г. Самара |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А55-28649/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сусловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2013 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года, принятое по делу N А55-28649/2012, судья Каленникова О.Н.,
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (ОГРН 1026300768812), г.Самара,
к Департаменту по управлению имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), г.Самара,
об обязании принять и подписать акты приема-передачи по установленной форме N ОС-1а (ОС-1) на объекты движимого и недвижимого имущества,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
- государственное унитарное предприятие Самарской области "ЭКСОН", г.Самара,
- Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием:
от истца - Ленская Л.В., представитель по доверенности от 29.12.2012 г., Зелендинова Е.И., представитель по доверенности от 29.12.2012 г.,
от ответчика - Тришкина Ю.А., представитель по доверенности от 19.10.2012 г.,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту по управлению имуществом городского округа Самара об обязании ответчика принять и подписать акты приема - передачи по установленной форме N ОС-1а (ОС-1) на объекты движимого и недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Самара, ул.Земеца, д. 5/2:
- надземный газопровод (инвентарный N 900658): трубы Д=57 мм протяженностью - 32,6 п/м, Д=32 мм протяженностью - 20,5 п/м, Д=25 мм протяженностью - 3,0 п/м, задвижка Д=50 мм - 1 штука, кран Д=25 мм - 2 штуки;
- благоустройство территории (инвентарный N 970973): проезжая часть - асфальтовое покрытие - 270 кв.м., отмостки, тротуары - 338 кв.м., газон - 1684 кв.м.;
- оборудование горячего водоснабжения (инвентарный N 793961): водонагреватели аккумуляционные электрические ER 80V - 4 штуки, ER 100V - 3 штуки, ER 150V - 4 штуки;
- наружные сети ГВС (инвентарный N 900660): трубы стальные Д=80 мм протяженностью 279 п/м, Д=50 протяженностью 100 п/м, Д=40 протяженностью 90 п/м, задвижки Д=50 мм - 6 штук, вентили Д=50 мм - 1 штука, Д=40 мм - 1 штука, Д=25 мм - 1 штука.
В обоснование своего требования истец указал, что данное имущество является принадлежностью здания (семейного общежития, гостиницы), находящегося по адресу: г.Самара, ул.Псковская, 5, данное здание на основании Распоряжения Правительства РФ от 09.01.1999 г. N 34-р и Мингосимущества РФ от 09.02.1999 г. N 185-р указанное здание было передано Департаменту управления государственным имуществом Самарской области, однако указанное выше имущество передано не было. Впоследствии истец обратился в суд с иском к Министерству имущества Самарской области о понуждении принять указанное имущество - решением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2012 г. в иске было отказано, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, надлежащим ответчиком является Департамент по управлению имуществом городского округа Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2012 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: государственное унитарное предприятие Самарской области "ЭКСОН" и Министерство имущественных отношений Самарской области.
В отзыве на исковое заявление Департамент управления имуществом городского округа Самара с требованиями истца не согласился, полагает что истцом не представлены доказательства, подтверждающие технические характеристики спорного имущества, кроме того в спорном здании, помимо муниципальных площадей имеются приватизированные площади.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года иск удовлетворен.
На Департамент по управлению имуществом городского округа Самара возложена обязанность принять и подписать акты приема - передачи по установленной форме N ОС-1а (ОС-1) на объекты движимого и недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Самара, ул.Земеца, д. 5/2:
- надземный газопровод (инвентарный N 900658): трубы Д=57 мм протяженностью - 32,6 п/м, Д=32 мм протяженностью - 20,5 п/м, Д=25 мм протяженностью - 3,0 п/м, задвижка Д=50 мм - 1 штука, кран Д=25 мм - 2 штуки;
- благоустройство территории (инвентарный N 970973): проезжая часть - асфальтовое покрытие - 270 кв.м., отмостки, тротуары - 338 кв.м., газон - 1684 кв.м.;
- оборудование горячего водоснабжения (инвентарный N 793961): водонагреватели аккумуляционные электрические ER 80V - 4 штуки, ER 100V - 3 штуки, ER 150V - 4 штуки;
- наружные сети ГВС (инвентарный N 900660): трубы стальные Д=80 мм протяженностью 279 п/м, Д=50 протяженностью 100 п/м, Д=40 протяженностью 90 п/м, задвижки Д=50 мм - 6 штук, вентили Д=50 мм - 1 штука, Д=40 мм - 1 штука, Д=25 мм - 1 штука.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска - отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" против ее удовлетворения возражало.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 г. в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела было отложено и назначено на 28.03.2013 г. в связи с истребованием дополнительных доказательств.
Определением председателя пятого судебного состава Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 г. в составе суда, рассматривающего дела, в связи с отпуском судьи на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья Николаева С.Ю. заменена на судью Балакиреву Е.М. в связи с изменением в составе суда рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель ответчика (заявителя апелляционной жалобы) Тришкина Ю.А. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает.
Представитель истца Ленская Л.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражает.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.01.1999 г. N 34-р и Министерства государственного имущества Российской Федерации от 09.02.1999 г. N 185-р ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" было обязано передать Департаменту управления государственным имуществом Самарской области объекты жилищного и коммунально-бытового значения, в том числе здание семейного общежития (гостиницы), расположенного адресу: г. Самара, ул. Псковская, 5, а также объекты благоустройства, тротуары, квартальные дороги, газоны, объекты газо-тепло-водоснабжения и др.
Указанная обязанность предприятием была исполнена частично: 02.10.2001 г. здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Псковская (в последующем переименовано в ул.Земеца), 5, было передано истцом Департаменту управления государственным имуществом Самарской области. При этом, надземный газопровод (инвентарный N 900658), благоустройство территории (инвентарный N 970973), оборудование горячего водоснабжения (инвентарный N 793961), наружные сети ГВС (инвентарный N900660), созданные по своему функциональному назначению непосредственно для обслуживания здания ответчика по адресу: ул. Земеца, д. 5/пер. Стационарный, д. 2 (ул. Земеца. 5/2), остались на балансе истца ввиду того, что между Департаментом управления государственным имуществом Самарской области и "ЦСКБ-Прогресс" был заключен договор от 02.02.2004 N 4089 на передачу в аренду недвижимого имущества по адресу: г. Самара, ул. Псковская/пер. Стационарный, д.5/2.
Здание общежития (гостиницы) приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.12.2010 г. N 3241 было передано в хозяйственное ведение ГУП "Эксон".
В последующем истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием к Министерству имущества Самарской области о принятии и подписании актов в отношении спорного движимого и недвижимого имущества, являющегося принадлежностью к зданию. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2012 г. по делу N А55-14028/2008 в удовлетворении иска отказано, т.к. иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Из указанного, вступившего в законную силу судебного акта следует, что на основании приказа и.о. Министра имущественных отношений Самарской области N 1141 от 20.04.2012 г. из хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия Самарской области "Эксон" изъято и передано по акту приема-передачи имущества в собственность городского округа Самара Самарской области имущество, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Земеца/Стационарный переулок, д.5/2, литера 3, согласно приложениям N 1, N 2.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В связи с осуществлением указанных полномочий в собственности органов местного самоуправления может находиться соответствующее имущество.
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов. Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности". Согласно правовом позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г. являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том. что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что спорные объекты: надземный газопровод (инвентарный N 900658), благоустройство территории (инвентарный N 970973), оборудование горячего водоснабжения (инвентарный N 793961), наружные сети ГВС (инвентарный N 900660) являются муниципальной собственностью городского округа Самара.
Таким образом, на основании вышеуказанных актов спорные объекты недвижимого имущества являются муниципальной собственностью городского округа Самара.
Указанные выводы суда являются преюдициальными и для рассматриваемого дела.
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
При этом к полномочиям Департамента управления имуществом городского округа Самара статья 47 Устава относит осуществление, учет муниципального имущества и ведение его реестра; на основании постановлений Главы городского округа Самара приобретение недвижимого и иного имущества, заключение и исполнение соответствующих договоров; передача муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара, в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям городского округа Самара и муниципальным учреждениям городского округа Самара; осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам; осуществление иных полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенных федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Согласно п. 1.2 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Таким образом, органом, полномочным от имени муниципального образования городского округ Самара принимать имущество в муниципальную собственность, является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При организации бухгалтерского учета имущества муниципальной казны применяются положения инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской федерации от 10.02.2006 г. N25-н, согласно которой имущество муниципального образования независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев подлежит учету на "Основные средства". Согласно п. 3 Инструкции все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 Инструкции. В соответствии с абз. 3 п. 20 Инструкции поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляется актом приема-передачи здания (сооружения) по форме 0306030 (ОС-1а).
Поскольку решением по делу N А55-14028/2008 установлен преюдициальный факт возникновения права муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности требований истца.
Судом апелляционной инстанции проверены доводы ответчика об отсутствии технических характеристик спорных объектов и признаются необоснованными. Представленные данные позволяют с достаточной определенностью идентифицировать спорные объекты, а отсутствие сведений о степени их износа не может служить для ответчика основанием для уклонения от принятия имущества в муниципальную собственность.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года, принятое по делу N А55-28649/2012, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А.Терентьев |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28649/2012
Истец: ФГУП "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс"
Ответчик: Департамент по управлению имуществом г. о. Самара
Третье лицо: ГУП Самарской области "ЭКСОН", Министерство имущественных отношений Самарской области