г. Красноярск |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А33-17774/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Игарская промышленная компания"): Ештокиной А.Г., представителя по доверенности от 02.11.2012,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игарская промышленная компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" января 2013 года по делу N А33-17774/2012, принятое судьей Раздобреевой И.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Игарская промышленная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ИПК") (ИНН 2449002631, ОГРН 1032400920969) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу надзорной деятельности по Туруханскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - административный орган, Отдел Управления МЧС России) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.10.2012 N 54.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 января 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления на том основании, что является ненадлежащим субъектом вменяемого состава административного правонарушения, поскольку право собственности в отношении спорного здания, в котором административным органом установлено нарушение требований пожарной безопасности, не зарегистрировано в установленном порядке.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать.
Административный орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 08.02.2013 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, его представителей в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании распоряжения от 03.10.2012 N 122 Отделом Управления МЧС России в период с 17.10.2012 и 02.10.2012 осуществлена плановая выездная проверка деятельности общества, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, ул. Горького, 42.
При проведении проверки установлено и в акте проверки от 18.10.2012 N 122, протоколе об административном правонарушении от 18.10.2012 N 85 зафиксированы нарушения требований Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03) и Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03), а именно: здание общества по адресу: г. Игарка, ул. Горького, 42 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Учитывая, что на момент проведении проверки установлены указанные нарушения, административный орган усмотрел в действиях (бездействии) заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и вынес постановление по делу об административном правонарушении от 19.10.2012 N 54, в котором признал обществом виновным и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
ООО "ИПК", не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 19.10.2012 N 54, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, а также наличие соответствующих полномочий у лиц, составивших протокол об административном правонарушении и рассмотревших дело об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Апелляционная коллегия с учетом положений статей 23.34, 28.3 КоАП РФ, Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом МЧС России от 06.02.2006 N 68, считает, что протокол об административном правонарушении от 18.10.2012 N 85 составлен, а оспариваемое постановление от 19.10.2012 N 54 вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах их компетенции.
Суд апелляционной инстанции, проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, пришел к выводу о том, что процедура производства по административному делу соблюдена, права общества не нарушены, существенных нарушений со стороны административного органа не допущено.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно оспариваемому постановлению обществу в качестве совершения правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, вменяется несоблюдение требований НПБ 110-03 и НПБ 104-03, что выразилось в необорудовании здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, ул. Горького, 42, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией. Допущенное нарушение требований пожарной безопасности по указанному адресу протоколом об административном правонарушении от 18.10.2012 N 85, актом проверки от 18.10.2012 N 122 и обществом в апелляционной жалобе не оспаривается.
Вместе с тем общество утверждает, что не является субъектом вменяемого состава административного правонарушения, поскольку право собственности в отношении спорного здания не зарегистрировано за обществом в установленном порядке. Суд апелляционной инстанции считает данный довод общества необоснованным в силу следующего.
В соответствии с положениями статьей 37, 38 Федерального закона 21.12.1994 N 69-ФЗ обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организацией; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как собственник - арендодатель, так и арендатор.
Согласно договору купли-продажи от 10.02.2004 N 83-03 здание по ул. Горького, 42 в
г. Игарке продавцом передано покупателю (обществу) в собственность. Фактическая передача объекта недвижимого имущества подтверждена актом приема-передачи имущества от 10.02.2004.
В этой связи суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно разъяснениям, данным в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, отсутствие факта регистрации указанного договора купли-продажи и права собственности не влияет на выводы суда о наличии в бездействии общества признаков объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения в здании и его эксплуатации иными лицами, кроме самого общества. При этом из материалов дела об административном правонарушении следует, что представители общества, в том числе на момент составления акта проверки, протокола об административном правонарушении не заявлял возражений относительно выявленных нарушений, в том числе в связи с принадлежностью каких-либо помещений в здании по ул. Горького, 42 в г. Игарке иным лицам.
Следовательно, спорное здание фактически эксплуатируется обществом, которое несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Таким образом, Отдел Управления МЧС России доказал наличие в действиях (бездействии) общества, которое является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вина является обязательным элементом состава административного правонарушения и подлежит установлению при производстве по административному делу.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, касающиеся установления вины, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и учитывая, что общество не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для исполнения требований пожарной безопасности и принятие им всех зависящих от него мер для их исполнения, пришла к выводу о доказанности вины общества во вменяемых ему правонарушениях.
Следовательно, вина ООО "ИПК" во вменяемых ему правонарушениях установлена и доказана.
Апелляционная коллегия, учитывая характер совершенных правонарушений, выразившихся в совершении ряда нарушений пожарных требований, не усматривает оснований для применения малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Следовательно, административный орган правомерно в пределах сроков давности постановлением от 19.10.2012 N 54 привлек ООО "ИПК" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным; основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта, отсутствуют.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" января 2013 года по делу N А33-17774/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17774/2012
Истец: ООО Игарская промышленная компания
Ответчик: ГУ МЧС России по Красноярскому краю ОНД по Туруханскому району
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-798/13