Изменения, внесенные в порядок размещения заказов
для государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены типовые нарушения, выявляемые контрольными органами в ходе ревизий и проверок бюджетных учреждений в части соблюдения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Общие положения
Согласно новой редакции ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) государственными или муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
То есть если бюджетное учреждение находится в ведении не федеральных органов государственной власти, а органов субъектов РФ или местного самоуправления, то для осуществления закупок ему должны быть делегированы полномочия государственного или муниципального заказчика. В противном случае, в соответствии со ст. 71 БК РФ, без заключения государственных или муниципальных контрактов оно вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. в квартал. Данное нарушение классифицируется контрольными органами как неправомерное расходование денежных средств. Однако оно будет квалифицироваться только в том случае, если в ходе ревизий проверяется период с 1 января 2008 года. Дело в том, что с указанной даты ст. 71 БК РФ утрачивает силу и при всех закупках необходимо руководствоваться Федеральным законом N 94-ФЗ (п. 1 ст. 72 БК РФ).
Одно из самых распространенных нарушений, выявляемых в ходе ревизий и проверок, - несоблюдение требований Постановления Правительства РФ от 03.09.1998 N 1022 "О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1022) в части формирования комиссий по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов исключительно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 577 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов" с 19.09.2006 Постановление Правительства РФ N 1022 признано утратившим силу. Вместе с тем с 01.01.2009 исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и другие законодательные акты РФ" в состав комиссии по размещению заказов должно быть включено хотя бы одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.
Таким же по своему масштабу является несоблюдение требований ст. 73 БК РФ, согласно которой бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. То есть на сумму, не превышающую 100 000 руб. (ст. 71 БК РФ). Кроме того, нередки случаи включения в реестр закупок сведений обо всех закупках бюджетного учреждения, осуществленных как на основании заключенных государственных контрактов, так и без заключения государственных контрактов, что также является нарушением ст. 73 БК РФ.
Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать:
- краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
- наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
- цену и дату закупки.
Нередки случаи, когда бюджетными учреждениями не проводятся проверки отсутствия у участников конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, как требует п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ.
Необходимо отметить, что включение в конкурсную документацию требований по подтверждению участниками конкурса отсутствия задолженности по налогам и иным платежам в бюджеты является нарушением ч. 6 ст. 11, ч. 4 ст. 25 Федерального закона N 94-ФЗ.
На основании действующей с 1 ноября 2007 года редакции ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта не допускается изменение существенных условий контракта (заключенного на условиях, указанных в поданной заявке на участие в размещении заказа и в конкурсной документации) по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Напомним, что ранее запрещалось изменять любые условия контрактов.
Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 6-6.3, 8.1 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ. Так, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного конкурса, вправе изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ или услуг и, соответственно, первоначальную цену контракта не более чем на 10%. В случае заключения государственного или муниципального контракта по итогам аукциона меняться может только количество товаров. Изменение объемов работ, услуг при размещении заказа путем проведения аукциона не допускается.
В зависимости от предмета государственного или муниципального контракта срок его выполнения и цена могут быть различными. В соответствии с внесенными в Федеральный закон N 94-ФЗ изменениями Федеральным законом N 53-ФЗ*(1) предусмотрено изменение цены контракта, если он заключен на срок более трех лет и цена его составляет 10 млрд. руб. и более. Если выполнение данного контракта невозможно без изменения его цены вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. В аналогичных случаях цена контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ, составляющая 1 млрд. руб. и более, или муниципального контракта в 500 млн. руб. и более может быть изменена соответственно законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 6, п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 94-ФЗ установленная начальная цена контракта должна являться максимальной. Следовательно, контракт не может быть заключен на сумму, превышающую начальную (максимальную) цену. При этом основанием для отказа в допуске к участию в размещении заказа является превышение начальной (максимальной) цены контракта в заявке на участие.
Согласно п. 8.1 ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа при уклонении победителя торгов или запроса котировок от заключения контракта с согласия этого участника. Причем если до расторжения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по нему, то при заключении нового государственного или муниципального контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
Контракт должен содержать обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (работ, услуг).
В новой редакции Федерального закона N 94-ФЗ введено требование о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, а путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, установлены Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2007 N 609-Р, к ним, в частности, относятся:
- пищевые продукты и напитки;
- фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные;
- мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препараты, парфюмерная продукция и косметические средства;
- канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
- канцелярские принадлежности;
- изделия хозяйственно-бытового назначения и др.
Кроме того, с 1 января 2008 года размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд может осуществляться исключительно путем проведения аукциона. При этом при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
Наиболее распространенными способами размещения заказов, при которых чаще всего и совершаются ошибки, являются открытый конкурс и запрос котировок цен. Остановимся более подробно на них.
Нарушения при размещении заказа путем проведения
открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного каким-либо периодом, начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало. То есть процедура вскрытия конвертов должна производиться минимум на 31-й день со дня размещения извещения на официальном сайте в Интернете.
Обратите внимание: согласно ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение сроков размещения извещение о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании или на официальном сайте в Интернете на должностное лицо бюджетного учреждения, отвечающего за размещение заказов, налагается административный штраф в размере 30 000 руб.
Напомним, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.02.2006 N 229-р официальным сайтом РФ в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд является www.zakupki.gov.ru. В случае проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд извещение должно быть опубликовано на официальном сайте муниципального образования и одновременно на официальном сайте субъекта РФ.
Федеральным законом N 53-ФЗ изменен перечень обязательных сведений, указываемых в извещении. Согласно новой редакции ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны:
- форма торгов;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
- предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, объем работ, услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
- срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
- преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены бюджетным учреждением, в размере, не превышающем 15% предлагаемой цены контракта.
Необходимо отметить, что сведения, указываемые ранее в извещении о проведении конкурса и исключенные Федеральным законом N 53-ФЗ (источник финансирования заказа, форма, срок и порядок оплаты товара), должны быть указаны в конкурсной документации (ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ).
Кроме того, законом предусмотрена возможность внесения изменений (за исключением предмета контракта) и в извещение о проведении конкурса, и в конкурсную документацию, но не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок с продлением срока подачи заявок на 20 дней. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе продлевается только после опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса, и он отсчитывается от более поздней даты данных событий.
Согласно новой редакции Федерального закона N 94-ФЗ заказчику запрещается включать в конкурсную документацию, а также документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) следующие требования к участнику размещения заказа:
- к квалификации, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы;
- к деловой репутации;
- о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Исключением из данного правила является проведение конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа (ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ).
Как и ранее, конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам. В случае если заказчик, уполномоченный орган не имеют возможности установить четкие требования и показатели, конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В новой редакции Федерального закона N 94-ФЗ участнику размещения заказа разрешается указывать на конверте с заявкой на участие в конкурсе наименование и адрес участника, подавшего заявку, причем заказчик не вправе отказать в приеме конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике. От участника размещения заказа запрещается требовать не только документы, но и сведения, не предусмотренные Федеральным законом N 94-ФЗ.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе они не поданы или подана только одна заявка на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся. Если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, по которым подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 94-ФЗ заявки участников размещения заказа могут рассматриваться конкурсной комиссией в течение 20 дней. Ранее срок рассмотрения заявок не мог превышать 10 дней.
Федеральным законом N 53-ФЗ внесены изменения в критерии оценки заявок участников размещения заказа. Если в ранее действующей редакции закона заказчик мог выбрать любые из критериев оценки, перечисленных в ч. 4 и 5 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ (указав их в извещении), причем цена контракта в данный перечень могла и не входить, то в новой редакции Федерального закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в обязательном порядке должны производиться по цене контракта и иным критериям, если они указаны в извещении (ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ).
Если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, лучшей признается заявка, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Протокол оценки и сопоставления заявок составляется в двух экземплярах и размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. В случае проведения конкурса на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд протокол оценки и сопоставления заявок подлежит опубликованию в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня подписания протокола. Обязанность опубликования протокола оценки заявок в официальном печатном издании при размещении заказа для федеральных нужд исключена.
В случае уклонения от заключения государственного или муниципального контракта победителя конкурса, а затем и участника конкурса, заявке на участие, в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения контракта, заказчик вправе принять решение о признании конкурса несостоявшимся. В данном случае заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на основании п. 11 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ. При этом такой контракт в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 94-ФЗ должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации. Цена такого контракта не должна превышать цену контракта, указанную в заявке победителя конкурса, а не начальную цену государственного контракта, как было установлено ранее.
При принятии такого решения заказчику необходимо обратиться для согласования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок такого согласования не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем).
Практически все бюджетные учреждения имеют собственный автотранспорт, требующий своевременного технического обслуживания и ремонта. Однако осуществление данных работ собственными силами часто не представляется возможным, следовательно, учреждениям приходится обращаться в специализированные организации. Типичным нарушением при проведении конкурсов на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта является включение в критерии для отбора поставщиков только стоимости выполняемых работ (например, одного нормо-часа). Необходимо отметить, что стоимость выполняемых в данном случае работ складывается не только из их стоимости, но и из стоимости заменяемых запасных частей. Однако информация об использовании при ремонте запасных частей и материалов в конкурсной документации на заключение контрактов нередко отсутствует.
Размещение заказа путем проведения запроса котировок
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа способом запроса котировок возможно в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб. либо аукцион признан несостоявшимся и начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб.
Согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ бюджетные учреждения не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала. В случае нарушения данного положения государственный или муниципальный контракт может быть признан судом недействительным на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.
Кроме того, согласно ст. 7.30 КоАП РФ за осуществление запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала на должное лицо бюджетного учреждения, отвечающего за размещение заказов, налагается административный штраф в размере 30 000 руб.
Внесены изменения в требования, предъявляемые к извещению о запросе котировок. Согласно новой редакции Федерального закона N 94-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Кроме того, установлена обязанность заказчика к извещению о запросе котировок цен прилагать проект государственного или муниципального контракта. Данное требование призвано устранить возможные "недоразумения" во взаимоотношениях между заказчиком и участником запроса котировок.
Извещение о проведении запроса котировок и проект государственного или муниципального контракта должны быть размещены на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до истечения срока представления котировочных заявок (при проведении запроса котировок на сумму от 250 000 до 500 000 руб.), а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 250 000 руб., не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока. То есть по аналогии с открытым конкурсом котировочные заявки должны рассматриваться минимум на восьмой или пятый рабочий день, соответственно, со дня размещения извещения на официальном сайте в Интернете. Напомним, что нарушение сроков размещения извещения о проведении запроса котировок является административным правонарушением.
Как и в случае с размещением заказа путем проведения открытого конкурса, при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Эквивалентность товаров должна определяться в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми на основании ч. 4 ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ, в том числе по:
- качеству и безопасности товара;
- функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
- размеру, упаковке, отгрузке товара.
Как и ранее, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик обязан продлить срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня, при этом извещение о продлении срока подачи таких заявок размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок. Кроме того, заказчик обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. В случае если после продления срока подачи котировочных заявок не подано ни одной дополнительной заявки, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, только если его котировочная заявка соответствует установленным в запросе котировок требованиям (например, цена контракта).
В случае если поданная заявка не соответствует установленным в запросе котировок требованиям, либо не была подана ни одна котировочная заявка, заказчик вправе провести повторное размещение заказа путем запроса котировок и изменить при этом условия исполнения контракта. Отсутствие котировочных заявок при повторном размещении заказа путем запроса котировок предоставляет заказчику по согласованию с контролирующим органом возможность заключения контракта с единственным поставщиком. При этом цена заключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.
При рассмотрении и оценке котировочных заявок конкурсная комиссия обязана не рассматривать и отклонять котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок (ч. 3 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ).
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, и в день его подписания размещается на официальном сайте. Необходимо отметить, что законодателем исключена обязанность заказчика опубликования протокола о рассмотрении котировочных заявок в официальном печатном издании.
Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола.
Кроме вышеперечисленных можно также выделить следующие нарушения:
- извещения о проведении запроса котировок и котировочные заявки не содержат сведения о сроках оплаты товаров, работ, услуг (ч. 10 ст. 43 и п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 94-ФЗ);
- нередки случаи отсутствия росписи члена комиссии (присутствующего на заседании) в протоколе рассмотрения котировочных заявок (ч. 4 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ);
- отсутствует регистрация котировочных заявок, что не соответствует ч. 3 ст. 46 Федерального закона N 94-ФЗ;
- приобретение товаров, работ, услуг, не рассматриваемых при проведении запроса котировок;
- котировочные заявки не содержат информацию о характеристиках поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 94-ФЗ).
Размещение заказа у единственного поставщика
Частью 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых заказчик вправе заключить государственный или муниципальный контракт только с одним поставщиком, исполнителем или подрядчиком. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком, если:
1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
2) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
3) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
4) осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
5) выполняются работы по мобилизационной подготовке в РФ;
6) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ или муниципального образования);
7) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта;
8) производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством РФ;
9) представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с ч. 12 ст. 25, ч. 7 ст. 31.4, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 46, ч. 10 ст. 53 Федерального закона N 94-ФЗ;
10) только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 31.5, ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 94-ФЗ;
11) участвовал только один участник аукциона в соответствии с ч. 13 ст. 37, ч. 14 ст. 41 Федерального закона N 94-ФЗ;
12) конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен в соответствии с ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 94-ФЗ;
13) размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в порядке, предусмотренном ст. 55.1 Федерального закона N 94-ФЗ;
14) при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с ч. 8 ст. 46 Федерального закона N 94-ФЗ;
15) осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом;
16) возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;
17) размещается заказ на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования цены на такие вооружение и военную технику устанавливаются Правительством РФ. Государственный контракт на поставку таких российских вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой указанным порядком ее формирования;
18) размещаются заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ;
19) размещаются заказы на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;
20) размещаются заказы на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;
21) размещается заказ на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
22) размещается заказ на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
23) размещается заказ на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"