г. Самара |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А72-11649/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 15 января 2013 г. N 01-13/112;
от третьего лица - Трифонова О.В., доверенность от 10 июля 2012 г. N 149-01-12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2013 г.
по делу N А72-11649/2012 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" (ИНН 7325065846, ОГРН 1067325058900), г. Ульяновск,
к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третье лицо - администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Созвездие" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, изложенного в письме от 16 октября 2012 г. N 01-13/5743, и обязании заинтересованного лица подготовить и выдать заявителю соответствующий градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе, д. 28Д, для реконструкции здания столовой под торгово-офисное здание.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Ульяновске для строительства торгово-офисного здания в зоне Ц2 необходимость проведения публичных слушаний отсутствует.
Заинтересованное лицо не вправе отказать заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка, если заявитель намерен изменить вид разрешенного использования земельного участка на один из основных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для соответствующей градостроительной зоны.
Не согласившись с выводами суда, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, администрация города Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывают, что согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земельных участков должно быть в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
При подаче заявления о подготовке градостроительного плана земельного участка заявителем фактически меняется вид разрешенного использования земельного участка, который, в свою очередь, не предусмотрен договорными обязательствами между сторонами по договору аренды земельного участка.
До подготовки градостроительного плана земельного участка заявителю необходимо пройти процедуру по изменению вида разрешенного использования земельного участка в земельно-правовых документах, а только потом обращаться за подготовкой и выдачей документов, необходимых для получения разрешения на строительство, одним из которых является градостроительный план земельного участка.
Выдача градостроительного плана земельного участка с разрешенным использованием, не соответствующим земельно-правовым документам, будет противоречить земельному законодательству и законодательству о градостроительной деятельности.
Ранее мэрией города Ульяновска заявителю уже был выдан градостроительный план земельного участка по Московскому шоссе, 28Д от 20 июля 2010 г. N 73304000-272, который является действующим.
В судебном заседании представитель Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - здания столовой, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 28 Д, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 013899, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 15 июня 2010 г.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 6 294, 8 кв.м. с кадастровым номером 73:24:030701:95.
Данный земельный участок находится в аренде у заявителя на основании договора аренды земельного участка от 11 июня 2008 г. N 02/24-400, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 13.09.2008 г., номер регистрации 73-73-01/198/2008-478, и договора от 17 мая 2010 г. передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 02/24-400 от 11 июня 2008 г., зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 15 июня 2010 г., запись регистрации 73-73-01/217/2010-73. Срок действия договора аренды: до 01 мая 2057 г.
Заявитель обратился к главе администрации г. Ульяновска с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции здания столовой под торгово-офисное здание по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе, д. 28Д.
В ответ на указанное заявление заинтересованное лицо письмом от 16 октября 2012 г. N 01-13/5743 (л.д. 38) со ссылкой на ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 48 и п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сообщило, что поскольку согласно представленному договору аренды земельного участка разрешенный вид использования земельного участка определен под зданием столовой, то подготовка градостроительного плана земельного участка под торгово-офисное здание не представляется возможной.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в обязательном порядке должен быть приложен градостроительный план земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 44 ГрК РФ).
Согласно частям 1 и 5 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с пунктами 4.35 и 4.38 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 24 мая 2006 г. N 90, заинтересованное лицо осуществляет разработку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также готовит и выдает градостроительные планы земельных участков.
Следовательно, в силу указанных выше норм законодательства заинтересованное лицо обязано было подготовить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка.
Доводы заинтересованного лица о том, что заявитель намеревается использовать земельный участок не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием и что заявитель не получил согласия на изменение вида разрешенного использования земельного участка, арбитражный апелляционный суд не принимает во внимание, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: ) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В частях 2, 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Пунктом 8 ст. 3 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, предусмотрено, что правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и (или) менять вид (виды) использования земельных участков, объектов капитального строительства, разрешенных как основные и вспомогательные, для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов.
Судом первой инстанции установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске арендуемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ц2 "Зона делового, общественного и коммерческого назначения", в которой размещение многофункциональных торгово-офисных комплексов отнесено к основным видам разрешенного использования земельных участков.
Следовательно, получение согласия уполномоченного органа местного самоуправления на изменение вида разрешенного использования земельного участка в рассматриваемом случае не требуется.
Несостоятельным является и довод заинтересованного лица о том, что при смене разрешенного использования земельного участка необходимо проводить публичные слушания по данному вопросу, поскольку не соответствует закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).
Как уже отмечено выше, Правила землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденные Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, не требуют проведения публичных слушаний по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, предусмотренные для данной территориальной зоны, и разрешают правообладателям земельных участков, объектов капитального строительства по своему усмотрению выбирать и (или) менять вид (виды) использования земельных участков, объектов капитального строительства, разрешенных как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон.
Ссылка заинтересованного лица на п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" является необоснованной, поскольку данной нормой законодательства проведение публичных слушаний для принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования допускается вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки.
В рассматриваемом случае Правила землепользования и застройки в г. Ульяновске утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 13 ноября 2004 г. N 90, которыми и необходимо руководствоваться при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд также отклоняет довод заинтересованного лица о том, что заявитель до выдачи градостроительного плана земельного участка обязан внести изменения в земельно-правовые документы в части вида разрешенного использования земельного участка, поскольку вид разрешенного использования в правоустанавливающих документах может быть изменен только после фактического изменения вида использования земельного участка, т.е. после получения градостроительного плана, разрешения на строительство, строительства и ввода построенного торгово-офисного здания в эксплуатацию.
До момента завершения указанной процедуры основания для внесения изменений в правоустанавливающие документы, в том числе в договор аренды земельного участка, отсутствуют, поскольку заявитель может и не начать реконструкцию объекта.
Не принимается во внимание и довод заинтересованного лица о наличии у заявителя ранее выданного градостроительного плана на земельный участок N RU 73304000-272, поскольку действующее законодательство о градостроительной деятельности не содержит ограничений по количеству выдаваемых на земельный участок градостроительных планов и не содержит запрета на выдачу нового градостроительного плана при наличии ранее выданного градостроительного плана на этот же земельный участок.
Кроме того, выданный 20 июля 2010 г. градостроительный план земельного участка N RU 73304000-272 утратил свою актуальность для заявителя, поскольку выдавался на реконструкцию здания столовой с предельным количеством этажей не более двух. В настоящее время заявитель намеревается выполнить реконструкцию здания столовой под торгово-офисное здание с надстройкой третьего этажа и строительством трехэтажного пристроя.
В то же время заинтересованное лицо не вправе ограничивать право заявителя на реконструкцию находящегося в его собственности объекта, если эти планы не противоречат существующим градостроительным нормам.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным отказ заинтересованного лица в выдаче заявителю градостроительного плана и правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2013 г. по делу N А72-11649/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11649/2012
Истец: ООО Созвездие
Ответчик: Комитет архитектуры и градстроительства администрации г. Ульяновска
Третье лицо: Администрация города Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2863/13