12 марта 2012 г. |
А43-20546/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2011
по делу N А43-20546/2011,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческий центр Горьковской организации рабочего" (603086, г.Нижний Новгород, ул.Сибирская, д.2; ИНН 5257111583, ОГРН 1095257004787) о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческий центр Горьковской организации рабочего" - директора Кирюшина В.И. на основании протокола от 16.08.2011 N 311-05-17-17810/11,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческий центр Горьковской организации рабочего" (далее - ООО "ТКЦ Горьковской ОРС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 16.08.2011 N 311-05-17-17810/11 решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 6627,00 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030006:51, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под складскую базу, расположенного по адресу г.Нижний Новгород, ул.Сибирская, 2 (участок 2). Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу подготовить проект договора купли-продажи обозначенного земельного участка и направить его в адрес Общества с предложением о заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления), Министерство инвестиционной политики Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме: изложенное в письме от 16.08.2011 N 311-05-17-17810/11 решение Министерства об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 6627,00 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030006:51, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под складскую базу, расположенного по адресу г.Нижний Новгород, ул.Сибирская, 2 (участок 2), признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал Министерство в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представитель ООО "ТКЦ Горьковской ОРС" в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указал на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Министерство, администрация г.Нижнего Новгорода и Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.10.2010 серия 52 АГ N 651404, N 651405, N 651406 ООО "ТКЦ Горьковской ОРС" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Нижний Новгород, Канавинский район, ул.Сибирская, д.2:
- отдельно стоящее здание (нежилое), литера АА1, общей площадью 1713,7 кв.м;
- отдельно стоящее здание (нежилое), литера Б, общей площадью 470,8 кв.м;
- отдельно стоящее здание (нежилое), литера Д, общей площадью 209,9 кв.м.
09.06.2011 вх. N 15590 ООО "ТКЦ Горьковской ОРС" обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 6627 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030006:51, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под складскую базу, местоположение: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Канавинский район, ул.Сибирская, 2 (участок 2).
Письмом от 16.08.2011 N 311-05-17-17810/11 Министерство уведомило Общество об отсутствии возможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность в связи с наличием на данном земельном участке архитектурно-планировочных ограничений, обусловленных нахождением участка в границах проекта планировки и межевания территории в границах улиц Бетанкура, Самаркандская, набережных рек Оки и Волги, утвержденных распоряжением Правительства Нижегородской области от 22.12.2008 N 2432-р.
Посчитав, что такой ответ уполномоченного органа является решением об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, который противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З, постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 и исходил из того, что Министерство не доказало законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-3 "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.
В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Суд первой инстанции установил, что ООО "ТКЦ Горьковской ОРС" принадлежат на праве собственности отдельно стоящие (нежилые) здания: литера АА1, общей площадью 1713,7 кв.м.; литера Б, общей площадью 470,8 кв.м.; литера Д, общей площадью 209,9 кв.м, расположенные по адресу: г.Нижний Новгород, Канавинский район, ул.Сибирская, д. 2, что подтверждено документально и не оспаривается уполномоченным органом.
Испрашиваемый земельный участок общей площадью 6627,00 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030006:51, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под складскую базу, расположенный по адресу г.Нижний Новгород, ул.Сибирская, 2 (участок 2), образован на основании распоряжения Министерства от 17.02.2009 N 239 в результате разделения земельного участка площадью 7830 кв.м, кадастровый номер 52:1:0030006:34, арендованного ОАО "ТКЦ "Горьковский ОРС" в соответствии с распоряжением администрации г.Нижнего Новгорода от 06.10.2004 N 3380-р и договора аренды земельного участка от 03.12.2004 N 12052/03, на:
- земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030006:50, площадь 1211 кв.м, категория - земли населенных пунктов, расположенный в водоохраной зоне рек Волга и Ока, для дальнейшего его использования под складскую базу (испрашиваемый земельный участок);
- земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030006:51, площадь 6627 кв.м, категория - земли населенных пунктов, расположенный в водоохраной зоне рек Волга и Ока, для дальнейшего его использования под складскую базу.
При обращении в Министерство с заявлением от 09.06.2011 вх. N 311-05-12-15590/11 о предоставлении в собственность обозначенного земельного участка Общество представило полный пакет документов, предусмотренный действующий законодательством.
Реализация Обществом права на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие юридическому лицу объекты недвижимого имущества, порождает у Министерства обязанность совершить действия, направленные на выполнение законных требований ООО "ТКЦ Горьковской ОРС".
Министерство наделено полномочиями и несет обязанность рассмотреть заявление Общества о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, и совершить иные действия либо мероприятия, направленные на реализацию требования Общества о приватизации земельного участка.
В нарушение требований статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало законность и обоснованность своего решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
-изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) установлен перечень не подлежащих отчуждению земельных участков, находящихся в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Суд первой инстанции не установил вышеприведенных случаев для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В обоснование своей позиции Министерство указывает, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в границах красных линий, что исключает возможность предоставления его в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако данный довод не подтвержден в суде допустимыми и относимыми доказательствами и, напротив, опровергается актом обследования земельного участка от 28.06.2011, пояснениями представителя администрации г.Нижнего Новгорода.
При установленных обстоятельствах изложенное в письме от 16.08.2011 N 311-05-17-17810/11 решение уполномоченного органа противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав заявителя.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2011 по делу N А43-20546/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2011 по делу N А43-20546/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20546/2011
Истец: ООО "ТКЦ Горьковской ОРС", ООО ТКЦ Горьковской ОРС г. Н. Новгород
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Н.Новгород
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, Министерство инвестиционной политики Нижегородской области г. Н. Новгород
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-657/12