г. Хабаровск |
|
14 января 2008 г. |
Дело N А73-10625/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Михайловой А.И.
Судей: Захаревич Б.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой О.В.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Тандем": представитель не явился
от Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края: представитель не явился
от Прокуратуры Индустриального райна г. Хабаровска: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" на решение от 15.11.2007 по делу N А73-10625/2007-11АП Арбитражного суда Хабаровского края Дело рассматривал судья Бруев Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тандем"
о признании недействительными и отмене постановлений Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 05.10.2007 N N 514, 515 по делам об административных правонарушениях
заинтересованное лицо: Прокуратура Индустриального района г. Хабаровска
Общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - общество, ООО "Тандем") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными и отмене постановлений Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края (далее - управление, административный орган) от 05.10.2007 N N 514, 515 по делам об административных правонарушениях, которыми общество привлечено к административной ответственности по статьям 8.1, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Индустриального района г. Хабаровска.
Решением суда от 15.11.2007 в удовлетворении заявления отказано, постановления признаны законными и обоснованными.
Не согласившись с решением суда, ООО "Тандем" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представители общества, административного органа, Прокуратуры Индустриального района г. Хабаровска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От ООО "Тандем" заявлено ходатайство об отложении судебного заседания по причине того, что представитель общества 11.01.2008 будет находиться в г. Южно-Сахалинске. Данное ходатайство судом рассмотрено и отклонено, поскольку согласно статье 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями организаций вправе выступать как руководители, так и адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. В связи с этим представлять интересы общества в судебном заседании мог иной представитель либо сам руководитель.
Управление в представленном отзыве с жалобой не согласилось, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяются федеральными законами.
Статьей 34 Закона N 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Методами экологического регулирования в области охраны окружающей среды являются, в частности, разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде, установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление тарифов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды (статья 14).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением и отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшение количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляется деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением Правительство Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в целях реализации статьи 18 Закона N 89-ФЗ утверждены правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из указанных правовых норм, следует, что отсутствие у юридического лица на момент проверки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение свидетельствует о несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.1 КоАП РФ.
Далее, в соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 9 Порядка).
Такие сроки на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области установлены приказом Хабаровского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.01.2006 N 10-а, "О сроках перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области", опубликованном 04.03.2006 в газете "Тихоокеанская звезда" за N 40, а именно плата по итогам 1 квартала 2007 года вносится до 20.04.2007, по итогам 2 квартала 2007 - до 20.07.2007.
Указанные сроки подтверждены приказом Федеральной службы от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода, признанного календарным кварталом, но не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является составом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки ООО "Тандем" обнаружено, что общество осуществляет деятельность по разборке автомобилей и торговле автозапчастями. При этом проекта нормативов образования и лимитов на их размещение, расчета массы неорганизованного сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком с территории предприятия, лимита на размещение отходов производства и потребления не имеет. Плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2007 года нее внесло.
При таких обстоятельствах государственным инспектором Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края правомерно вынесены постановления 05.10.2007 N 514 о привлечении ООО "Тандем" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб. и N 515 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности совершения обществом вменяемых ему правонарушений, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности со стороны административного органа.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования и оценки представленных по делу доказательств с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о неизвещении общества о месте и времени составления постановления о возбуждении производства об административном правонарушении опровергаются имеющимися в материалах дела постановлениями от 17.08.2007 с отметками на них генерального директора Олейникова П.Е. о разъяснении ему прав и о получении постановлений в тот же день.
Постановления о привлечении общества к административной ответственности, а так же акт обследования природопользователя составлены компетентными лицами, наделенными соответствующими полномочиями статьей 64 Закона N 7-ФЗ.
Нарушений порядка производства по делу и привлечения общества к административной ответственности суд не усматривает.
Применение положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ к данной ситуации невозможно, поскольку обществом совершено не одно действие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена двумя и более статьями, а два различных административных правонарушения, в связи с чем ответственность правомерно назначена за каждое из них.
На основании изложенного, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 ноября 2007 года по делу N А73-10625/2007-11АП оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Б.В.Захаревич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10625/2007
Ответчик: Управление охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Прокуратура Индустриального района г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1550/07