центральное межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды почтовыми уведомлениями сообщили об отсутствии оснований для согласования с данными инстанциями условий водопользования.
По итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе составлен протокол от 31.05.2012 N 1, согласно которому аукцион признан несостоявшимся по причине наличия только одной заявки Колодко О.Н.
13.06.2012 Департамент природопользования (уполномоченный орган) и индивидуальный предприниматель Колодко О.Н. (водопользователь) подписали договор водопользования, который Департамент сопроводительным письмом от 20.06.2012 N ДПП-1552-06-11 направил в Водное управление для регистрации.
Письмом от 29.06.2012 N 07-06/141 Водное управление известило Департамент природопользования об отказе в государственной регистрации договора водопользования от 13.06.2012, обосновав свое решение несоответствием представленного комплекта документов требованиям действующего водного законодательства
В свою очередь Департамент почтовым отправлением от 03.07.2012 N ДПП-1708-06-11 сообщил Колодко О.Н. об отказе Водного управления в осуществлении регистрации в государственном водном реестре договора водопользования от 13.06.2012.
Не согласившись с таким решением Водного управления, индивидуальный предприниматель Колодко О.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 12, 13, 16, 21, 26, 30, 31 Водного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; постановлениями Правительства Российской Федерации: от 14.04.2007 N 230, от 12.03.2008 N 165, от 28.04.2007 N 253, от 23.11.1996 N 1403, от 10.04.2007 N 219; приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 N 128, от 02.11.2007 N 284, от 04.02.2008 N 26, от 31.10.2008 N 293 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26, статьей 21 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.3.3.1 Положения о Департаменте природопользования, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 01.02.2006 N 63, на Департамент возложены полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно статье 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (пункт 1).
В силу части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.
В соответствии со статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Указанным Постановлением утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта.
В пункте 5 названных Правил указано, что заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование представляется по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и в нем указываются: сведения о заявителе; наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; цель и срок использования акватории водного объекта.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, а также перечень документов, прилагаемых к нему.
Договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (пункт 12 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил содержание договора водопользования должно соответствовать требованиям Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Водного кодекса Российской Федерации к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
В статье 13 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор водопользования должен содержать: 1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса; 3) срок действия договора водопользования; 4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; 5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; 6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования; форма примерного договора водопользования.
При этом пунктом 2 названного постановления пункт 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, дополнен абзацем следующего содержания: "Договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Статья 31 Водного кодекса Российской Федерации определяет, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (пункт 1).
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (пункт 2).
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (пункт 3).
В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о бассейновых округах; о речных бассейнах; о водохозяйственных участках; о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; о водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водо-потреблении и водоотведении; о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования; об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.
Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее- Положение).
В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (пункт 3 Положения).
Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (пункт 4 Положения).
Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, территориальным органом которого является Верхне-Волжское бассейновое водное управление, в состав которого входит отдел водных ресурсов по Владимирской области (пункт 5 Положения).
Реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах" (пункт 6 Положения).
В пункте 12 Положения о ведении государственного водного реестра перечислены органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые предоставляют на безвозмездной основе Федеральному агентству водных ресурсов сведения для внесения в государственный водный реестр, в частности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды предоставляет сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима.
Форма реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 11 Положения).
Согласно пункту 16 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в случае предоставления соответствующим органом водного объекта в пользование направляет в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту водопользования для регистрации в реестре оформленные в установленном порядке следующие документы с сопроводительным письмом:
оригиналы договоров водопользования, о передаче прав и обязанностей по договору водопользования в 2 экземплярах - в течение 5 рабочих дней с даты подписания сторонами договоров; оригинал решения о предоставлении в пользование водного объекта в 2 экземплярах - в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения;
К сопроводительному письму прилагается также копия представленного на регистрацию оригинала указанных договора или решения, которая заверяется органом, осуществляющим регистрацию.
В силу пункта 18 Положения Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальный орган на основании оформленных в установленном порядке документов осуществляет регистрацию в случае предоставления водного объекта в пользование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в течение 10 рабочих дней с даты поступления от этих органов в территориальный орган Агентства документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения.
Пункт 19 Положения определяет, что регистрация осуществляется путем внесения записей в соответствующие формы реестра, для подтверждения которой на оригиналах документов, представленных на регистрацию, проставляется штамп установленного образца (отметка о регистрации) согласно правилам оформления регистрации, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 293 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр (далее- Административный регламент).
Согласно пункту 25 Административного регламента в случае если при рассмотрении вопроса о государственной регистрации договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования в Реестре выявляется, что документы для их государственной регистрации в Реестре:
1) не представлены в полном комплекте в соответствии с пунктом 44 Регламента;
2) не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пунктах 51.1 - 51.5 Регламента,
Направляется мотивированный отказ в государственной регистрации договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В данном случае у Водного управления не было замечаний к комплекту документов, представленных Департаментом на государственную регистрацию договора водопользования от 13.06.2012.
В силу пункта 51 Административного регламента регистратор в течение шести рабочих дней осуществляет рассмотрение документов, поступивших на государственную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства путем проверки:
51.1. Полномочий органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, и полномочий лиц, подписавших договор водопользования, договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования путем проверки полномочий, определенных в предоставленных документах, на соответствие статьям 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации.
51.2. Возможности использования водного объекта под заявленные цели путем проверки целей, заявленных в документах на соответствие статьям 43 - 54 Водного кодекса Российской Федерации, а также нормам, предусмотренным законодательством.
51.3. Параметров водопользования путем проверки:
1) возможности использования акватории водного объекта под заявленные цели (соблюдение законных прав и интересов третьих лиц);
2) наличия свободного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных и (или) дренажных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах;
3) возможности установленного использования водного объекта для целей производства электрической энергии.
51.4. Наличия требуемых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных законодательством, путем проверки наличия соответствующих документов.
51.5. Расчета платы за пользование водным объектом путем проверки соответствующих расчетов на соответствие установленным ставкам платы за пользование водными объектами и порядку ее расчета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764 утверждены Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности:
Платежным периодом признается квартал (пункт 3 Правил).
Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями (далее - плательщики). Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы (пункт 4 Правил).
Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части (пункт 5 Правил).
Платежной базой для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, является площадь предоставленной акватории водного объекта или его части (пункт 6 Правил).
Установлено по делу, что 13.06.2012 по результатам проведенного аукциона Департамент и Колодко О.Н. подписали договор водопользования, предметом которого является пользование прудом на реке Вахчилка 40/КАС/ВОЛГА/2231/87/459/61.
Согласно пункту 6 договора в сведениях о водном объекте указаны следующие морфометрические характеристики водного объекта, в том числе в месте водопользования: протяженность водотока (река Вахчилка) - 23, 0 км; протяженность пруда- 1, 6 км; расстояние от устья водотока (река Вахчилка) до места водопользования - 12, 0 км; площадь зеркала пруда на реке Вахчилка - 0, 546 км2; полезный объем пруда на реке Вахчилка - 1, 322 млн.м; средняя/максимальная/минимальная глубина пруда в месте водопользования - 2, 4/6,3/,-м; средняя/максимальная/минимальная ширина пруда в месте водопользования - 343,0/500,0/- м.
В пункте 7 договора указаны параметры водопользования - площадь акватории - 0,546 км2.
Указанные сведения о водном объекте включены в договор от 13.06.2012 на основании данных, содержащихся в письме Государственного учреждения "Владимирский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 31.10.2011 N 425 и кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 23.11.2011 N 33/203/11-149984 Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Владимирской области".
Проанализировав содержание договора водопользования от 13.06.2012 и приложенные к нему документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные Департаментом на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пунктах 51.1 - 51.5 Регламента.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации договора водопользования Водное управление исходило из того, что сведения о водном объекте, указанные в договоре водопользования от 13.06.2012, направленном на государственную регистрацию в Водное управление, расходятся с данными о названном водном объекте, содержащимися в государственном водном реестре.
Водное управление на запрос Департамента от 20.01.2012 N ДПП-91-06-11 письмом от 23.01.2012 N 07-06/06 сообщило последнему иную информацию о водном объекте: расстояние от устья -12 км. Пруд руслового типа, имеет ложбинообразную форму. Берега пологие, большей частью заболоченные. Дно пруда илистое. Характеристики пруда и плотины: полезный объем - 0,524 млн. м ; площадь зеркала - 0,38 км ; НПУ -159,5-м; ФПУ -170,2 м; максимальный проектный расход при ФПУ - 29, 0 м /сек; максимальный напор на водоподборное ГТС -5,9 м; максимальная высота водоподпорного ГТС -8,4 м, длина -350, 0 м; ширина по основанию -65, 0 м; длина напорного фронта ГТС -180,0 м. Оценка качества воды пруда в бассейне реки Вахчилка, д. Желдыбино: комбинаторный индекс загрязнея воды КИЗВ-21,6; удельный комбинированный индекс загрязнения воды УКИЗВ -1,97; класс, разряд качества воды -2 слабозагрязненная вода. Размеры границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы: ширина водоохранной зоны -100 м; ширина прибрежной защитной полосы -50 м. Код гидрографической единицы 09.01.03 (Ока ниже впадения р. Мокша), код гидрографического участка 09.01.03.007 (Клязьма от р. Орехово-Зуево до г. Владимир).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Колодко О.Н. и Департамента о том, что Водное управление в своем письме от 23.01.2012 N 07-06/06 представило отдельные сведения из регистра гидротехнических сооружений, а также сведения о водном объекте из проектных данных строительства плотины на 1981 год.
Доказательств поступления в государственный водный реестр фактических и актуализированных сведений о пруде на реке Вахчилка после 2007 года (формирование государственного водного реестра) Водное управление не представило.
Сведения о водном объекте, включенные в условия договора водопользования, получены Департаментом и Колодко О.Н. от уполномоченного органа в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 (ГУ "Владимирский ЦГМС" является учреждением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), актуальны на момент подписания договора водопользования и соответствуют фактическим характеристикам водного объекта в действительности.
Поскольку водный реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий согласно пункту 4 Положения, то достоверность и полнота содержащихся в нем сведений имеет существенное значение для неопределенного круга лиц, включая контролирующие органы и заинтересованных в получении водных объектов в пользование лиц.
Согласно пункту 27 Положения сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
В силу пункта 25 Положения Федеральное агентство водных ресурсов несет ответственность за своевременное и правильное внесение сведений в реестр, а также за полноту и подлинность предоставляемых из реестра сведений.
Кроме того, пункт 24 Положения предусматривает возможность внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, которое осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в порядке, установленном данным Положением для первичного внесения таких сведений.
В данном случае ни Департамент природопользования, ни Предприниматель не наделены полномочиями по внесению актуальных сведений в государственный водный реестр. Таким образом, ни одна из сторон договора водопользования от 13.06.2012 не является участником отношений по внесению таких сведений в реестр.
Суд считает, что рассматриваемая ситуация сложилась в результате бездействия Управления, которое уже на момент проведения Департаментом аукциона располагало информацией о существовании актуальных сведений об объекте водопользования, и, несмотря на то, что оно несет ответственность за своевременное и правильное внесение сведений в реестр, не предприняло соответствующих мер, что создало препятствия индивидуальному предпринимателю Колодко О.Н. в осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, оспариваемое решение Водного управления об отказе в государственной регистрации договора водопользования является незаконным, противоречащим Водному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", Приказу Минприроды Российской Федерации от 31.10.2008 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр" и нарушающим права и законные интересы Предпринимателя Колодко О.Н. в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Предпринимателя.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской области в двухнедельный срок со дня принятия настоящего судебного акта зарегистрировать в государственном водном реестре договор водопользования от 13.06.2012, заключенный между индивидуальным предпринимателем Колодко Олегом Николаевичем и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
В силу части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с государственного органа подлежат взысканию в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Одновременно судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену решения суда первой инстанции в любом случае.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.12.2012 по делу N А11-6593/2012 отменить.
Признать незаконным решение Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской области от 29.06.2012 N 07-06/14.
Обязать Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской области в двухнедельный срок со дня принятия настоящего судебного акта зарегистрировать в государственном водном реестре договор водопользования от 13.06.2012, заключенный между индивидуальным предпринимателем Колодко Олегом Николаевичем и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
Взыскать с Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской области в пользу индивидуального предпринимателя Колодко Олега Николаевича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6593/2012
Истец: Колодко Олег Николаевич
Ответчик: Верхне-Волжское бассейновое водное управление Фед.агентства водных ресурсов
Третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Отдел водных ресурсов по Владимирской области