г. Самара |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А65-27471/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РегионСпецТрейд" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2012 по делу NА65-27471/2012 (судья Нафиева И.Ф.)
по иску закрытого акционерного общества "РегионСпецТрейд" (ИНН 3664082648, ОГРН 1111215002777, г. Воронеж,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань; Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:542,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "РегионСпецТрейд" (далее - истец, Общество) обратилось с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала по Республике Татарстан, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан признать недействительной регистрацию Договора аренды лесного участка N 180 от 19.12.2008; об обязании ФГБУ "Федеральная палата Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по РТ аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости на лесной участок с кадастровым номером 16:24:000000:542.
Определением суда от 30.10.2012 г. принято изменение предмета заявленных требований к ответчику N 2 - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала по Республике Татарстан, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:542.
Определением суда от 30.10.2012 г. в соответствии со ст.130 АПК РФ выделено в отдельное производство требование заявителя к ответчику - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала по Республике Татарстан, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:542. Данному делу присвоен номер N А65-27471/2012.
Определением суда от 27.11.2012 г. к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены в соответствии со ст.51 АПК РФ: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Республике Татарстан, г.Казань; 2) Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань; 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2012 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "РегионСпецТрейд" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Истец считает, что участку лесного фонда ошибочно был присвоен кадастровый номер 16:24:000000:542. Поскольку арендуемый заявителем лесной участок имеет другой кадастровый номер - 16:24:260201:101, другого участка не имеется. По мнению истца, сложившаяся ситуация с двойным кадастровым номером объекта препятствует осуществлению прав арендатора лесного участка, в частности государственной регистрации передачи прав и обязанностей по договору аренды.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью его представителя явиться в суд из-за неблагоприятных погодных условий.
Судебная коллегия не находит правовых оснований, предусмотренных частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения ходатайства истца об отложении судебного заседания, поскольку признает причину не явки представителя истца в судебное заседание не уважительной. О предоставлении каких-либо дополнительных доказательств истец не ходатайствовал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 -123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "РегионСпецТрейд" является универсальным правопреемником ОАО "Спецремстрой", прекратившим свою деятельность в результате реорганизации 27.04.2011 г., о чем имеется свидетельство, выданное ИФНС по г.Йошкар-Оле.
22.12.1998 г. между Пригородным лесхозом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и АО "Спецремстрой" заключен договор аренды лесного фонда N 119, предметом которого является участок лесного фонда площадью 1,14 га, расположенное по адресу Республика Татарстан, Лаишевский район, Матюшинское участковое лесничество, квартал 70, выдел 17 (л.д.10-22).
Данный договор аренды зарегистрирован 16.01.2007 г. и лесному участку присвоен кадастровый номер 16:24:260201:101 (л.д.23-25).
19.12.2008 г. по истечении срока действия договора аренды N 119 от 22.12.1998 г. был заключен договор аренды лесного участка N 180.
29.01.2010 г. заключено Соглашение об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с которым осуществлена замена арендодателя Пригородный лесхоз Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на - Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (л.д.26-36).
В связи с прекращением деятельности арендатора вследствие реорганизации возникла организация правопреемник (Заявитель), который заключил договор с другой организацией о передаче своих прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 180 от 19.12.2008 г. Данный договор о передаче прав и обязанностей был представлен на государственную регистрацию.
Однако, в ходе оформления документов выяснилось, что по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) лесной участок, являющийся предметом договора аренды N 180 от 19.12.2008 и договора о передаче прав и обязанностей, имеет иной кадастровый номер - 16:24:000000:542, несмотря на то, что данному участку лесного фонда ранее был присвоен кадастровый номер 16:24:260201:101.
Заявитель, считая, что ситуация с двойным кадастровым номером объекта препятствует осуществлению его прав арендатора, обратился в арбитражный суд с иском, в котором просит суд обязать ответчика снять с кадастрового учета земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 16:24:000000:542.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:542 в установленном законом порядке поставлен на государственный кадастровый учет 07.06.2010 г., относится к землям лесного фонда Российской Федерации и расположен на территории ГБУ "Пригородное лесничество".
Между тем из кадастрового дела на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 16:24:260201:101 (л.д.44-101) и выписки из ЕГРП Росреестра по РТ в отношении этого участка лесного фонда, следует, что данные о правообладателе данного участка отсутствуют.
Имеются сведения лишь об аренде данного участка ОАО "Спецремстрой" на основании договора аренды лесного фонда от 22.12.1998 N 119, номер государственной регистрации 16-16-13/014/2006-251 со сроком, на который установлено данное право - с 19.12.2006 по 22.12.2008 г.
Как указывает ответчик, сведения о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 16:24:000000:542 (условный номер 16-16-13/004/2009-313), расположенном по тому же адресу: РТ, Лаишевский район, Матюшинское участковое лесничество, ГБУ "Пригородное лесничество", квартал 70, выдел 17, площадью 11400 кв.м., внесены в государственный кадастр недвижимости 07.06.2010 г. на основании документов в электронном виде, направленных Управлением Росреестра по Республике Татарстан в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст.45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее - Закон N 221-ФЗ).
Таким образом, государственный кадастровый учет осуществлен ответчиком в отношении двух участков лесного фонда.
Согласно представленной Управлением Росреестра по РТ выписки из ЕГРП в отношении участка лесного фонда с кадастровым номером 16:24:000000:542 (условный номер 16-16-13/004/2009-313), его правообладателем на праве собственности является Российская Федерация.
Данный факт также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на вышеуказанный участок лесного фонда от 29.12.2009 г. серии 16-АС N 509769. Имеется также сведение об аренде данного участка открытым акционерным обществом "Спецремстрой" на основании договора аренды от 19.12.2008 г. N 180 со сроком действия с 19.12.2008 по 18.12.2057 г.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:542, который заявитель просит снять с кадастрового учета, является землями лесного фонда и собственностью государства (Российской Федерации).
Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Со вступлением в силу с 01.03.2008 г. Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с нормами данного Закона предусмотрен порядок постановки на учет и снятие с учета объекта недвижимости; данный закон распространяется на отношения, возникшие до дня его вступления в силу, в части прав и обязанностей, которые возникают после его вступления в силу.
В силу пункта 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2009 N 21, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан было наделено полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации", функции и полномочия ФБУ "Кадастровая палата" по РТ переданы ФГБУ "ФКП Росреестра".
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В связи с этим Территориальное управление Росимущества по Республике Татарстан считает, что снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:542 приведет к лишению права собственности Российской Федерации на данное имущество, утере предмета договора аренды от 19.12.2008 г. N 180, а значит, приведет к возникновению спора о праве.
Ссылки истца на судебные акты Арбитражного суда Республики Татарстан об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" снять с кадастрового учета земельные участки, являются не относимыми к предмету спора и обстоятельствам настоящего дела.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Нормы Закона N 221-ФЗ позволяют снять с кадастрового учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (п.2 ст.25).
Земельные участки со статусом "ранее учтенный" могут быть сняты с учета на основании решения суда, принятого в результате разрешения земельного спора в соответствии со ст.64 Земельного кодекса РФ.
Более того, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. содержат нормы, позволяющие исправление допущенных технических ошибок.
Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что имеются основания для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:542, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
Между тем из материалов дела усматривается, истец с заявлением о снятии вышеуказанного земельного участка лесного фонда в специализированный орган не обращался. Следовательно, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты гражданских прав.
Федеральный закон N 221-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета органом кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что участок лесного фонда с кадастровым номером 16:24:26 02: 0101 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован (л.д.121). Данные о правообладателе участка отсутствуют. Право собственности Российской Федерации на данный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Между тем согласно сведениям из ЕГРП, представленными Росреестром по РТ в отношении участка лесного фонда с кадастровым номером 16:24:000000:542 (условный номер 16-16-13/004/2009-313), его правообладателем на праве собственности является Российская Федерация, о чем имеется свидетельство от 29.12.2009 г. серии 16-АС N 509769. Кроме этого в Выписке из ЕГРП также имеются и сведение об аренде данного участка открытым акционерным обществом "Спецремстрой" на основании договора аренды от 19.12.2008 г. N 180 со сроком аренды с 19.12.2008 по 18.12.2057 г.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:542, который заявитель просит снять с кадастрового учета, является собственностью государства (Российской Федерации). В связи с этим снятие с кадастрового учета вышеуказанного участка лесного фонда приведет к лишению права собственности Российской Федерации на данное имущество, утрате предмета договора аренды от 19.12.2008 г. N 180.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе являются ошибочными, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2012 по делу N А65-27471/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "РегионСпецТрейд" (ИНН 3664082648, ОГРН 1111215002777), г. Воронеж, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27471/2012
Истец: ЗАО "РегионСпецТрейд",г.Воронеж, ЗАО "РегионСпецТрейд",г.Казань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства РТ, г. Казань, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан