город Омск |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А70-11233/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1425/2013) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2013 по делу N А70-11233/2012 (судья Дылдина Т.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка детский сад N 19 города Ишима" о взыскании финансовых санкций в размере 50 318,00 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка детский сад N 19 города Ишима" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Ишиме, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка детский сад N 19 города Ишима" (далее по тексту - Детский сад, заинтересованное лицо) о взыскании финансовых санкций в размере 50 318,00 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за четвертый квартал 2011 года.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2012 по делу N А70-11233/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Выводы суда основаны на том, что имеются обстоятельства, смягчающие ответственность (добросовестность заинтересованного лица, совершение правонарушения впервые), в связи с чем сумма штрафа должна составить 10 278 руб. 77 коп. Но, поскольку в материалы дела представлены доказательства уплаты названной суммы санкции, суд признал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
С решением суда первой инстанции заявитель не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд, указав в жалобе, что Детский сад неоднократно привлекался к ответственности, в том числе на основании решения ГУ - УПФ РФ в г. Ишиме от 13.09.2011 N 62.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27) страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице в установленный срок. Сведения об уплачиваемых страховых взносах предоставляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным данным пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ сроки.
Из вышеизложенных норм права следует, что сведения о каждом работающем застрахованном лице за 4 квартал 2011 года должны быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования не позднее 15 февраля 2012 года.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 4 квартал 2011 года Детским садом к установленному сроку представлены не были.
Указанные обстоятельства лицами, участвующим в деле, не оспариваются.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, у заявителя имелись все основания для привлечения Детского сада к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Однако судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции, учитывается следующее.
Сумма штрафа составила 50 318 руб., что соответствует 10% от суммы начисленных страховых взносов 503 179 руб..
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом.
Из части 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, определяющим ответственность плательщика, предоставлено также суду.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом первой инстанции в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, учтено, что ранее Детским садом подобных нарушений не допускалось. Доказательств обратного органом Пенсионного фонда не представлено, материалы арбитражного дела таких доказательств не содержат.
Доводы ГУ - УПФ РФ в г. Ишиме о неоднократном совершении заинтересованным лицом подобных нарушений, изложенные в апелляционной жалобе, а также документы, представленные в обоснование данных доводов, Восьмым арбитражным апелляционным судом не могут быть приняты во внимание, поскольку настоящее арбитражное дело рассматривается в порядке упрощенного производства и статьей 272.1 АПК РФ запрещено представление дополнительных доказательств суду апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что имели место быть обстоятельства, смягчающие ответственность Детского сада. При определении размера штрафа с целью персонификации ответственности судом первой инстанции правомерно снижен размер штрафа до 10 278 руб. 77 коп. Поскольку данная сумма была уплачена Детским садом, что не опровергается заявителем, постольку оснований для ее взыскания у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы органа Пенсионного фонда не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2013 по делу N А70-11233/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11233/2012
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области
Ответчик: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка детский сад N 19 города Ишима"