г. Самара |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А65-22548/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от МКУ "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Хайруллина А.Ф. (доверенность от 01 марта 2013 года),
от третьих лиц: Татарстанского территориального (регионального) союза Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ - представитель не явился, извещено,
МУП "Казанский энергосервисный центр" - представитель не явился, извещено,
начальник МКУ "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Гарипов А.Д. - не явился, извещен,
исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2013 года апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 января 2013 года по делу N А65-22548/2012 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению МКУ "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третьи лица: Татарстанский территориальный (региональный) союз Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, г.Казань, МУП "Казанский энергосервисный центр", г.Казань, начальник МКУ "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Гарипов А.Д., г.Казань, исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г.Казань,
о признании незаконными решения и предписаний,
УСТАНОВИЛ:
МКУ "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - заявитель, финансовое управление исполкома) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган, антимонопольный орган) по делу N 06-334/2011 (исх.N ИЩ-06/9259 от 28.06.2012), предписания по делу N 06-334/2011-1 (исх.N ИЩ-06/9260 от 28 июня 2012 года), предписания по делу N 06-334/2011-2 (исх.N ИЩ-06/9261 от 28 июня 2012 года).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Татарстанский территориальный (региональный) союз Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, МУП "Казанский энергосервисный центр" (далее - МУП "КЭЦ"), начальник финансового управления исполкома Гарипов А.Д., исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - исполнительный комитет г.Казани, ИК МО г. Казани).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 января 2013 года заявленные финансовым управлением исполкома требования удовлетворены частично, п.2 и п.5 решения комиссии УФАС России по Республике Татарстан от 28 июня 2012 года по делу N 06-334/2011 и предписания от 28 июня 2012 года N 06-334/2011-1, N 06-334/2011-2 в части, касающейся указания участвующим в согласованных действиях финансового управления исполкома, признаны незаконными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ). На УФАС России по Республике Татарстан возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет г.Казани просит решение суда изменить, признать не соответствующими требованиям Федерального закона N 135-ФЗ решение комиссии УФАС России по Республике Татарстан от 28 июня 2012 года по делу N 06-334/2011 и предписания от 28 июня 2012 года N 06-334/2011-1, N 06-334/2011-2 в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, непривлечение к участию в деле учредителя МУП "КЭЦ" - комитета земельных и имущественных отношений г.Казани.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС России по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Казанский энергосервисный центр" поддержало доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель УФАС России по Республике Татарстан возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя УФАС России по Республике Татарстан, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС России по Республике Татарстан через аппарат Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, прокуратуру Приволжского района г. Казани, а также напрямую поступили обращения Татарского территориального (регионального) союза объединения Профсоюзов России СОЦПРОФ (N 4211 от 18 мая 2011 года, N 4854 от 03 июня 2011 года, N 341/ж от 10 мая 2011 года) в связи с действиями мэра г.Казани по созданию преимущественного положения МУП "Казанский энергосервисный центр" в сфере технического обслуживания приборов учета в г.Казани. К обращению была приложена служебная записка первого заместителя руководителя исполнительного комитета г.Казани Нигматуллина Р.К., адресованная мэру г.Казани Метшину И.Р., следующего содержания:
"В настоящее время более 1000 приборов учета тепловой энергии и воды, установленных на объектах социально-культурной сферы г.Казани, обслуживается муниципальным унитарным предприятием "Казанский энергосервисный центр". В текущем году на обслуживание приборов учета в бюджете муниципального образования предусмотрены средства в размере 11,37 млн. рублей.
Финансирование указанных работ осуществляется через структурные подразделения исполнительного комитета г.Казани путем заключения договоров на обслуживание с каждым из бюджетных учреждений. В рамках заключенных договоров обеспечивается ежемесячное снятие, анализ и сдача в энергоснабжающие организации, работоспособность всех конструктивных элементов узлов, при необходимости проводится их ремонт и наладка.
В текущем году возникли случаи, когда учреждения заключили договоры с другими организациями (приложение N 1), что идет в нарушение единой метрологической политики по г.Казани, а также срывает функционирование единой городской автоматизированной системы сбора показаний с приборов учета, которая внедрена на базе МУП "КЭЦ". Кроме того, имеются учреждения, которые до сих пор не заключили договора на обслуживание приборов учета в 2011 году (приложение N 2).
В связи с вышеизложенным, в целях эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на оплату работ по техническому обслуживанию приборов учета, прошу Вас дать соответствующие поручения структурным подразделениям исполнительного комитета г.Казани по заключению договоров на техническое обслуживание приборов учета с МУП "КЭЦ".
На основании ч.1 ст.23, ч.1 ст.25, ч.2 ст.44 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольным органом был направлен запрос о представлении информации по существу рассматриваемого обращения в адрес МУП "Казанский энергосервисный центр" (далее - МУП "КЭЦ") (ИЩ-06/5602 от 25 мая 2011 года).
Из представленных документов следует, что МУП "КЭЦ" создано постановлением ИК МО г. Казани N 2697 от 22 марта 2010 года для решения социальных задач, осуществляет деятельность по удовлетворению потребности в услугах по энергоснабжению и учету энергоресурсов по минимальным ценам. Проанализировав представленные документы и пояснения, УФАС России по Республике Татарстан выявило в действиях исполнительного комитета г.Казани по направлению бюджетных учреждений структурных подразделений исполнительного комитета г.Казани в МУП "Казанский энергосервисный центр" для заключения договоров на техническое обслуживание приборов учета признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного в соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона N 135-ФЗ приказом УФАС России по Республике Татарстан от 08 августа 2011 года N 01/639-к было возбуждено дело N 06-334/2011 по признакам нарушения исполнительным комитетом г.Казани части 1 статьи 15 Федерального N 135-ФЗ в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также предоставления преимущества отдельному хозяйствующему субъекту (МУП "КЭЦ"), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольный орган признал финансовое управление исполкома г.Казани нарушившим статью 16 Федерального закона N 135-ФЗ в части осуществления согласованных действий, выразившихся в создании МУП "Казанский энергосервисный центр", разработке и согласовании финансовым управлением исполкома г.Казани, с последующим доведением лимитов финансирования на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии до бюджетных учреждений г.Казани, даче поручений должностными лицами исполнительного комитета муниципального образования г.Казани о заключении договоров на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями города Казани с МУП "Казанский энергосервисный центр", которые привели к значительному увеличению договоров между бюджетными учреждениями и МУП "Казанский энергосервисный центр" и ограничили доступ на данный рынок услуг иных хозяйствующих субъектов.
В решении антимонопольного органа содержится вывод о том, что к утверждению тарифа на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии в бюджетных учреждениях города Казани привели действия исполнительного комитета муниципального образования города Казани и финансового управления исполкома г.Казань. При этом указано, что указанный тариф был сформирован и заложен в бюджет г.Казани на 2011 год специалистами финансового управления исполкома г.Казани.
Между тем выводы антимонопольного органа не в полной мере обоснованы, поскольку разработка и согласование тарифов на товары, работы и услуги не отнесены к компетенции финансового управления исполкома ни Положением о МКУ "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 23-3, которым определены компетенция и полномочия финансового управления исполкома г.Казани, ни какими-либо иными муниципальными правовыми актами города Казани.
Планирование объема бюджетных средств, направляемых на оплату работ по техническому обслуживанию приборов учета тепловой энергии и горячей воды для бюджетных учреждений г.Казани в 2009-2012 годах осуществлялось на основании данных комитета экономического развития аппарата исполнительного комитета г.Казани о количестве установленных приборов учета в муниципальных учреждениях и тарифа на обслуживание.
В 2010 году объем средств, направляемых на оплату работ по техническому обслуживанию приборов учета тепловой энергии и горячей воды был установлен постановлением исполнительного комитета г.Казани от 12 апреля 2010 года N 3358 "О проведении комплекса энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы г.Казани".
При расчете объема расходов на техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии и горячей воды для бюджетных учреждений г.Казани использовались тарифы, утвержденные председателем комитета экономического развития аппарата исполнительного комитета г.Казани и согласованные с руководителем комитета жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета г.Казани.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством в решении Казанской городской Думы о бюджете муниципального образования г.Казани объем расходов бюджета утверждается по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в разрезе ведомственной структуры расходов. Таким образом, расходы на техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии и горячей воды были утверждены в общем объеме расходов бюджета по соответствующей бюджетной классификации.
После утверждения бюджета финансовым управлением исполкома до главных распорядителей средств бюджета был доведен общий объем утвержденных ассигнований на очередной финансовый год в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов. На основе доведенных объемов главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетную роспись, в которой ассигнования распределяются по кодам сектора государственного управления (оплата труда, коммунальных услуг, питание, медикаменты, техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии и горячей воды и др.).
Данные аргументы были представлены на заседание комиссии УФАС России по Республике Татарстан (пояснения с отметкой о получении прилагаются), однако им не была дана соответствующая правовая оценка в обжалуемом решении.
В соответствии со ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Поскольку финансовое управление исполкома г.Казани не разрабатывало и не согласовывало тарифы на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии в бюджетных учреждениях города Казани, не участвовало в создании МУП "КЭЦ", не давало поручений должностными лицами исполнительного комитета муниципального образования г.Казани о заключении договоров на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями города Казани с МУП "Казанский энергосервисный центр", антимонопольный орган необоснованно признал его нарушившим ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ. Доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, антимонопольный орган в материалы дела не представил.
В вышеуказанной части решение суда в порядке апелляционного судопроизводства решение суда не обжалуется.
В удовлетворении оставшейся части требований суд первой инстанции отказал на том основании, что заявителем не представлено доводов, обосновывающих нарушение его прав оспариваемым решением.
Согласно п.8. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Между тем заявитель не указал норму права, уполномочивающую его на совершение признанных не соответствующим антимонопольному, законодательству действий от имени других лиц, участвующих в деле. Кроме того, заявитель не представил доказательств и доводов, каким образом оспариваемое решение в оставшейся части нарушает его права и законные интересы, поскольку касается иных лиц, которые, будучи извещенными о рассмотрении дела, своей самостоятельной правовой позиции не изложили, поддержав доводы заявителя.
В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении остальной части требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле учредителя МУП "КЭЦ" - комитета земельных и имущественных отношений г.Казани - необоснованны, поскольку оспариваемым решением антимонопольного органа на комитет земельных и имущественных отношений г.Казани никаких обязанностей не возложено. В решении антимонопольного органа отсутствуют выводы о правах и обязанностях данного лица. Обжалуемым решением суда первой инстанции также не сделано никаких выводов о нарушении комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани антимонопольного или иного законодательства.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 31 января 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на исполнительный комитет муниципального образования города Казани, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 января 2013 года по делу N А65-22548/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22548/2012
Истец: МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МУП "Казанский энергосервисный центр", г. Казань, Начальнику МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань" А. Д.Гарипову, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Татарский территориальный (региональный) союз объединения Профсоюзов России, Татарский территориальный (региональный) союз объединения Профсоюзов России СОЦПРОФ