г. Красноярск |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А33-14829/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс": Кобяковой С.И., представителя по доверенности о 29.12.2012 N 942;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Ткаченко Н.И., представителя по доверенности от 28.06.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент": Клыкова Ю.Н., представителя по доверенности от 04.02.2013 N 26/01-2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 декабря 2012 года по делу N А33-14829/2012, принятое судьей Бычковой Л.К.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент" (ИНН 2443030350, ОГРН 1072443000024) (далее - ответчик, ООО "Ачинский Цемент") о взыскании 4 360 757 рублей 50 копеек платы за пользование вагонами, 200 400 рублей 76 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.10.2012 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 4 561 158 рублей 26 копеек, в том числе, 4 360 757 рублей 50 копеек основного долга, 200 400 рублей 76 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 45 805 рублей 79 копеек государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из доказанности факта простоя вагонов на путях общего пользования сверх сроков, установленных заключенным сторонами договором, не по вине перевозчика, в связи с чем последний вправе требовать взыскания с ответчика плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Ачинский Цемент" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2012 года и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что у истца отсутствуют основания для начисления ответчику платы за пользование вагонами. Истцом не исполнена возложенная на него обязанность подать вагоны, как стороной ответственной за подачу-уборку вагонов с путей общего пользования станции Ачинск 2 на путь необщего пользования открытого акционерного общества "Восток-Сибпромтранс". С учетом того, что подача вагонов осуществляется на подъездной путь локомотивом открытого акционерного общества "РЖД", не подача по причинам, не зависящим от истца, возможна при наличии устного или письменного возражения сменного приемосдатчика/иного сотрудника открытого акционерного общества "Восток-Сибпромтранс" или ответчика. Указаний на то, что кем-то из уполномоченных указанных сотрудников сообщалось о невозможности приема (отсутствие свободных путей на станции Предзаводская и пр.), а тем более соответствующих документов не представлено истцом. При подписании актов общей формы представитель открытого акционерного общества "Ачинский Цемент" указал свои возражения на обстоятельства, отраженные в акте, а именно на отсутствие причин, зависящих от грузополучателя в задержке подачи и приема вагонов. В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 26, фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. По мнению ответчика, неподача вагонов произошла по вине перевозчика, что отражено в актах общей формы, представленных в материалы дела.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2013 года апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 26 марта 2013 года.
От истца поступили письменные возражения, в которых он отклонил доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения. По мнению истца, данные, содержащиеся в представленных им актах общей формы, ведомостях подачи и уборки вагонов, уведомлениях, вагонных листах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком, в актах общей формы зафиксирована вина грузополучателя - общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент". Составленные открытым акционерным обществом "В-Сибпромтранс" акты общей формы не являются достаточными доказательствами, исключающими вину общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент", поскольку они составлены с нарушением пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 N 45, в силу которого акт должен составляться в момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Представленные ответчиком акты составлены не непосредственно по истечении срока подачи вагонов истцом, а спустя 2, 3 либо 10 суток.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленных суду апелляционной инстанции возражениях.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
25.08.2010 между истцом и ответчиком (заказчик) заключен договор на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание N 880010460, согласно условиям которого, заказчик поручает, а ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом, осуществлению дополнительных операций, связанных с перевозками и выполнению транспортно- экспедиционных и договорных услуг (пункт 1).
Согласно пункту 2.2.7 договора в случае задержки приема и подачи собственных и (или) арендованных вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", заказчик вносит ОАО "РЖД" плату в размере установленном в п. 3.3 настоящего договора.
Пункт 3.3 договора указывает, что в случае задержки приема и подачи вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", расчет платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" (собственных, арендованных), в том числе при задержки таких вагонов в пути следования, производится в размере 50% от ставок, приведенных в таблицах N 9 или N 10 Тарифного руководства N 2.
Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31.12.2010 включительно (пункт 7.1), действие настоящего договора автоматически продлевается на прежних условиях на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее чем за 30 дней не заявит намерения о его расторжении (пункт 7.2).
Подача вагонов на выставочные пути производится по уведомлению, переданному за 2 часа до подачи вагонов уполномоченным лицам ОАО "В-Сибпромтранс" и ОАО "Ачинский Цемент" (ст. 20 Устава).
01.02.2012 20-00 часов истец уведомил ответчика о подачи вагонов N N 95303673, 58956780, 53649877, 53674966, 58950494, 53692166, 53670295, 59366005, 95660254, 95598470, 95198578, 95198669, 5313636917, 54941588, 53715991, 58989641, 58956772, 59483248, 59483636, 59329433, 53661278 536615,83, 58971094, 53647731, 59340950, 53684924, 59329797, 58956368, 58971037, 53610499, 59363242, 59473405, 53637898, 5368475, 58951880, 59315663, 95410775 (книга уведомлений о времени подачи вагонов). Факт уведомления о готовности вагонов ответчиком не оспаривается.
Вышеуказанные вагоны не были приняты ответчиком на станции Ачинск-2 в период с 01.02.2012 с 22-00 по 03.02.2012 на 06-50. Вагоны простаивали на путях общего пользования 32 часа 50 мин., о чем составлен акт общей формы от 03.02.2012 N 1/222.
07.02.2012 21-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 53690293, 53236519, 58518820, 95002523, 95129656, 95135489, 95136404, 95142220, 95145322, 95204525, 95250932, 95251062, 95272050, 95272456, 95276614, 95285235, 95308235, 95343901, 95357711, 95415618, 95416376, 95467551, 95499745, 95509329, 95555439, 95561817, 95564142, 95565909, 53649976, 569991003, 59348748, 53671418, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 07.02.2012 с 23-00 по 09.02.2012 на 14-57 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 39 часов 57 мин., о чем составлен акт общей формы от 09.02.2012 N 1/295.
08.02.2012 01-50 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 95167524, 56872732, 56990963, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 08.02.2012 г. с 03-50 по 13.02.2012 г. на 10-05 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 126 час 15 мин., о чем составлен акт общей формы N 1/328 от 13.02.2012 г.
28.01.2012 15-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 58470519, 58970864, 58989104, 59363432, 53230397, 53234092, 95134409, 95198248, 95233136, 95503728, 95662573, 95837431, 58950056, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 28.01.2012 г. с 17-00 по 13.02.2012 на 10-05 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагон простаивал на путях общего пользования 377 часов 05 мин., о чем составлен акт общей формы от 13.02.2012 N 1/329.
31.01.2012 12-40 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 54949573, 54949607, 95286811, 58504366, 95288080, 53233946, 95747549, 95764221, 95080503, 95116950, 53234902, 95109534, 58558537, 95300430, 54949623, 95339743, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 31.01.2012 с 14-40 по 13.02.2012 на 10-05 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 307 часов 25 мин., о чем составлен акт общей формы от 13.02.2012 N 1/332.
03.02.2012 06-45 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 53697520, 58991779, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 03.02.2012 с 08-45 по 13.02.2012 на 10-05 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 241 час 20 мин., о чем составлен акт общей формы от 13.02.2012 N 1/333.
17.02.2012 01-20 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 55893408, 55909188, 558532,20, 55893150, 55893226, 55909576, 55909584, 55613640, 55609077, 55909568, 55893549, 55909162, 55808653, 55893069, 55521017, 55893416, 55846141, 55846166, 55919609, 55873210, 08081945, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 17.02.2012 г. с 03-20 по 17.02.2012 на 12-05 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 8 час 45 мин., о чем составлен акт общей формы от 17.02.2012 N 1/367.
16.02.2012 02-30 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 95561510, 53696779, 53693289, 53671269, 53697033, 58957978, 54941505, 53649422, 95207361, 95551313, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 16.02.2012 с 04-30 по 17.02.2012 на 19-33 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях 58956319, 59350488, 59355545, 59475426, 59479584, 59480384, 59480459, 59542837, 59544452, 59545210, 59546176, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 02.02.2012 с 14-10 по 22.02.2012 на 10-10 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 476 час 00 мин., о чем составлен акт общей формы от 22.02.2012 N 1/406.
07.02.2012 01-30 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 95228136, 58508193, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 07.02.2012 с 03-30 по 22.02.2012 на 10-10 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 366 часов 40 мин., о чем составлен акт общей формы от 22.02.2012 N 1/407.
22.02.2012 03-40 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 58962572, 54941117, 53678249, 54944137, 58999202, 53678470, 58503772, 54941364, 59473751, 95388559, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 22.02.2012 г. с 05-40 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 88 час 12 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/436.
24.02.2012 года 14-15 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 54941299, 59329375, 52974334, 58558107, 95185187, 59460626, 59315689, 58995085, 58995143, 58950189, 58510314, 58950239, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 24.02.2012 г. с 16-15 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 29 час 37 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N1/437.
25.02.2012 08-45 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 59365908, 58951054, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 25.02.2012 г. с 10-45 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 11 час 07 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/438.
25.02.2012 15-30 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагона N 56970742, однако вагон не был принят и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 25.02.2012 г. с 17-30 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 4 час 22 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/439.
02.02.2012 19-40 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 58966250, 58971045, 58989765, 59300723, 59314302, 59342949, 59347880, 59363143, 59363358, 59363366, 59363580, 59363606, 59365528, 59365957, 59366070, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 02.02.2012 г. с 21-40 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 552 час 12 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/440.
23.02.2012 года 10-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 59483156, 59544379, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 23.02.2012 г. с 12-00 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 57 час 52 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/441.
21.02.2012 19-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагона N N 95270872, однако вагон не был принят и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 21.02.2012 г. с 21-00 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 96 час 52 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/442.
19.02.2012 года 07-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 95302329, 95035101, 95633145, 95301354, 58537812, 95238572, 95234639, 59327213, 53696233, 53697744, 53671137, 53695680, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 19.02.2012 г. с 09-00 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 156 час 52 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/443.
13.02.2012 23-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагона N 95421517, однако вагон не был принят и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 14.02.2012 г. с 01-00 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 284 час 52 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/444.
19.02.2012 10-10 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 95221180, 95316501, 95427852, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 19.02.2012 г. с 12-10 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 153 час 42 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/445.
13.02.2012 17-40 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагона N 95491387, однако вагон не был принят и готовый к отправлению поезд N 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 13.02.2012 г. с 19-40 по 25.02.2012 г. на 21-52 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 290 час 12 мин., о чем составлен акт общей формы от 25.02.2012 N 1/446.
19.02.2012 07-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 53647566, 53666418, 53666798, 53667085, 53669644, 53670618, 53670626, 58950502, 58950809, 58950981, 58951070, 58951989, 58954710, 58955899, 58955915, 58956251, 58956483, 58956533, 58956699, 58956764, 58961707, 58964487, 59314757, 59314765, 59314849, 59314864, 59315515, 59340471, 59349308, 59442079, 59442335, 59442798, 59442889, 59443234, 59443416, 59475202, 59475442, 59482901, 59482984, 59544387, 59544817, 59544882, 59544932, 59545152, 59545780, 59545814, 59546069, 59546127, 59546200, 59546325, 95319000, однако вагон не был принят и готовый к отправлению поезд N 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 19.02.2012 г. с 09-00 по 27.02.2012 г. на 18-57 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 201 час 57 мин., о чем составлен акт общей формы от 27.02.2012 N 1/468.
26.02.2012 13-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 53671038, 54296009, 53649182, 59300301, 59344010, 56991219, 56995897, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 26.02.2012 г. с 15-00 по 27.02.2012 г. на 18-57 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 27 час 57 мин., о чем составлен акт общей формы от 27.02.2012 N 1/469.
13.02.2012 23-00 часов ОАО "РЖД" уведомило ООО "Ачинский Цемент" о подачи вагонов N N 95317400, 54944152, 53694782, 54941521, 54941067, 95135166, 53224994, однако вагоны небыли приняты и готовый к отправлению поезд N 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 14.02.2012 г. с 01-00 по 27.02.2012 г. на 18-57 по неприему ООО "Ачинский Цемент". Вагоны простаивали на путях общего пользования 329 час 57 мин., о чем составлен акт общей формы от 27.02.2012 N 1/470.
Из актов общей формы N 1/222, 1/295, 1/328, 1/329, 1/332, 1/333, 1/367, 1/370, 1/374, 1/388, 1/389, 1/390, 1/391, 1/404, 1/405, 1/406, 1/407, 1/436, 1/437, 1/438, 1/439, 1/440, 1/441, 1/442,1/443,1/444,1/445,1/446,1/468,1/469, 1/470 следует, что готовые к отправлению поезда со спорными вагонами простояли на станции Ачинск-2 по неприему вагонов обществом с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент". После уведомления об их подачи.
В связи с нахождением спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ведомостях подачи и уборки вагонов N N 022084, 023091, 024092, 025104, 025105, 025106, 032140, 031125, 032141, 031126 истцом начислена ответчику плата в сумме 4 360 757 рублей 50 копеек с НДС. Доказательства оплаты задолженности в размере 4 360 757 рублей 50 копеек в материалы дела не представлены.
За просрочку исполнения денежного обязательства (платы за время нахождения на железнодорожных путях) истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 200 400 рублей 76 копеек за общий период с 10.02.2012-30.09.2012 по ставке рефинансирования 8%.
Ответчиком в материалы дела представлены акты общей формы N 3717, N 3718, N 3721, N 3723, N 3728, N 3148, N 3101, N 3251, N 3724, N 3248, N 3250, N 3249, N 2731, N 3419, N 2476, N 3725, N 3726, N 3727, N 3869, N 3871, N 3729, N 3401, 2076 в которых указано, что от истца получено уведомление о готовности вагонов к подаче на выставочный путь. Подача вагонов не произведена несмотря на то, что выставочные пути станции Предзоводская и места погрузки свободны.
В связи с изложенным, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Сторонами не оспаривается в суде апелляционной инстанции и материалами дела подтверждается, что 25.08.2010 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент" (заказчик) подписан договор на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание N 880010460, согласно пункту 1 которого открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обязалось оказывать услуги по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом, осуществлению дополнительных операций, связанных с перевозками и выполнению транспортно-экспедиционных и договорных услуг.
Сторонами также не оспаривается, что в рамках исполнения обязательств по названному договору истец подавал вагоны на выставочные пути станции Предзаводская.
Таким образом, возникшие между сторонами правоотношения регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее также Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2.7, 3.3 договора от 25 августа 2010 года N 880010460, в случае задержки приема и подачи собственных и (или) арендованных вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД" заказчик вносит ОАО "РЖД" плату в размере 50 % от ставок, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, требование о взыскании платы за пользование порожними вагонами, не принадлежащими истцу, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и условиями подписанного между сторонами договора может быть удовлетворено лишь при доказанности в совокупности следующих обстоятельств: неприем вагонов грузополучателем на станции назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, причин неприема вагонов, вины грузополучателя в неприеме вагонов.
Исходя из содержания статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами во время задержки вносится лицами, виновными в задержке вагонов.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности истцом факта задержки спорных вагонов по вине ответчика.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45, предусмотрено, что задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии с пунктами 2.2.7., 3.3. договора на организацию перевозок и транспортно-эксплуатационное обслуживание от 25.08.2010 N 880010460, в материалы дела предоставлены экземпляр договора от 25.08.2010 N 880010460, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, выписки из книги уведомлений подачи вагонов под погрузку или выгрузку, натурные листы поезда.
Данные, содержащиеся в перечисленных документах, свидетельствуют о простое вагонов на путях общего пользования в связи с их непринятием обществом с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент".
Акты общей формы общей формы N 1/222, 1/295, 1/328, 1/329, 1/332, 1/333, 1/367, 1/370, 1/374, 1/388, 1/389, 1/390, 1/391, 1/404, 1/405, 1/406, 1/407, 1/436, 1/437, 1/438, 1/439, 1/440, 1/441, 1/442,1/443,1/444,1/445,1/446,1/468,1/469, 1/470 подписаны уполномоченными представителями ОАО "В-Сибпромтранс" и ООО "Ачинский Цемент" с возражениями, изложенными в актах общей формы. Вместе с тем, возражения не содержат информации о причинах простоя готового к отправке поезда, были ли пути необщего пользования, фронты погрузки-выгрузки свободны и готовы к приемке вагонов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о недостоверности сведений, указанных истцом в актах общей формы, как недоказанный, так как представленные ответчиком акты общей формы, не признаны судом апелляционной инстанции надлежащими доказательствами вины истца в простое вагонов в виду следующего.
Согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.
Таким образом, вагоны должны быть поданы перевозчиком не позднее чем через два часа с момента направления уведомления об их подаче.
В материалы дела представлены выписки из книги уведомлений, подтверждающие факт извещения о подаче спорных вагонов как ответчика, так и владельца путей необщего пользования - открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс", локомотивом которого вагоны доставлялись ответчику с выставочных путей станции Предзаводская. Полномочия лиц, получивших уведомление о подаче вагонов, ответчиком в суде апелляционной инстанции не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле копиями доверенностей.
Следовательно, ответчик был извещен о наличии у истца обязанности подать вагоны через два часа после передачи уведомления об их направлении и в случае неисполнения обязанности по подаче вагонов об этом обстоятельстве ответчик должен был узнать непосредственно по истечении установленного законом срока на подачу вагонов.
По смыслу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 года N 45, акт общей формы должен составляться в момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Между тем, представленные ответчиком акты общей формы, несмотря на наличие в них указания на неисполнение истцом обязательств по подаче вагонов, составлены уже после прибытия вагонов, а не в момент возможного нарушения истцом обязательства по подаче вагона.
В таких обстоятельствах составление актов общей формы не в момент обнаружения якобы допущенного истцом нарушения обязательств, а уже после прибытия вагонов и предъявления самим истцом претензий относительно неисполнения ответчиком обязанности по принятию вагонов, не может подтверждать тот факт, что на момент наступления срока подачи истцом вагонов выставочные пути, а также места погрузки/разгрузки в действительности были свободны.
Какие-либо иные доказательства, кроме актов общей формы, свидетельствующие о наличии вины истца в задержке спорных вагонов либо вины открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс", в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь, представленные истцом акты общей формы соответствуют требованиям Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45.
Следовательно, в отсутствие доказательств вины истца, последний вправе требовать от ответчика внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, а также расчет начисленных истцом на сумму указанных платежей процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорен ответчиком в суде апелляционной инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика и уплачена им до принятия жалобы к производству.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2012 года по делу N А33-14829/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14829/2012
Истец: ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания-филиала ОАО РЖД, ОАО РЖД в лице КТЦФТО - структурного подразделения ЦТФО - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО Ачинский Цемент
Третье лицо: МИФНС N 23 по КК, ОАО В-Сибпромтранс