г. Саратов |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А57-23242/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области (ул. Московская, 72, г. Саратов, 410042, ОГРН 1056405028624, ИНН 6450608625),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 февраля 2013 года по делу N А57-23242/2012 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Петролеум" (ул. Аустрина, д. 151, 2, г. Пенза, 440000, ОГРН 1056403202350, ИНН 6434008677),
к комитету охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области (ул. Московская, 72, г. Саратов, 410042, ОГРН 1056405028624, ИНН 6450608625), Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуре Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры города Саратова (ул. Пугачева Е.И., 72, г. Саратов, 410056),
о признании незаконным и отмене постановления комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области от 19.11.2012 N 88 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области - представитель Степанова Д.А., по доверенности N 1-03/02-24-13 от 04.02.2013, удостоверение;
от Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры города Саратова - представитель Калугин А.О., по доверенности N 17-2012 от 12.12.2012, удостоверение,
от закрытого акционерного общества "Петролеум" - представитель Ляховицкий Л.Е., по доверенности от 25.03.2013, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Петролеум" (далее - ЗАО "Петролеум", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - комитет, административный орган) от 19.11.2012 года N 88 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2013 по делу N А57-23242/2012 признано незаконным и отменено постановление комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 19.11.2012 года N 88 по делу об административном правонарушении.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры города Саратова представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором прокуратура настаивает на удовлетворении жалобы Комитета.
В порядке статьи 262 АПК РФ обществом "Петролеум" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры города Саратова, закрытого акционерного общества "Петролеум" поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основным видом деятельности общества "Петролеум" является переработка нефти, торговля нефтепродуктами, хранение нефти и продуктов её переработки и другое.
Обществом осуществляется выброс загрязняющих (вредных) веществ в атмосферу (11 источников выброса) на основании разрешения на выброс N 4504, сроком действия до 30.06.2014
13.09.2012 года Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области проведена проверка исполнения обществом законодательства об охране атмосферного воздуха, установлено наличие дополнительных источников выброса в отсутствие специального разрешения.
По результатам проверки, заместителем Саратовского межрайонного природоохранного прокуратура советником юстиции Кузичевым П.С. 21.09.2012 года возбуждено дело об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19.11.2012 начальником управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - старшим государственным инспектором Саратовской области по охране природы Меховым Д.А. вынесено постановление N 88, общество "Петролеум" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
Суд первой инстанции признал необоснованным привлечение общества к ответственности на основании ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что административный орган не доказал наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и допустил нарушение при производстве по делу об административном правонарушении.
Выводы суда незаконности постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются обоснованными в силу следующего.
Общество привлечено к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из статьи 14 Закона N 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Прокуратурой установлено, что общество, основным видом деятельности которого является переработка нефти, торговля нефтепродуктами, хранение нефти и продуктов её переработки и другое, осуществляет выброс загрязняющих (вредных) веществ в атмосферу (11 источников выброса) на основании разрешения на выброс N 4504, сроком действия до 30.06.2014.
Вместе с тем на территории закрытого акционерного общества "Петролеум" располагаются действующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: 2 емкости по 10 кубометров с дизельным топливом, имеющие дыхательный клапан; на пункте приёма нефти и отгрузки бензина не учтены 3 емкости по 60 кубометров, имеющие дыхательный клапан; вместо 2 источников по инвентаризации (емкости, в которых хранится сырая нефть), фактически 3 источника, имеющих дыхательный клапан, которые не предусмотрены разрешительной документацией на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятия.
Данные источники не предусмотрены разрешительной документацией на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятия. Новая инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по данным основаниям закрытым акционерным обществом "Петролеум" не проведена, новые источники выбросов в проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не включены.
Однако, административным органом должным образом не подтверждено, что общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, поскольку доказательства, положенные в обоснование постановления о привлечении общества к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты в качестве относимых в виду не подтверждения административным органом факта выброса и того, что источник выброса отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения. В рассматриваемом случае в ходе проверки не произведен отбор проб промышленных выбросов, не установлено количество загрязняющего вещества, превышение концентрации загрязняющего вещества установленных нормативов.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления административного органа от 19.11.2012 N 88 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ имелись.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о допущенных при возбуждении административного производства существенных нарушениях, выразившихся в не оформлении протокола осмотра, самостоятельного правового значения для настоящего спора не имеют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (части 5 статьи 30.2 КоАП) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
При подаче такого заявления не применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, при подаче апелляционной жалобы положения подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не применяются.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 февраля 2013 года по делу N А57-23242/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23242/2012
Истец: ЗАО "Петролеум"
Ответчик: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области
Третье лицо: ЗАО "Петролиум", Комитет охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области, Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2181/13