г. Чита |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А10-3388/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2013 года по делу N А10-3388/2012 по заявлению Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ИНН 0317001532, ОГРН 1020300796526) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ИНН 0326010491, ОГРН 1020300982790) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/5 от 15.05.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Устинова Н. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (ИНН 0317009080, ОГРН 1080317000543): не явился,
установил:
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее Росприроднадзор, административный орган) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/5 от 15.05.2012 г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением суда первой инстанции от 19 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что Администрация, как орган управления муниципального образования, является субъектом, в отношении которого может быть вынесено обжалуемое предписание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспариваемое предписание неправомерно адресовано Администрации, поскольку деятельность по обращению с отходами осуществляется комитетом по управлению муниципальным хозяйством.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании приказа руководителя Росприроднадзора N АВЗТ-029 от 10.04.2012 г. должностными лицами административного органа в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая проверка деятельности Администрации по соблюдению требований экологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении Администрацией хозяйственной деятельности по эксплуатации административного здания образуются следующие виды отходов производства и потребления:
- 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак);
- 4 класса опасности (отходы из выгребных ям жидкие; мусор от бытовых помещений организаций несортированный);
- 5 класса опасности (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, смёт с территории).
По результатам проверки составлен Акт N АВЗТ-029 от 15.05.2012 г., согласно которому Администрацией допущены следующие нарушения:
- не разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- лимит на размещение отходов для Администрации не установлен;
- не представлен статистический отчёт по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год;
- паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результат деятельности Администрации, не составлены;
- отсутствует приказ о назначении лица, допущенного к работе с опасными отходами и прошедшего профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами;
- Администрацией, как собственником объектов размещения отходов (полигонов ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян), не организовано ведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях вышеуказанных объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- Администрацией, как собственником объектов размещения отходов, не обеспечено внесение в Государственный реестр объектов размещения отходов сведений о полигонах ТБО п. Нижнеангарск и п. Новый Уоян;
- Муниципальное имущество - Полигон ТБО п. Нижнеангарск и Полигон ТБО п. Новый Уоян не закреплено за каким-либо юридическим лицом.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа выдано предписание N АВЗТ-029/5.
Указанным предписанием N АВЗТ-029/5 от 15.05.2012 г. Администрации предписано в срок до 20.11.2012 г. представить в Управление для согласования в установленном порядке материалы паспортизации отходов образующихся от его деятельности, такие как ртутные лампа, жидкие отходы из выгребных ям, мусор несортированный от бытовых помещений.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются от ходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3, 2.1, 2.2 Порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 570 от 15.08.2007 г., Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, для Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) как специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами и для его территориальных органов.
Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению указанных норм лежит не только на лицах, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, но и на лицах, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Из материалов дела следует и по существу не опровергается заявителем, что паспорта на отходы 1-1У классов опасности, образующиеся в результате деятельности Администрацией, ею не составлены.
Поскольку, в нарушение требований законодательства паспорта на отходы 1-1У классов опасности, образующиеся в результате деятельности Администрацией, ею не составлены, административный орган правомерно выдал заявителю предписание N АВЗТ-029/5 от 15.05.2012 г., обязывающее Администрацию представить в Управление для согласования в установленном порядке материалы паспортизации отходов образующихся от его деятельности.
В реестре муниципального имущества административное здание по адресу: п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125, указано как объект, собственником которого является Администрация МО "Северо-Байкальский район". Пользователями указанного здания являются как МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством", МКУ "Финансовое управление МО "Северо-Байкальский район", ИП Баязитова К. А., так и Администрация МО "Северо-Байкальский район".
Вступившим в законную силу Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 г. по делу N А10-2475/2012 установлено и из материалов дела следует, что Администрация осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации административного здания, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125. В процессе указанной деятельности Администрации образуются отходы производства и потребления в виде жидких отходов из выгребных ям, мусора от бытовых помещений, отходов бумаги и картона, смёта с территории, а так же ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
Поскольку отходы производства и потребления образуются, в том числе, в процессе деятельности Администрации, следовательно, она является субъектом рассматриваемых правоотношений и на ней лежит обязанность по соблюдению выше указанных норм права, как на лице, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образуются отходы.
Факт допущенных Администрацией нарушений, указанных в спорном предписании N АВЗТ-029/5 от 15.05.2012 г., подтверждается вступившим в законную силу Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 г. по делу NА10-2475/2012 и по существу заявителем не оспаривается.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание неправомерно адресовано Администрации, так как она не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами, а деятельность по обращению с отходами осуществляется комитетом по управлению муниципальным хозяйством, поскольку указанный довод опровергается выводами, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ N 709/11 от 12.07.2011 г.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2013 года по делу N А10-3388/2012, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2013 года по делу N А10-3388/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3388/2012
Истец: Администрация муниципального образования Северо-Байкальский район
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным хозяйством