город Самара |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А72-12269/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания Сагдеевой Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2013 по делу N А72-12269/2012, принятое в порядке упрощенного производства судьей Кнышевским Д.Л.,
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Комсервис" (ОГРН 1087310000425, ИНН 7310104323), Ульяновская область, Мелекесский район,
о взыскании 206 706 руб. 40 коп.,
с участием:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комсервис" о взыскании задолженности за потребленную в августе, сентябре 2012 г. электрическую энергию в размере 206 706 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2013 ходатайства ответчика о рассмотрении дела вне рамок упрощенного производства и обязании ОАО "Ульяновскэнерго" предоставить в адрес ООО "Комсервис" документы, перечисленные в исковом заявлении и предоставленные в арбитражный суд, оставлены без удовлетворения. Исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" (ОГРН 1087310000425, ИНН 7310104323) в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" взыскано 206 706 (двести шесть тысяч семьсот шесть) рублей 40 копеек основного дола. С общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" (ОГРН 1087310000425, ИНН 7310104323) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7 134 (семь тысяч сто тридцать четыре) рубля 13 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2013, принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель указывает на то, что не является должником по спорному обязательству, поскольку платежи граждан за электроэнергию перечисляются непосредственно истцу, минуя ответчика, следовательно, указанная задолженность возникла не у ответчика, а у ненадлежащим образом исполнивших обязательство по оплате граждан. Кроме того, ответчик указывает на неправомерное включение в сумму долга НДС.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии истца и ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 01.10.2009 года между открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Комсервис" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 206194ЭО, согласно которому поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии потребителю для целей оказания коммунальных услуг гражданам, использования на общедомовые нужды: освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях и для иных целей, а также посредством заключения договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (п. 1.1 договора).
Настоящий договор в соответствии с условиями пункта 10.1 заключен на срок по 31 декабря 2009 г., вступает в силу со дня его подписания и считается продленным на следующий календарный год, если за месяц до окончания срока не последует заявление ни одной из сторон об отказе от настоящего договора на следующий календарный год, или о заключении договора на иных условиях.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Во исполнение условий вышеуказанного договора истец отпустил в августе, сентябре 2012 г. ответчику электроэнергию, что подтверждается актами об объемах переданной потребителю электрической энергии за август, сентябрь 2012 г. (л.д. 73-80).
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п.6.2 договора Потребитель обязуется производить оплату по Договору до 10 числа месяца, следующего за расчетным за фактический объем потребленной электроэнергии расчетного периода, определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно акту об объеме поставленной Потребителю электроэнергии или расчетным способом по платежным требованиям Поставщика с акцептом Потребителя.
На оплату поставленной в августе, сентябре 2012 г. электроэнергии истец выставлял ответчику счета фактуры N 000019552/2 от 31.08.2012 на сумму 96 600 руб. 33 коп., N 000021383/2 от 30.09.2012 на сумму 110 106 руб. 07 коп., а также платежные требования N 619400009 от 12.11.2012 на сумму 96 600 руб. 33 коп., N 619400010 от 15.10.2012 на сумму 110 106 руб. 07 коп.
Поскольку ответчик в полном объеме не оплатил потребленную в августе, сентябре 2012 года электрическую энергию в установленные в договоре сроки, исковые требования о взыскании 206 706 руб. 40 коп. удовлетворены правомерно.
Направленные на отказ в удовлетворении иска доводы заявителя жалобы относительно отсутствия у него обязательства по оплате, поскольку оплата электроэнергии является обязанностью граждан, противоречат условиям заключенного сторонами договора и характеру спорных правоотношений. Обязательство по оплате ресурсоснабжающей организации поставленной в дом электроэнергии возложено на управляющую компанию (ответчика).
Ссылка на заключение ответчиком и ООО ДФ "Расчетно информационный центр" договора, в соответствии с которым поступившие от населения денежные средства направляются непосредственно истцу, минуя ответчика, не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения принятых на себя обязательств по оплате поставленной в рамках договора электроэнергии.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном включении в расчет суммы НДС несостоятельны.
Согласно п. 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных. Постановлением Правительства от 31.08.2006 г. N 530), действовавших в спорных период, продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется для снабжения населения и приравненных у нему категорий потребителей.
В соответствии с п. 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478 "О Министерстве экономики Ульяновской области" определено, что Министерство экономики Ульяновской области осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.
27 октября 2011 года Министерством экономики Ульяновской области был издан Приказ N 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 года" (далее- Приказ), в соответствии с которым ОАО "Ульяновскэнерго" производило расчеты со своими потребителями, в том числе и с категорий потребителей, приравненных к населению
В соответствии с положениями ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) населению по государственным регулируемым ценам (тарифам), в том числе при реализации электрической энергии, соответствующая сумма НДС должна быть включена в указанные цены (тарифы).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" определено, что если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В случае если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Как следует из Приказа ФСТ РФ от 06.10.2011 N 240-Э/5 "О предельных уровнях цен на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему потребителям, на 2012 год" предельные уровни тарифов определены с учетом НДС.
Поскольку к величине тарифа, указанного в Приказе, дополнительно начислений не производилось, оснований для исключения из расчета истца каких-либо сумм не усматривается.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2013 по делу N А72-12269/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок.
Судья |
К.К. Туркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12269/2012
Истец: ОАО Ульяновскэнерго, ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"
Ответчик: ООО "Комсервис"