г. Ессентуки |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А63-12255/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2013 по делу N А63-12255/2012 (судья З.Р. Тлябичева)
по заявлению муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края", г. Железноводск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ОАО "Ставропольмедтехника", г. Пятигорск; ООО "МедСнаб", г. Пятигорск; Шиповалова Татьяна Владимировна, г. Пятигорск; ООО "Бионика", г. Пятигорск,
о признании незаконными решения УФАС по Ставропольскому краю от 01.04.2012 года N РЗ-154-2012 и предписания УФАС по Ставропольскому краю от 10.04.2012 года N 54,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" (далее - МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Ставропольмедтехника", г. Пятигорск; ООО "МедСнаб", г. Пятигорск; Шиповалова Татьяна Владимировна, г. Пятигорск; ООО "Бионика", г. Пятигорск; о признании незаконными решения УФАС по Ставропольскому краю от 01.04.2012 N РЗ-154-2012 и предписания УФАС по Ставропольскому краю от 10.04.2012 N 54.
Решением суда от 15.01.2013 в удовлетворении заявленных требований муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" отказано.
Не согласившись с таким решением суда, муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 13.03.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949 ст. ст. 268 - 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 АПК РФ#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Управления поступила жалоба ООО "БиоЦентр" на действия муниципального заказчика МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края", уполномоченного органа администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края, котировочной комиссии администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края, по факту размещения заказа путем проведения запроса котировок N 0121300021112000060 на право заключения муниципального контракта на поставку реактивов для проведения лабораторных исследований.
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы Управлением был проведен анализ действий уполномоченного органа и муниципального заказчика. По результатам рассмотрения указанной жалобы установлено, что указанные в котировочной документации требования к товару влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а следовательно муниципальным заказчиком были ограничены возможности поставки участниками размещения заказа реактивов для проведения лабораторных исследований различных производителей, которые по функциональным (потребительским свойствам) соответствуют потребностям заказчика.
10 апреля 2012 года Управлением по делу N РЗ-154-2012 вынесено решение о признании жалобы ООО "БиоЦентр" обоснованной, а действия муниципального заказчика МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" не соответствующими требованиям Закона о размещении заказов.
Кроме того, муниципальному заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. В соответствии с данным предписанием торги в форме открытого аукциона в электронной форме N 0121300021112000060 на право заключения муниципального контракта на поставку реактивов для проведения лабораторных исследований, аннулированы, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121300021112000060 на право заключения муниципального контракта на поставку реактивов для проведения лабораторных исследований, отменено, протокол N 47 от 09.04.2012 рассмотрения и оценки котировочных заявок, отменен, а документацию размещения заказа путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку реактивов для проведения лабораторных исследований предписано привести в соответствие с требованиями статьи 45 Закона о размещении заказов.
Не согласившись с принятым решением, МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закона или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из вышеназванных норм следует, что для признания недействительными обжалуемых заявителем решения и предписания необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и как следствие признание недействительными обжалуемых заявителем решения и предписания должно привести к восстановлению нарушенного права МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края".
В соответствии со статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Управление, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, вправе рассмотреть жалобу и обязано провести внеплановую проверку по поступившей жалобе.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы. Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 названного закона и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 вышеуказанного закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из материалов дела следует, что муниципальным заказчиком - МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края" котировочная документация сформирована в нарушение вышеуказанных требований Закона о размещении заказов, а именно в приложении 1 к котировочной заявке, муниципальным заказчиком по позициям N 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 предложен к поставке товар соответствующий только одному производителю, так например, по позиции N 9 предусмотрен к поставке товар "Амилаза" с указанием характеристик, соответствующих только одному производителю, а именно PZ CORMAY S.A. Польша, что подтверждается материалами дела, а также данный факт не оспаривается и заявителем.
Таким образом, Управлением правильно установлено, что указанные в котировочной документации требования к товару влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов. Следовательно, муниципальным заказчиком были ограничены возможности поставки участниками размещения заказа реактивов для проведения лабораторных исследований различных производителей, которые по функциональным (потребительским) свойствам соответствуют потребностям заказчика.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом предписании не указано в соответствии с каким законом, или иным нормативно - правовым актом, Управлением определен срок исполнения предписания 10 дней с момента его получения, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В целях последовательной реализации данной процедуры приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379 (действующий на момент рассмотрения жалобы) утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее -Административный регламент).
Согласно части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 названного закона, о совершении иных действий, предусмотренных указанной статьей или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
На основании пункта 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 14.11.2007 г. N 379 (далее - Регламент), в случаях если при рассмотрении жалобы и/или в ходе проведения проверки в действиях (бездействии) заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.
В соответствии с пунктом 3.36 Регламента в предписании должны быть указаны: - сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание;
- сроки, в течение которых должны поступить в ФАС России копии документов и сведения об исполнении предписания.
Управлением на основании предоставленных ему действующим законодательством полномочий, рассмотрев жалобу ООО "БиоЦентр" на действия муниципального заказчика МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города - курорта Железноводска Ставропольского края", уполномоченного органа администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, котировочной комиссии администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, по факту размещения заказа путем проведения запроса котировок N 0121300021112000060 на право заключения муниципального контракта на поставку реактивов для проведения лабораторных исследований, признал жалобу обоснованной и выдал котировочной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении нарушений.
Согласно пунктам 3.38, 3.39 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы России резолютивная часть предписания оглашается вместе с оглашением резолютивной части решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием, неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2013 по делу N А63-12255/2012.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2013 по делу N А63-12255/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12255/2012
Истец: МБУЗ "Городская поликлиника N 2 города-курорта Железноводска"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ОАО "Ставропольмедтехника", ОАО "Ставропольмедтехника" г. Пятигорск, ООО "Бионика", ООО "МедСнаб", ООО "МедСнаб" г. Пятигорск, Шиповалова Т В, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-783/13