город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2013 г. |
дело N А53-25373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Герасименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.С. Тан-Бин
при участии:
от ООО "Астон-Агро": представитель Теленик В.В. по доверенности от 16.07.2012. от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель Ломакина Н.В. по доверенности от 21.06.2012., Хатнюкова Т.А. по доверенности от 27.07.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2012 по делу N А53-25373/2012 по заявлению ООО "Астон-Агро" (Ростовская область, Тацинский район, х. Новороссошанский, ИНН 6134011728 ОГРН 1116192000473) к заинтересованному лицу Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области при участии третьего лица: ОАО "Государственная страховая компания "Югория" о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Астон-Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство) от 29.06.2012 об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011.
Определением от 07.08.2012 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора ОАО "Государственная страховая компания "Югория".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2012 по делу N А53-25373/2012 признано незаконным решение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 29.06.2012 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Астон-Агро" субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обязано выплатить обществу с ограниченной ответственностью "Астон-Агро" субсидию на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 в размере 580 382 руб. 42 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 03.10.2012 по делу N А53-25373/2012, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обжаловало его в суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, в пределах предоставленных полномочий, распределил средства бюджета в рамках доведенного ему лимита. По состоянию на 15.11.2011 потребность в денежных средствах для выплаты субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 года превысила лимиты федерального и областного бюджета, предусмотренных на 2011 год. В случае принятия обязательств сверх выделенных лимитов может произойти финансовое нарушение ст. 162 и ст. 219 БК РФ - выражающееся в превышении объемов денежных средств, принятых и подлежащих к оплате, над доведенными лимитами бюджетных средств и как следствие образование кредиторской задолженности средств федерального бюджета, что не только не допустимо, но и является нарушением бюджетного законодательства. За превышение обязательств сверх выделенных лимитов организация может быть подвергнута как административному так и иному наказанию. Суд в решении указал, что ООО "Астон-Агро" сдало документы 15.11.2011 с нарушениями, что не оспаривается ООО "Астон-Агро" и устранило их 09.12.2011, т.е. суд, проверив документы, установил фактическую дату сдачи документов - 09.12.2011, при этом суд не учел, что последним днем приема документов было 15.11.2012 и, следовательно, сдача документов обществом произведена за пределами срока приема документов.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2012 по делу N А53-25373/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Астон-Агро" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
13.03.2013 судом апелляционной инстанции в порядке ст. 163 АПК РФ вынесено и объявлено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 15.03.2013 г. до 11 час.15 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания). О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.
После перерыва 15.03.2013 г. судебное заседание продолжено, стороны после перерыва в судебное заседание явились в том же составе.
От ОАО "Государственная страховая компания "Югория" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.08.2011 ООО "Астон-Агро" и ОАО ГСК "Югория" заключили договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений с государственной поддержкой N 31-0181388-21/11.
Согласно договору страхования от 15.08.2011 ООО "Астон-Агро" обязалось в срок до 31.10.2011 года оплатить страховщику страховую премию в размере 1 191 250,18 руб. Обществу выдан полис, общая страховая премия определена в размере 1 191 250,18 руб.
В результате заключения ряда дополнительных соглашений размер страховой премии, которая подлежала уплате ООО "Астон-Агро" уменьшилась до 1 160 764,84 руб.
Страховая премия перечислена страховщику платежными поручениями N 512 от 29.08.2011 года (268 223 руб.) и N 673 от 27.10.2011 года (923 027,18 руб.). Излишне оплаченная страховая премия в сумме 30 485,34 руб. возвращена ОАО "Государственная страховая компания "Югория".
ООО "Астон-Агро" согласно графику, определенному заинтересованным лицом и доведенному до сведения заявителя ("15" число каждого месяца в 2011) 15 ноября 2011 года обратилось в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с заявлением для получения субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 года.
Не получив ответа от министерства, общество 23.05.2012 письменно обратилось к министру сельского хозяйства и продовольствия и главе администрации Тацинского района с просьбой указать перспективы получения компенсации за страхование посевов сельскохозяйственных культур 2011 года.
Министерство в письме от 29.06.2012 (исх. N 11.131-12/161), направленном на имя главы администрации Тацинского района, сообщило, что потребность в денежных средствах для выплаты субсидии по сельскохозяйственному страхованию превысила лимит федерального и областного бюджетов, предусмотренный на текущий год, и выплата субсидии на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 года ООО "Астон-Агро" не может быть произведена на том основании, что договор страхования ООО "Астон-Агро" заключен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1199 и не соответствует Федеральному закону "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Не согласившись с отказом заинтересованного лица в выплате субсидии на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 года, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованном удовлетворении судом первой инстанции требований общества, исходя из следующего.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Астон-Агро" при обращении в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о предоставлении субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 года представило все документы, необходимые для получения субсидии. Факт получения от заявителя всех документов, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидии, подтверждается представителем министерства. В дополнительном отзыве заинтересованного лица на заявление указано, что обществом документы были сданы 15.11.2011 с нарушениями, которые были устранены 09.12.2011. Федеральный Закон Российской Федерации "О развитии сельского хозяйства" и "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199, не предусматривают такого основания для отказа в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева как превышение потребности в денежных средствах для выплаты субсидии по сельскохозяйственному страхованию лимита федерального и областного бюджетов, предусмотренного на текущий год.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суд первой инстанции.
В Областной долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2009 N 633 указано, что реализация мероприятий раздела ставит своей целью повышение доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса и проведение на этой основе технической и технологической модернизации сельского хозяйства, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством страхования от природно-климатических рисков, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост рентабельности и сокращение доли убыточных хозяйств. За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизировать финансовое положение в сельском хозяйстве. При этом доля убыточных хозяйств не должна превысить 12 процентов.
Исполнительным органом государственной власти Ростовской области, уполномоченным на предоставление субсидий, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы) (далее - сельскохозяйственное страхование).
Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Как следует из письма министерства от 29.06.2012 N N 11.131-12/161 основанием для отказа в выплате субсидий послужило то обстоятельство, что договор страхования ООО "Астон-Агро" заключен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1199 и не соответствует Федеральному закону "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", а также то, что потребность в денежных средствах для выплаты субсидии по сельскохозяйственному страхованию превысила лимит федерального и областного бюджетов, предусмотренный на текущий год.
Определение (установление) лимитов для субъекта установлено постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений".
Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее -субсидии).
П. 8 указанного постановления устанавливает, что распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В П. 10 указано, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
П. 11 установлено, что перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в соответствии с заявками, представляемыми уполномоченными органами по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В рамках исполнения постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1199 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", постановления Администрации Ростовской области от 13.05.2009 N 220 "О порядке расходования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса Ростовской области", ст.ст. 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, приказа министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.01.2011 N 14 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства", министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области заключило с Министерством сельского хозяйства РФ соглашение от 08.02.2011 N 12/17 "о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства".
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 08.02.2011 N 12/17 (в ред. доп. соглашения), на выплату в 2011 году из федерального бюджета компенсации на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области предусмотрено 175000000 рублей.
Кроме того, средства федерального бюджета предоставляются субъекту РФ при условии соблюдения уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета, установленного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В 2011 году уровень софинансирования федерального бюджета составлял 93,4 %, областного - 6,6 %.
Как следует из материалов дела, факт поступления федеральных средств на лицевой счет министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в общей сумме 175000000 рублей подтвержден выписками из лицевого счета администратора доходов бюджета N 0458104560 от 18.04.2011, от 15.09.2011, от 17.10.2011 Управления Федерального казначейства по Ростовской области и платежными поручениями: N 614 от 18.04.2011 на сумму 81 500 000,0 рублей; N 732 от 15.09.2011 на сумму 9 092 408,0 рублей; N 460 от 17.10.2011 на сумму 84 407 592,0 рублей.
В соответствии с отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 03582004560 от 01.01.2012 средства федерального бюджета перечислены на счета бюджетополучателей в полном объеме с соблюдением уровня софинансирования из областного бюджета в сумме 12 366,2 тыс. рублей.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
При этом получатель бюджетных средств (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области) принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, лимитные обязательства доведены до Минсельхозпрода области из федерального бюджета 175000000 рублей и областного бюджета в сумме 12 366,2 тыс. рублей, иные средства на эти цели не поступали.
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области N 220 и приказом Минсельхозпрода области от 06.04.2011 N 57, прием и предоставление субсидий осуществлялось на озимые сельскохозяйственные культуры посева 2010 и многолетних насаждений 2011 года с 01.04.2011 по 01.05.2011; на однолетние сельскохозяйственные культуры 2011 и посадок многолетних насаждений, заключенных в 2011 годах с 01.06.2011 по 01.07.2011 и на озимые сельскохозяйственные культуры посева 2011 и многолетние насаждения 2011 с 01.10.2011 по 01.11.2011, позже приказом Минсельхозпрода области от 12.09.2011 N 138 прием документов на озимые сельскохозяйственные культуры перенесено по 15.11.2011.
Согласно отчетной документации направляемой в Минсельхоз РФ и платежных документов (информация о страховании урожая сельскохозяйственных культур, урожая посадок многолетних насаждений по Ростовской области за январь 2011 - сентябрь 2011) сельхозтоваропроизводителям перечислено субсидий на сумму - 96994,012 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 90592,407 тыс. руб., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Ростовской области) - 6 401, 605 тыс. руб.
По состоянию на октябрь 2011 остаток лимитов составлял - 90372,188 тыс. руб. в том числе за счет средств федерального бюджета 84407,593 тыс. руб., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Ростовской области) - 5964,595 тыс. руб.
Согласно отчетной документации направляемой в Минсельхоз РФ и платежных документов (информация о страховании урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений по Ростовской области за 4 квартал 2011 (октябрь - декабрь 2011) сельхозтоваропроизводителям перечислено субсидий на сумму - 90372,188 тыс. руб. в том числе за счет средств федерального бюджета 84407,593 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Ростовской области) - 5964,595 тыс. руб.
Итого за 2011 год сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета и областного бюджетов перечислено субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений на сумму -187366,20 тыс. руб. в том числе за счет средств федерального бюджета - 175000,00 тыс. руб., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Ростовской области) - 12366,20 тыс. руб.
Из изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области согласно выделенному лимиту в полном объеме реализовало возложенные на него обязательства, в пределах предоставленных полномочий, распределило средства бюджета в пределах доведенного ему лимита.
Вступившим в законную силу решением суда от 03.08.2012 по аналогичному делу N А53-7128/12 оставленным без изменения Постановлением ФАС СКО от 21.02.2013 г. установлено, что по состоянию на 15.11.2011 лимит выделенных на указанные цели бюджетных средств на 2011 год в размере 175000000 руб. полностью освоен.
По состоянию на 15.11.2011 потребность в денежных средствах для выплаты субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 года превысила лимиты федерального и областного бюджета, предусмотренных на 2011 год.
В соответствии с п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ "Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств".
В соответствии с п. 7.3 Постановления Администрации Ростовской области от 13.05.2009 N 220 "О порядке расходования субсидий, предоставленных из Федерального бюджета на осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса Ростовской области" указано, что "7.3. осуществляет перечисление денежных средств получателям субсидий в течение 20 рабочих дней с даты поступления денежных средств на счет министерства сельского хозяйства и продовольствия области".
Таким образом, суд исходит из того, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области действовало в соответствии со статьями 162, 219 Бюджетного кодекса РФ и в пределах предоставленных лимитов денежных средств.
Доводы общества о том, что плановый лимит на 2011 год был выше, но затем бюджетных средств было выделено на указанные цели только 175000000 руб. не имеют значение, поскольку Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области могло осуществлять свои полномочия только в пределах фактически предоставленных лимитов денежных средств. Заявка на выделение дополнительных средств из федерального бюджета не была удовлетворена.
В случае принятия обязательств сверх выделенных лимитов может произойти финансовое нарушение ст. 162 и ст. 219 БК РФ - выражающееся в превышении объемов денежных средств, принятых и подлежащих к оплате, над доведенными лимитами бюджетных средств и как следствие образование кредиторской задолженности средств федерального бюджета, что не только не допустимо, но и является нарушением бюджетного законодательства.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Астон-Агро" в установленный срок - 15.11.2011 не представило надлежаще оформленное заявление и пакет документов для предоставления субсидии.
Согласно пункту 5 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199, предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется в случае представления ими в уполномоченный орган следующих документов:
а) справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составленная на основании договора страхования и платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);
б) копия договора страхования;
в) копия платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования;
г) выписка из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, об отклонении фактического размера маржи платежеспособности от нормативного размера маржи платежеспособности, предоставленная сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенная ее руководителем;
д) документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договорам страхования, представленный сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора перестрахования (предоставляется в случае несоответствия страховой организации требованию, указанному в абзаце втором подпункта "а" пункта 4 настоящих Правил), в том числе:
наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков);
сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование;
реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).
Как следует из материалов дела ООО "Астон-Агро" 15.11.2011 предоставило в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области заявление о предоставлении субсидии с пакетом документов.
Из двух подлинных заявлений, представленных в материалы дела ответчиком следует, что сумма на возмещение части затрат по страхованию урожая озимых культур 2011 обществом не указана, перечень документов представленный с заявлением не приведен.
Кроме того, согласно пояснениям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области специалист, рассмотрев представленный обществом пакет документов, установил, что площадь засеянных сельскохозяйственных культур, указанная в справке не соответствует площади засеянных культур, указанных в договоре страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений с государственной поддержкой N 31-0181388-21/11 от 15.08.2011.
В решении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 29.06.2012 об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011 указано, что договор страхования ООО "Астон-Агро" заключен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1199 и не соответствует Федеральному закону "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Данное основание отказа в предоставлении субсидии судом первой инстанцией не оценивалось, доказательства не исследовались.
По пояснениям ответчика ООО "Астон-Агро" забрали документы для устранений замечаний. По истечении месяца - 09.12.2011 общество предоставило в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области документы, при рассмотрении которых, специалистами вновь установлены несоответствия и вынесены замечания, которые выразились в следующем.
ООО "Астон-Агро" предоставило договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений с государственной поддержкой N 31-0181388-21/11 от 15.08.2011 (далее договор страхования), в п. 2.1 раздела 2 которого содержится таблица с указанием сельскохозяйственных культур, пади посева, цены, средней 5 летней урожайности, страховой суммы.
В строке 3 п. 2.1 раздела 2 прилагаемой таблицы указана культура тритикале озимая - с указанием средней 5 летней урожайности 28,56. Однако установлено, что указанные данные являются недостоверными, так как согласно справке Росстата 26.10.2011 N 03.1-18 и методике определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок, утвержденной Приказом МСХ РФ от 29.06.2010 N 235 средняя 5 летняя урожайность ООО "Астон - Агро" является 25,78; в подтверждение чего ответчиком представлен расчет.
Таким образом, в договоре страхования N 31-0181388-21/11 от 15.08.2011 средняя 5 летняя урожайность завышена на 2,78, является недопустимым при расчете страховой премии и предоставлении субсидии.
Установлено, что в приложении N 1 к договору страхования N 31-0181388-21/11 от 15.08.2011 также содержались недостоверные данные по общей площади посева - указана площадь:
3214 га + 308 га + 294 га =3816 га, в то время как в самом договоре указана площадь
3214 га +185 га + 294 га =3693 га, в справке 7 СХ указана площадь посева: 3214 га +185 га + 294 га = 3693 га, т.е. имеются расхождения в площади сева на 123 га.
К договору страхования N 31-0181388-21/11 от 15.08.2011 приложены дополнительные соглашения N 1 от 14.11.2011, N 2 от 15.11.2011, N 2/1 от 15.11.2011 (получены по пояснениям Министерством 09.12.2011). В указанных дополнительных соглашениях также указаны недостоверные и противоречивые данные по средней 5 летней урожайности тритикалы озимой, так последнее по номеру дополнительное соглашение N 2/1 от 15.11.2011 повторно содержит недостоверные данные в отношении урожайности тритикалы озимой /27,25 вместо 25,78/, что является недопустимым, нарушает нормы Бюджетного кодекса и делает невозможным получение субсидии.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что заявление и необходимый пакет документов в полном объеме представлен 15.11.2011 и, в последующем, обществом никакие документы 09.12.2011 не предоставлялись.
В материалах дела содержится два дополнительных соглашения N 2 и N 2/1 от 15.11.2011, при этом усматривается, хотя дополнительное соглашение и датировано 15.11.2011, однако подписано между страховщиком и страхователем позже, поскольку имеет N 2/1, который говорит о его составлении и подписании после составления дополнительного соглашения N 2 к договору страхования т. 3 л.д. 236-237).
Из письма Росстата N 24/01.09/219 в ответ на запрос общества о средней урожайности рапса озимого, следует, что оно направлено обществу 16.11.2011, следовательно, уточнения показателей объекта страхования, указанные в дополнительных соглашениях на основании предоставленных 16.11.2011 сведений, не могли быть внесены обществом в дополнительное соглашение от 15.11.2011к договору страхования (т. 3 л.д. 239).
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что дополнительные соглашения к договору страхования, в пакете документов на предоставление субсидии обществом представлены позже 15.11.2011 г. Достоверных доказательств обратного общество не представило.
Поскольку заявления общества о предоставлении субсидии не содержало суммы субсидии, а из представленных документов, имеющих явные противоречия, невозможно однозначно установить сумму страховой премии, при том, что страховая компания возврат излишне оплаченной страховой премии производила 17.11.2011 и 30.11.2011 г., не возможно установить размер субсидии на возмещение затрат по страхованию урожая озимых культур посева 2011, у ответчика в любом случае не имелось оснований для ее предоставления ООО "Астон-Агро", в том числе, и с учетом пропуска установленного срока для обращения с заявлением о предоставлении субсидии с предоставлением полного и достоверного пакета документов.
С учетом изложенного, ООО "Астон-Агро" не доказало обстоятельства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым решением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 29.06.2012 об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур посева 2011, его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2012 по делу N А53-25373/2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25373/2012
Истец: ООО "Астон-Агро"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Третье лицо: ОАО " Государственная страховая компания "Югория" в лице ростовского филиала, ОАО "ГСК "Югория"