г. Ессентуки |
|
21 июля 2010 г. |
Дело N А22-257/08-14-30 |
19 июля 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
21 июля 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола помощником судьи Мишиным А.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - Калмэнерго на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.04.2010 по делу N А22-257/08-14-30 иску ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" к Республике Калмыкия в лице Министерства финансов Республики Калмыкия, Государственному учреждению "Калмыцкое управление водопроводов" о взыскании в субсидиарном порядке 18 786 668,55 рублей (судья В.Н. Хазикова),
в судебное заседание явились:
от ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" - Михайлов Е.С. по доверенности от 31.12.2009,
от Министерства финансов Республики Калмыкия - Лунева Л.А. по доверенности N 14/673 от 18.03.2010,
от Правительства Республики Калмыкия - Манжикова Г.М. по доверенности N ОК-18-2226 от 16.07.2010,
от Министерства территориального развития Республики Калмыкия - Доржиева С.Д. по доверенности N 02-02/1196-ВХ от 04.06.2010,
от Министерства по земельным и имущественным отношениям - Попова А.В. по доверенности N ИП-05/1379 от 16.07.2010,
от ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" - не явились, извещено 28.06.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия - не явились, извещено - 28.06.2010, просит рассмотреть без участия своих представителей,
от ФГУ "Управление "Калммелиоводхоз" - не явились, извещено 29.06.2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Калмэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации, в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному учреждению "Калмыцкое управление водопроводов", третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия, ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия о взыскании в субсидиарном порядке 18 786 668,55 руб.
21.05.2008 определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика - Российская Федерация в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на надлежащего ответчика - Республика Калмыкия в лице Министерства финансов Республики Калмыкия.
09.06.2008 определением суда произведена замена истца ОАО "Калмэнерго" на его правопреемника - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга", истец). Определением арбитражного суда от 10.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по управлению имущества Республики Калмыкия. Определением арбитражного суда от 10.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство территориального развития Республики Калмыкия и Правительство Республики Калмыкия.
В ходе судебного производства по делу ОАО "МРСК Юга" заявлено ходатайство об изменении правового статуса лица, участвовавшего ранее в деле в качестве ответчика (ГУ "Калмыцкое управление водопроводов") и о привлечении его в качестве третьего лица. В процессе судебного производства ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" реорганизовано в РГУ "Калмыцкое управление водопроводов ОАО "МРСК Юга", в связи с чем заявлено уточнение искового заявления, в котором ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" просило суд взыскать задолженность с ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" в сумме 18 786 668,55 руб. с Республики Калмыкия в лице Министерства финансов РК.
Судом рассмотрены уточненные исковые требования ОАО "МРСК Юга": взыскать с Республики Калмыкия в лице Министерства финансов Республики Калмыкия задолженность ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" в сумме 18 786 668,55 руб.
Решением суда от 16.04.2010 в удовлетворении заявленных исковых требований открытого акционерного общества "Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Юга" отказано. Суд взыскал с ОАО "МРСК Юга" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 000 руб. судебный акт мотивирован тем, что ответчиком по данному делу может быть только собственник имущества РГУ "Калмыцкое управление водопроводов".
Не согласившись с данным решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель считает, что субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества учреждения, т.е. в настоящий момент - Республика Калмыкия. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители министерств и правительства в судебном заседании пояснили, что возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правильность решения от 16.04.2010 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения суда без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" Департамента по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжении Республики Калмыкия, является должником ОАО "МРСК Юга" (далее по тексту - истец) (на основании правопреемства ввиду реорганизации ОАО "Калмэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК "Юга"), за потребленную электроэнергию в размере -18 786 668, 55 руб.
Указанная задолженность до настоящего времени не погашена и подтверждается следующими исполнительными документами:
-исполнительный лист от 28.09.1998 (по делу N А22-599/98/1-42), в размере- 4 090 979,29 руб.;
-исполнительный лист от 03.01.2001 (по делу N А22-1039/2000-1/99), в размере-11 122 553 руб.;
-исполнительный лист от 05.06.2001 (по делу N А22/294-01/4-31), в размере -886 274,35 руб.;
-исполнительный лист N 150 от 23.09.2002, в размере - 583 689,19 руб.:
-исполнительный лист N 1887 от 16.08.2004, в размере - 2 103 172,72 руб.
Указанная задолженность не погашена, и в соответствии с постановлениями УФССП по РК от 19.10.2007 вышеуказанные исполнительные листы возвращены в связи с невозможностью взыскания.
Согласно п. 1.3. Устава ГУ "Калмыцкое управление водопроводов", основные фонды и имущество Учреждения являлись ранее федеральной собственностью и передавались ему в оперативное управление. Согласно п. 1.3. Устава Учреждения его соучредителями являются: Комитет по управлению государственным имуществом РК, являющийся территориальным агентом Госкомимущества России, который в настоящее время преобразован в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия; Департамент по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения РК "Калмводмелиорация", который в настоящее время преобразован в ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия".
ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" имущественным комплексом 05.05.2008 передано от Российской Федерации на основании ФЗ N 122 от 22.08.2004 в собственность Республики Калмыкия. Данный факт передачи подтверждается вступившим законную силу решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.11.2008 по делу N А22-777/08/12-50.
Отсутствие денежных средств у учреждения явилось основанием обращения общества в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности с субсидиарного должника.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.11.2008 по делу N А22-777/08/12-50 признано недействительным распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия от 05.05.2008 N 132-р в части передачи имущественного комплекса ГУ "Калмыцкое управление водопроводов" согласно бухгалтерскому балансу по состоянию на 01.07.2003 и реестру федерального имущества на 13.04.2007 по балансовой стоимости 252348, 11 тыс. рублей и остаточной стоимости 137 856, 50 тыс. рублей как несоответствующего статьям 209, 224 Гражданского кодекса РФ, пункту 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 3 постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ".
Исходя из изложенного, при рассмотрении данного дела решение суда от 10.11.2008 по делу N А22-777/08/12-50 имеет преюдициальное значение в части выводов о взыскиваемой задолженности ГУ "Калмыцкое управление водопроводов", которая не входит в состав переданного имущества в собственность Республики Калмыкия.
В соответствии с положениями части 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2006, предусматривающей, что Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам, передаваемых ими учреждений, возникшим до перехода прав собственности. Учитывая, что обязательства по уплате задолженности возникли в период с 1998 по 2004, когда имущество основного должника находилось в федеральной собственности, то предметом субсидиарной ответственности Республики Калмыкия могут быть обязательства, возникшие после 01.01.2006.
Более того, в качестве доказательства отсутствия денежных средств у основного должника представлены постановления судебных приставов за 2007 год. Факт недостаточности денежных средств у основного должника в период с октября 2007 года по настоящее время не подтвержден документами, позволяющими определить наличие или отсутствие денежных средств у основного должника.
Вместе с тем, согласно ч. 10 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств республиканского бюджета выступает в суде соответственно от имени Республики Калмыкия в качестве представителя ответчика по искам к Республике Калмыкия, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно Положению о Министерстве финансов Республики Калмыкия утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2005 г. N 418 Минфин, как орган исполнительной власти, не осуществляет функции управления государственным имуществом и полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за основным должником на праве оперативного управления и не является главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета относительно не подведомственного ГУ "Калмыцкое управление водопроводов".
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Статьей 38.1 Кодекса закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, означающий, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В силу ст. 99 Бюджетного Кодекса РФ полномочия Министерства по вопросам государственного долга не имеют отношения к взыскиваемой задолженности.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерство финансов РК не несет субсидиарную ответственность как главный распорядитель средств республиканского бюджета по долгам неподведомственного учреждения и не может быть ответчиком по данному делу.
Вместе с тем, Государственное учреждение "Калмыцкое управление водопроводов" реорганизовано в Республиканское государственное учреждение "Калмыцкое управление водопроводов" согласно представленных в материалы дела копий Устава Республиканского государственного учреждения "Калмыцкое управление водопроводов" и Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.03.2010.
Из положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Кроме того, как следует из пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Установление процессуального правопреемства должника Государственного учреждения "Калмыцкое управление водопроводов" на правопреемника Республиканское государственное учреждение "Калмыцкое управление водопроводов" имеет немаловажное значение для разрешения настоящего спора по существу для определения надлежащего ответчика по делу на основании ч.2 ст.120 ГК РФ, согласно которой учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Учитывая выше изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком по данному делу может быть только собственник имущества РГУ "Калмыцкое управление водопроводов".
Кроме того, общество, заявляя иск, не представило доказательств отсутствия денежных средств у должника РГУ "Калмыцкое управление водопроводов", и соответственно возбужденного исполнительного производства в отношении РГУ "Калмыцкое управление водопроводов".
Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом РК, утвержденным Правительством РК 15.12.2009 N 466, правопреемником Агентства по управлению имуществом Республики Калмыкия является Министерство по управлению государственным имуществом РК, которое переименовано Указом Главы РК от 04.06.2010 N 179 в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК, последнее следует признать правопреемником Агентства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Калмыкия правопреемником Агентства по управлению имуществом Республики Калмыкия.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.04.2010 по делу N А22-257/08-14-30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-257/2008
Истец: Филиал ОАО "Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Юга" - в лице филиала ОАО"Калмэнерго", Филиал ОАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго"
Ответчик: ГУ Калмыцкое управление водопроводов, Минфин РК, Российская Федерация в лице главного распорядителя средств федерального бюджета- Министерства сельского хозяйства РФ
Третье лицо: ГУ "Калмыцкое управление водопроводов", Министерство по управлению государственном имуществом Республики Калмыкия, Министерство территорриального развития Республики Калмыкия, МРИ ФНС России N 1 по РК, Правительство РК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия, ТУ Федерального агентства по управлению фед. имуществом по РК, ФГУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по РК", УФНС по РК