г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А26-11158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Е. А. Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. Г. Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5995/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2013 по делу N А26-11158/2012 (судья Л. А. Васильева), принятое
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия
к муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2 г. Олонца"
о взыскании 1 428 875 руб. 07 коп. пеней
при участии:
от заявителя: Линькова Н. С. (доверенность от 09.01.2013)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (ОГРН 1041001630009, место нахождения: Республика Карелия, г.Сортовала, ул.Гагарина, 7; далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2 г. Олонца" (1021001026793, место нахождения: Республика Карелия, Олонецкий район, г.Олонец, ул.Полевая, 41; далее - ответчик, учреждение) о взыскании 1 428 875 руб. 07 коп. пеней по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, обязанность по уплате которых возникла у ответчика после отмены реструктуризации задолженности.
Решением от 31.01.2013 суд отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылается на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления учреждения от 30.10.2009 года (лист дела 18) инспекцией вынесено решение от 14.12.2009 N 4 о реструктуризации задолженности по пеням, начисленным на сумму задолженности по страховым в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 1 804 900 руб. 07 коп. (лист дела 16). Данное решение было принято на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 581 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 г., а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности" (далее - Правила проведения реструктуризации).
Согласно пункту 2 указанного решения реструктуризация задолженности по пеням во внебюджетные фонды осуществляется соответствующими платежами равными частями один раз в месяц не позднее 25 числа каждого месяца.
Сторонами соглашения о реструктуризации подписан график погашения задолженности ежемесячными равными платежами в течение 10 лет (лист дела 17).
23.03.2012 в отношении учреждения инспекция приняла решение N 9 об утрате права на реструктуризацию (листы дела 12-13). Основанием для вынесения решения послужило нарушение учреждением пункта 7 Правил проведения реструктуризации - невнесение очередного платежа по сроку 25.02.2012 в сумме 15 041 руб. Решение от 23.03.2012 N 9 направлено в адрес учреждения (лист дела 14).
22.03.2012 налоговым органом составлено уведомление N 5 о нарушении условий предоставления реструктуризации, в котором указано, что по состоянию на 01.03.2012 остаток задолженности по графику реструктуризации составляет 1 428 875 руб. 07 коп.
На основании принятого решения от 23.03.2012 N 9 об утрате права на реструктуризацию инспекция направила в адрес ответчика требование N 1251 по состоянию на 22.06.2012 об уплате остатка непогашенной суммы пени, включенной в состав реструктуризируемой задолженности, в размере 1 428 875 руб. 07 коп. в срок до 13.07.2012 (далее - требование N 1251; лист дела 9).
Неисполнение ответчиком требования налогового органа послужило основаниям для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что указанное требование не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из его содержания невозможно установить момент образования недоимки по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период начисления пеней, так как не указана сумма страховых взносов несвоевременно уплаченных ответчиком, на которую начислены пени; размер просрочки их уплаты.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Реструктуризация представляет собой особый правовой режим по исполнению обязательств по уплате налога, а также пеней и штрафов согласно утвержденному налоговым органом графику. По своей правовой сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
В силу пункта 3 статьи 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
Согласно пункту 4 статьи 68 НК РФ при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Пунктом 5 статьи 68 НК РФ предусмотрено, что извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 13 Правил проведения реструктуризации предусмотрено, что учреждение утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей в размерах и (или) в сроки, установленные графиками погашения задолженности, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу. При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о его отмене и взыскании в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах задолженности.
Из материалов дела следует, что решение от 23.03.2012 N 9 об отмене реструктуризации направлено в адрес учреждения 02.04.2012. В установленный пунктом 4 статьи 68 НК РФ месячный срок сумма пеней в размере 1 428 875 руб. 07 коп., определенная как разница между суммой задолженности по пеням, указанной в решении от 14.12.2009 N 4 о реструктуризации задолженности, и фактически уплаченными суммами пеней за весь период действия реструктуризации, учреждением не уплачена.
Именно на эту сумму пеней налоговым органом выставлено требование N 1251.
При прекращении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими. В этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы задолженности, в рассматриваемом случае - задолженности по пеням.
Вывод суда о нарушении налоговым органом при выставлении учреждению требования N 1251 положений пункта 4 статьи 69 НК РФ не может быть признан обоснованным. Включенная в решение от 14.12.2009 N 4 о реструктуризации задолженности сумма пеней была определена на основании заявления учреждения от 30.10.2009 (лист дела 18), в котором он самостоятельно указал сумму, подлежащую реструктуризации, сверена с уполномоченным органом Пенсионного фонда, подтверждена справками налогового органа о задолженности и включена в график погашения задолженности, утвержденный налоговым органом. При таких обстоятельствах отсутствие в требовании N1251 сведений о моменте образования недоимки по обязательным платежам и периоде начисления пени несостоятельна.
Трехмесячный срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ для направления требования, инспекцией соблюден.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 8 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание пеней производится в судебном порядке.
При определении пресекательного срока взыскания недоимки и пеней должна быть учтена совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 НК РФ тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения учреждением решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением.
Заявление о взыскании спорной суммы пеней подано налоговым органом в арбитражный суд 20.12.2012; срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с учреждения 1 428 875 руб. 07 коп. инспекцией не пропущен.
Учитывая, что заявленные инспекцией требования являются обоснованными по праву и по размеру, оснований для отказа в их удовлетворении у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявление инспекции - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2013 по делу N А26-11158/2012 отменить.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2 г. Олонца" (ОГРН 1021001026793, ИНН 1014002151, место нахождения: 186000, Республика Карелия, Олонецкий р-н, г. Олонец, ул. Полевая, д.41) в доход бюджета задолженность по пени в сумме 1 428 875 руб. 07 коп. (КБК 18210908020062000140, ОКАТО 86230501000), а также государственную пошлину по иску в сумме 27 288 руб. 75 коп.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11158/2012
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Карелия
Ответчик: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N2 г. Олонца"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5995/13