Правовое регулирование возврат сумм
излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Действующее налоговое законодательство направлено на защиту интересов не только государства в лице налоговых органов, самих налогоплательщиков, предоставляя им различные гарантии. Одной из таких гарантий является предусмотренная ст. 79 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность налоговых органов возвратить излишне взысканную сумму налога, сбора, пеней, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007 г., также и штрафа.
Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:
- у плательщика отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида;
- у плательщика отсутствует задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам.
Обратите внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступают в силу с 1 января 2008 г. (п. 2 ст. 7 Закона N 137-ФЗ). На процедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и для возврата излишне уплаченных сумм налога (см. п. 1 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ налоговые органы по заявлению налогоплательщика должны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога. Такое решение принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика. В заявлении указываются:
- ИНН плательщика;
- решение, по которому имело место взыскание;
- расчет суммы налога и сбора, которая подлежит уплате в соответствии с законодательством;
- расчет излишне взысканной суммы;
- адрес;
- банковские реквизиты плательщика.
На основании изменений, внесенных в комментируемый пункт, установлено, что в случае принятия решения о возврате на налоговые органы возложена обязанность по направлению поручения на возврат суммы излишне взысканного налога в территориальный орган Федерального казначейства. Такая обязанность исполняется до истечения 10-дневного срока, установленного для принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога. Такой же срок установлен для подачи заявления на возврат по решению суда.
Исковое заявление в суд подается в течение трех лет, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган при установлении факта излишнего взыскания налога в обязательном порядке письменно сообщает об этом налогоплательщику. В соответствии с внесенными в указанный пункт изменениями срок для такого сообщения сокращен с одного месяца до 10 дней. Сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлены правила возврата излишне взысканного налога:
- сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами;
- проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам ст. 46-48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;
- процентная ставка (начисленная на сумму излишне взысканного налога и сбора) принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей за период со дня, следующего заднем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога.
Пунктом 6 ст. 79 НК РФ установлена обязанность территориального органа Федерального казначейства осуществить возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов и уведомить налоговый орган о дате этого возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В том случае если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании п. 7 ст. 79 НК РФ налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Они рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога. Для принятия такого решения установлен 3-дневный срок.
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Правила, установленные комментируемой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Ранее не было прямого указания на возврат излишне взысканных штрафов, поэтому налоговые органы отказывали в таком возврате (письмо Минфина России от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256). В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 79 НК РФ, действия установленных в ней норм распространяются также и на возврат излишне взысканных штрафов. Теперь, налогоплательщики имеют право на такой возврат.
В отношении государственной пошлины положения данной статьи применяются с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ.
При применении комментируемой статьи следует обратить внимание на документы МНС России и Конституционного Суда РФ:
1. Письмо МНС России от 05.06.2002 N ШС-6-14/793 "О доказывании в судах неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость":
"В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков - экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового органа)".
2. Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-0 "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации":
"По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.
...в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
3. Приказ МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 "О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)", в соответствии с которым:
- возмещение сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные гл. 21 НК РФ;
- решения о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам, заявившим к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), независимо от объема заявленных ими к возмещению сумм НДС принимаются налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков-экспортеров. После принятия решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налоговые органы самостоятельно направляют заключения на возмещение из федерального бюджета сумм НДС для исполнения в соответствующие органы Федерального казначейства;
- Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов рассматривает материалы проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС налогоплательщиками-экспортерами, заявившими к возмещению НДС в сумме свыше 5 млн руб. при экспорте товаров (работ, услуг). По результатам рассмотрения материалов выносится заключение, содержащее вывод о том, что полученных нижестоящим налоговым органом при проверке сведений (документов) достаточно для принятия решения о возмещении либо об отказе (полностью или частично) в возмещении, либо указанных сведений (документов) недостаточно для принятия соответствующего решения, и необходимо назначение и проведение дополнительных контрольных мероприятий;
- с учетом полученного от Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации заключения налоговый орган по месту учета налогоплательщика-экспортера, заявившего к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), выносит решение о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС;
- руководители налоговых органов обеспечивают в срок до двух месяцев рассмотрение и принятие решений по вопросу возмещения сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налогоплательщикам-экспортерам;
- управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) обеспечивают проведение проверок, в том числе подведомственными налоговыми органами (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам), обоснованности возмещения из федерального бюджета сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам и своевременности принятия решений.
М.В. Белоусова,
юрист ЗАО "BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ"
"Бухгалтер и закон", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru