Взаимоотношения представителя учреждения
с налоговыми органами
При сдаче налоговой отчетности, получении определенных документов требуется представление в налоговые органы доверенности на ответственное лицо. В данной статье рассмотрим, в каких случаях требования налоговой инспекции о предъявлении нотариально заверенной доверенности, подтверждающей полномочия ответственного лица для участия в налоговых правоотношениях, правомерны, а также ознакомимся с содержанием доверенности и выясним причины прекращения ее действия.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) могут быть представлены учреждением образования (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи. Как видим, действующее законодательство позволяет налогоплательщику участвовать в налоговых правоотношениях не только лично, но и через представителя. В этом случае на титульном листе налоговых деклараций он должен написать свою фамилию, имя и отчество, а также указать документ, который подтверждает его полномочия (как правило, доверенность), и приложить его копию к декларации.
Законные и уполномоченные представители налогоплательщика
Представителями налогоплательщика могут являться физические или юридические лица, уполномоченные налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ). Статьями 27-29 НК РФ определены законные и уполномоченные представители налогоплательщика:
- законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;
- уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами;
- уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Исключение составляют должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика.
Как указано в п. 3 ст. 26 НК РФ, полномочия уполномоченного представителя должны быть документально подтверждены. То есть представление интересов учреждения во взаимоотношениях с налоговыми органами возлагается на представителей специально оформленной доверенностью.
Оформление доверенности
Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-учреждения осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
В пункте 1 ст. 185 ГК РФ доверенность определена как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. К оформлению доверенности предъявляются два основных требования. Во-первых, она должна быть составлена в письменной форме, заверена подписью руководителя и печатью организации (если налогоплательщик - юридическое лицо). Во-вторых, на доверенности должна стоять дата выдачи, иначе она будет считаться ничтожной. Законодательство не содержит требования оформлять доверенность на фирменном бланке организации или указывать ее номер.
При оформлении сделки, требующей нотариальной формы, доверенность на ее совершение также должна быть нотариально удостоверена. При этом нотариус ставит на доверенности удостоверительную надпись. Нотариальное удостоверение обязательно в случаях, указанных в законе, а также предусмотренных соглашением сторон, даже если закон для сделок данного вида этого не требует.
Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено требование нотариального удостоверения доверенности для уполномоченного представителя учреждения при взаимоотношениях с налоговыми органами, представлять в налоговые инспекции нотариально заверенную доверенность нет необходимости. Такие разъяснения также получены в ответе на частный вопрос о необходимости представления в налоговые инспекции нотариально заверенных доверенностей (Письмо УМНС по г. Москве от 24.06.2003 N 11-04/33517).
Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Требование осуществлять свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с ГК РФ, предъявляются к уполномоченному представителю налогоплательщика - физического лица (п. 3 ст. 29 НК РФ).
В доверенности можно указать объем полномочий, возлагаемых на представителя учреждения. Это может быть разовая доверенность на совершение одного юридического действия, например, на получение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате НДС. Возможно оформление и специальной доверенности на выполнение ряда однородных действий, например, в случае сдачи налоговой отчетности в течение календарного года. Можно оформить общую (генеральную) доверенность на совершение разнообразных сделок или юридических действий в течение определенного периода. В этом случае круг обязанностей можно представить в обобщенном виде. В доверенности можно привести такую формулировку: "Представление интересов налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах".
Приведем образец заполнения доверенности на возложение полномочий на уполномоченного представителя учреждения.
Доверенность г. Москва 09.01.2008 Лицей N 40 в лице руководителя Крылова Игоря Николаевича, действующего на основании устава, доверяет Мариничевой Наталье Ивановне паспорт: ------------------------------- серия 42 00 N 642522 выдан 22 июля 2003 52 отделением г. Москвы, -------------------- ----------------------------------------- проживающей по адресу 127254 г. Москва ул. Лесная дом 5 кв. 25, ---------------------------------------------------------------------- являющейся заместителем главного бухгалтера, представлять интересы ---------------------------------------------- лицея в отношениях с налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Подпись Мариничевой Натальи Ивановны ____________________ удостоверяю Руководитель Лицея N 40 _____________________И.Н. Крылов |
Прекращение действия доверенности
Согласно ст. 188 ГК РФ доверенность может прекратить действие в случаях:
- истечения ее срока действия;
- отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
- отказа лица, которому выдана доверенность;
- прекращения существования юридического лица, от имени которого она выдана;
- прекращения существования юридического лица, которому выдана доверенность;
- признания лица, которому выдана доверенность, недееспособным или безвестно отсутствующим.
Отмена доверенности влечет определенные правовые последствия. Согласно ч. 1 ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому она выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми выдана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность.
Пока лицо, получившее доверенность, не узнало о прекращении ее действия (или в срок, когда оно должно было об этом узнать), права и обязанности, возникшие в результате его действий, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось (п. 2 ст. 189 ГК РФ).
После отмены доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно ее вернуть.
Доверенность, срок действия которой закончился, также должна быть возвращена представителем (или его правопреемником) лицу, ее выдавшему, чтобы предотвратить возможность ее дальнейшего неправомерного использования.
Оформление заявления учреждения о постановке на налоговый учет
Приказ ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (далее - Приказ N 826@) в установленном порядке был согласован с Минфином.
В соответствии с п. 6 Рекомендаций по заполнению Заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ, утвержденных вышеуказанным приказом, Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (далее - Заявление) подписывается должностным лицом, имеющим право действовать от имени российской организации без доверенности.
С учетом положения п. 1 ст. 26 НК РФ о том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, ФНС выпустила Письмо от 20.11.2007 N СК-6-09/902@ "О порядке подписания заявления о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации". В нем указано, что поскольку разъяснения по заполнению Заявления носят рекомендательный характер, ФНС считает возможным осуществлять также прием заявлений, подписанных уполномоченным представителем организации, в случае представления одновременно с Заявлением копии надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой он уполномочен на подписание от имени организации вышеуказанного Заявления. При этом в Заявлении в строке "Руководитель российской организации" указываются данные уполномоченного представителя организации. При поступлении в налоговый орган Заявления проводится сверка идентичности сведений о руководителе организации, указанных в доверенности, со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРН, в порядке, предусмотренном п. 2 разд. III Методических указаний для налоговых органов "О некоторых вопросах по учету российских организаций в налоговых органах" (Письмо ФНС РФ от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634@).
При приеме налоговым органом Заявления, подписанного уполномоченным представителем организации, сведения о руководителе организации включаются в ЕГРН на основании сведений, указанных в доверенности.
А. Сергееева,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"