Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 г. N 18АП-1521/13
г. Челябинск |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А47-10533/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2012 по делу N А47-10533/2012 (судья Карев А.Ю.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью машинно-технологической станции "Красногоры" - Балавина Н.В. (доверенность от 24.07.2012 N 297), Бровков В.П. (доверенность от 25.03.2013 N 9).
Общество с ограниченной ответственностью машинно-техническая станция "Красногоры" (далее - ООО МТС "Красногоры", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области (далее - Администрация Беляевского района, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 04.04.2011 N 349-П "Об отмене распоряжения главы администрации Беляевского района от 16.06.2009 N 362-р" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 4, л. д. 73-81).
К участию в рассмотрении спора в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Белогорский сельсовет Беляевского района Оренбургской области (далее также - третье лицо, т. 2, л. д. 16-17).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2012 (резолютивная часть объявлена 19.12.2012) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилась Администрация Беляевского района и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что предоставление ООО МТС "Красногоры" земельного участка площадью 248 га из фонда перераспределения имело место лишь по устной договоренности между заявителем и главой Администрации Беляевского района. Также указывает, что извещения с предложением о заключении договора аренды указанного земельного участка были опубликованы Администрацией Беляевского района в местных газетах, однако в течение установленного срока на подачу заявок заявки поданы не были. Податель жалобы также отмечает, что судом первой инстанции был сделан неверный вывод о том, что письмом от 16.02.2011 N 5 ООО МТС "Красногоры" обращалось в Администрацию Беляевского района с просьбой о передаче в аренду земельного участка площадью 248 га., из указанного письма следует, что ООО МТС "Красногоры" обращалось не с просьбой о передаче в аренду земельного участка, а с просьбой продлить ранее заключенный договор аренды. Кроме того, оспариваемым постановлением Администрация Беляевского района отменяет проект перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет. Следовательно, при отмене распоряжения от 16.06.2009 N 362-р отменяется землеобмен, произошедший в результате утверждения данным распоряжением материалов проекта перераспределения. Податель жалобы также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что, отменяя распоряжение главы Администрации Беляевского района от 16.06.2009 N 362-р, Администрация Беляевского района тем самым предоставила земельный участок площадью 248 га в собственность участников долевой собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива "Белогородский" (далее - СПК "Белогородский").
До начала судебного заседания от ООО МТС "Красногоры" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование возражений заявитель указывает, что судом первой инстанции был исследован вопрос отсутствия заявок от лиц, желающих приобрести земельный участок в аренду, и данному вопросу дана надлежащая правовая оценка. Также отмечает, что из содержания письма от 16.02.2011 N 5 однозначно следует желание ООО МТС "Красногоры" получить в аренду конкретный земельный участок площадью 248 га. Кроме того, указывает, что на момент разрешения спора по существу все земли паевого фонда СПК "Белогородский" прошли кадастровый учет, установлено их территориальное положение на местности, следовательно, имеется объективная невозможность исполнения оспариваемого постановления.
От Администрации Беляевского района поступили письменные возражения на отзыв ООО МТС "Красногоры", в которых заинтересованное лицо указывает, что в течение месяца после опубликования сообщения о предоставлении спорного земельного участка в аренду заявок на данный земельный участок не поступило. Следовательно, данный земельный участок оказался невостребованным.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.03.2013 судебное разбирательство откладывалось на 27.03.2013.
В судебном заседании 27.03.2012 представители заявителя против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Дополнительно пояснили, что на основании утвержденного распоряжением главы Администрации Беляевского района от 15.06.2009 N 362-р проекта перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, были выделены и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки в счет выделения земельных долей физических лиц. Данные земельные участки переданы в аренду Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхозу "Красногорский" (далее - СПК "Красногорский"), являющемуся учредителем заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Администрации Беляевского района и третьего лица не явились. До начала судебного заседания от Администрации Беляевского района потупило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения представителей заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации Беляевского района и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в 2009 году в целях перераспределения земель территории муниципального образования Белогорский сельсовет Беляевского района Оренбургской области по заданию Администрации Беляевского района специалистами общества с ограниченной ответственностью "Землемер" (далее - ООО "Землемер") был разработан проект перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет Беляевского района Оренбургской области (проект территориального землеустройства СПК "Белогорский").
Данный проект был утвержден распоряжением главы Администрации Беляевского района от 15.06.2009 N 362-р "Об утверждении проекта перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет" (т. 1, л. д. 15).
Как указывает заявитель, Администрацией Беляевского района по устной договоренности с ООО МТС "Красногоры" последнему был предоставлен в пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель площадью 248 га, местоположение: Оренбургская область, Беляевский район, Белогорский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:06:0116012 (на тот момент не прошедший процедуру кадастрового учета).
ООО МТС "Красногоры" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Землемер" договор от 25.11.2009 N 30 (т. 1, л. д. 32-35) на проведение работ по межеванию указанного земельного участка площадью 248 га и оплатило работы по межеванию согласно заключенному договору в сумме 27 049 руб. 23 коп.
На основании постановления Администрации Беляевского района от 24.03.2010 N 190-п "Об утверждении границ земельного участка, находящегося по адресу: Оренбургская область, Беляевский район, Белогорский с/с, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:06:0116012" (т. 1, л. д. 38) границы указанного земельного участка были утверждены.
20 мая 2010 года данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет за номером 56:06:0116012:3 (т. 1, л. д. 16-22).
Извещение о предложении указанного земельного участка для передачи в аренду было опубликовано Администрацией Беляевского района в местной газете "Вестник труда" от 06.11.2010 N N 130-131 (т. 1, л. д. 28-29) и газете "Оренбуржье" от 12.11.2010 N 172 (4339) (т. 1, л. д. 30-31).
Письмом от 16.02.2011 N 5 (т. 1, л. д. 27) ООО "МТС "Красногоры" обращалось к Администрации Беляевского района с просьбой о продлении ранее заключенного договора аренды земельного участка площадью 248 га.
Оспариваемым постановлением от 04.04.2011 N 349-П "Об отмене распоряжения главы администрации Беляевского района от 16.06.2009 N 362-р" Администрация Беляевского района отменила распоряжение главы Администрации Беляевского района от 15.06.2009 N 362-р "Об утверждении проекта перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет" (т. 1, л. д. 24).
07 сентября 2011 года ООО "МТС "Красногоры" направило в Администрацию Беляевского района заявление N 17 о заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка (т. 1, л. д. 26).
На последнее заявление был получен ответ от 21.09.2011 N 02-01-03/1796, которым ООО "МТС "Красногоры" в заключении договора аренды было отказано в связи с тем, что данный участок отнесен к общедолевой собственности собственников земельных долей открытого акционерного общества "Белогорское" Беляевского района и в соответствии с земельным законодательством Администрация Беляевского района не вправе распоряжаться данным земельным участком (т. 1, л. д. 25).
Также согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным в материалы дела (т. 1, л. д. 85-156, т. 2, л. д. 1-9), зарегистрировано право общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 56:06:0117003:3, 56:06:0116024:3, 56:06:0116023:3, 56:06:0116027:4, 56:06:0116021:3, 56:06:0117005:6, 56:06:0117005:7, 56:06:0117004:3.
Указанные земельные участки были переданы СПК колхозу "Красногорский" по договорам аренды с множественностью лиц на стороне арендодателей - собственников земельных долей (т. 2, л. д. 34-140, т. 3, л. д. 1-145, т. 4, л. д. 1-36).
Ссылаясь на то, что постановление от 04.04.2011 N 349-П "Об отмене распоряжения главы администрации Беляевского района от 16.06.2009 N 362-р" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и имущественные интересы ООО МТС "Красногоры", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого отказа и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта отсутствия незаконности оспариваемого отказа лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым отказом законных прав и интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 указанной статьи 10.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Так, заявителем с учетом распоряжения главы Администрации Беляевского района от 15.06.2009 N 362-р, утвердившего проект перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, отменного оспариваемый актом, проведены работы по межеванию земельного участка площадью 248 га, на основании постановления Администрации Беляевского района от 24.03.2010 N 190-п "Об утверждении границ земельного участка, находящегося по адресу: Оренбургская область, Беляевский район, Белогорский с/с, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:06:0116012" границы указанного земельного участка были утверждены. 20.05.2010 данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет за номером 56:06:0116012:3.
Из письма от 16.02.2011 N 5 ООО "МТС "Красногоры" следует, что заявитель имеет намерение приобрести указанный земельный участок в аренду.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
В нарушение указанных норм в оспариваемом постановлении не указаны правовые основания, в силу которых заинтересованное лицо отменяет ранее вынесенное распоряжение главы Администрации Беляевского района от 15.06.2009 N 362-р.
Заинтересованное лицо законность оспариваемого постановления не доказало.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Проект перераспределения земель, находящихся на территории муниципального образования Белогорский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, был согласован со всеми без исключения собственниками земельных долей - 139 собственников (144 доли).
После утверждения указанного проекта названными собственниками земельных долей земельные доли были выделены в натуре, образовавшиеся в результате этого земельные участки переданы в аренду СПК колхозу "Красногорский".
А основании изложенного выше суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок из фонда перераспределения земель района площадью 248 га, местоположение: Оренбургская область, Беляевский район, Белогорский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:06:0116012, спорным постановлением был предоставлен в собственность участников долевой собственности СПК "Белогорский", сделан преждевременно, так как на рассмотрении Арбитражного суда Оренбургской области имеется дело N А47-13057/2011 по заявлению ООО "МТС "Красногоры" об оспаривании названного выше отказа Администрации Беляевского района от 21.09.2011 N 02-01-03/1796 в предоставлении ООО "МТС "Красногоры" указанного земельного участка в аренду.
Из материалов настоящего дела названное обстоятельство однозначно установить невозможно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2012 по делу N А47-10533/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.