07 июня 2011 г. |
Дело N А43-24497/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соловьевой М.В.,
судей Ершовой О.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Ю.А.,
с участием представителей:
от истца - Чадаева Д.А. по доверенности от 01.12.2010 (сроком на 1 год);
от ответчика - не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (уведомления N 46304, 46306, 46305);
от третьего лица - не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (уведомления N 46303, 46302),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05 марта 2011 года, принятое судьёй Федорычевой Г.С., по иску муниципального унитарного предприятия Борского района Нижегородской области "Борское пассажирское автотранспортное предприятие" к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, при участии третьего лица: Департамент транспорта и связи Нижегородской области, г.Н.Новгород, о взыскании 5 859 389,75 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Борского района Нижегородской области "Борское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Министерство) о взыскании 5 859 389,75 руб. убытков, понесенных в 2009 году в связи с перевозкой автомобильным транспортом льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Нижегородской области, г.Н.Новгород.
Решением арбитражного суда от 05.03.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что с 01.01.2005 право на льготный проезд гражданам федеральным законодательством не предоставляется, это право устанавливается нормативными актами субъектов РФ. В Нижегородской области право на льготный проезд на городском пассажирском транспорте и пригородном автотранспорте установлено постановлением Правительства Нижегородской области о 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета". Следовательно, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам РФ, а возложено полностью на субъекты, что соответствует статьям 30, 31 Бюджетного кодекса РФ.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд оставить жалобу без удовлетворения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм действующего законодательства.
В заседании представители истца поддержали доводы отзыва, просят оставить решение суда без изменения.
Заявитель апелляционной жалобы, Департамент транспорта и связи Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку в заседание суда своих представителей не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя жалобы, отзыва, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в 2009 году между МУП Богородского муниципального района Нижегородской области "Богордское пассажирское автотранспортное предприятие" (исполнитель) и Департаментом транспорта и связи Нижегородской области (заказчик), на основании Закона Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З и Постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404, заключен договор N 04-05-04/10 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Нижегородской области на 2009 год, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на обеспечение транспортного обслуживания льготных категорий граждан, организацию стабильных перевозок пассажиров по регулярным маршрутам и повышение качества транспортных услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом в объемах, обеспечивающих удовлетворение спроса населения, и ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику отчет по форме приложения N 1 и счета-фактуры, а также ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет по форме приложения N 2.
В силу пункта 2.2 договора заказчик до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, производит исполнителю компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан, согласно представленным отчетам и счетам-фактурам в пределах средств, предусмотренных Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З.
Стороны ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, производят сверку расчетов с возможностью их последующей корректировки (пункт 2.3 договора).
В 2009 году истец оказал услуги по перевозке льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов на сумму 5 859 389 руб. 75 коп., что подтверждается представленным в материалы дела актами.
Согласно представленного истцом расчета в 2009 году истец предоставлял льготный проезд 23 946 льготникам.
Сумма выпадающих доходов истца за 2009 год, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра, составила 11 196 965 руб.
Департамент транспорта и связи Нижегородской области в порядке компенсации выпадающих доходов на основании выставленных истцом счетов-фактур перечислил 5 337 575 руб. 25 коп.
Недофинансирование в полном объеме выпадающих доходов явилось основанием для обращения ГП "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Законом N 122-ФЗ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров Правительством Нижегородской области принято постановление от 21.05.2005 N 3 (в редакции подписанных приложений N 1 - 3 и последующих изменений и дополнений от 28.01.2005 N 12 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета"), согласно которому с 01.03.2005 на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета.
При этом приложением 1 к данному постановлению утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, в частности, это граждане, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям федеральных органов власти (пункт 2).
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер по социальной поддержке которых относится к ведению Российской Федерации, сумма которых составила 133043,7 тысячи рублей (приложение N 19).
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации и на Министерство финансов Нижегородской области как на органы, осуществляющие обеспечение исполнения соответственно федерального и областного бюджетов.
Факт предоставления истцом в 2009 году льготного проезда автомобильным транспортом гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В рассматриваемом случае объем переданных из федерального бюджета средств не покрыл расходы предприятия по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, поэтому суд правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства.
Довод Министерства о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 204 от 24.11.2008 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", абзацами 3 и 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса.
Доводы апелляционной жалобы Министерства были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены.
Неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, судом не допущено.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы заявителя апелляционной жалобы - несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался с учетом пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2011 по делу N А43-24497/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24497/2010
Истец: МУП Борского района Нижегородской области "Борское пассажирское автотранспортное предприятие", МУП Борского района Нижегородской области Борское пассажирское автотранспортное предприятие г. Бор
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ Уполномоченному представителю при Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области г. Н. Новгород, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области
Третье лицо: Департамент транспорта и связи Нижегородской области, Департамент транспорта и связи Нижегородской области г. Н. Новгород, Министерство социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты Нижег.области)
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2486/11