г. Москва |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А40-141894/12-122-923 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Аверьяновым И.Н., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2012 г. по делу N А40-141894/12-122-923, принятое судьей Ананьиной Е.А.,
по заявлению Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к ОАО "Мосэнергосбыт" (ИНН 7736520080, ОГРН 1057746557329, 117312, г.Москва, ул.Вавилова, д.9)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Куралесов А.А. по дов. от 17.12.2012 г.; |
от ответчика: |
Манохина Т.В. по дов. от 12.11.2012 г. N 71, удост. N 102/175 |
УСТАНОВИЛ:
Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Открытому акционерному обществу "Мосэнергосбыт" (далее - Общество) о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2012 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии доказательств совершения Обществом вменяемого правонарушения, так как не было установлено нарушений требований ГОСТа.
ЦМТУ Росстандарта не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального права, выразившемся в неправильном толковании норм КоАП РФ, Федерального закона "О техническом регулировании", а также норм процессуального права. Считает, что ответчик являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории г.Москвы и Московской области и продавцом товара, должно осуществлять реализацию (продажу) электрической энергии, соответствующей установленным требованиям, и при наличии сертификата соответствия.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что не является субъектом правонарушения. Сослался на судебную практику.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержала доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложила свою правовую позицию по делу, просила отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт привлечении ответчика к административной ответственности.
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложили свою правовую позицию по делу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03 сентября 2012 г. в адрес ЦМТУ Росстандарта поступило обращение (жалоба) гр. Никитина Н.В. на качество электрической энергии в частном доме по адресу: Московская область, Раменский район, пос.Родники, ул.Петра Великого, д.14.
В указанном обращении гр. Никитин Н.В. указал на то, что в течение десяти лет у него возникают проблемы из-за низкого напряжения в электросети.
15 октября 2012 года на основании приказа (распоряжения) Центрального Межрегионального территориального управления о проведении внеплановой выездной проверки от 10 сентября 2012 года N 535, должностными лицами ЦМТУ Росстандарта в лице территориального отдела (инспекции) по Московской области была проведена проверка соблюдения ОАО "Мосэнергосбыт" требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "Мосэнергосбыт" в период с 19 сентября 2012 года по 15 октября 2012 года при поставке и реализации электрической энергии гр. Никитину Н.В. по адресу: Московская область, Раменский район, пос.Родники, ул.Петра Великого, д.14 совершило правонарушение, выразившееся в нарушении обязательные требования раздела 5 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместность технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения", а именно:
- п.5.2 ГОСТ 13109-97 - установившееся отклонение напряжения (в части предельно допускаемых значений) результат измерения в режиме суточных нагрузок составил - 17,16% от номинального напряжения, нормативное значение не более 10,0% от номинального напряжения;
- п.5.5.1 - коэффициенту нессиметрии напряжений по обратной последовательности результат измерений в суточном режиме нагрузок составил 9,55% при нормальном значении не более 4,0%;
- п.5.5.2 - коэффициенту нессиметрии напряжений по нулевой последовательности результат измерений в суточном режиме нагрузок составил 22,6% при нормативном значении не более 4,0%;
- п.5.7 - длительности провала напряжения - результат измерений в суточном режиме нагрузок составил 14 мин. 31.11 сек. При нормативном значении не более 30 сек.
По результатам проверки Центральным Межрегиональным территориальным управлением в лице территориального отдела (инспекции) по Московской области был составлен акт проверки N 535-С от 15 октября 2012 года.
18 октября 2012 года в отношении ОАО "Мосэнергосбыт" составлен протокол об административном правонарушении N 535-ПЮ), в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Заявление о привлечении Общества к административной ответственности с материалами дела об административном правонарушении были направлены Центральным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, доводов жалобы объяснений представителей участвующих в деле лиц, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
При этом суд правомерно указал на то, что частью 1 ст.14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии со ст.2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу ст.3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч.1 ст.38 указанного Закона следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество, в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с п.2 ст.26 Закона об электроэнергетике, оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. При этом, обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю (потребителю электрической энергии) является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
При этом, в силу ст.3 названного Закона в качестве энергосбытовых организаций выступают юридические лица, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, тогда как территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - это соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.
В целях исполнения принятых на себя обязательств перед ОАО "Ильинская электросеть" ОАО "Мосэнергосбыт" закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у ОАО "Мосэнерго" для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г.Москвы и Московской области.
Порядок сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 г. N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования" (раздел VII) (далее - Правила N 36).
В соответствии с п.2 Правил N 36 объектом сертификации является электрооборудование.
На основании Протокола Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006 г. N 5 Обществу был присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Московской области.
Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям, является не Общество, а сетевая организация в лице - ОАО "Ильинская электросеть".
Из указанных норм права следует, что поставщиком электрической энергии потребителю является энергосбытовая организации, а его права и обязанности предусмотрены договорами поставки электрической энергии.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, а его предметом - товар (электрическая энергия). По договору купли-продажи электрической энергии право собственности на нее переходит от производителя (поставщика) к Обществу, а затем к потребителю.
Вместе с тем, предметом договора передачи электрической энергии является возмездное оказание услуг по передаче такой энергии через электрические сети ОАО "Мосэнергосбыт" от точки присоединения к электрической сети до границы балансовой принадлежности, а не поставка электрической энергии.
Договор поставки электрической энергии заключается между энергосбытовой организацией и потребителем, а договор передачи электрической энергии - между электросетевой организацией и потребителем или энергосбытовой организацией, выступающей в интересах потребителя.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы правомерно указал на то, что в данном случае, именно поставщик электрической энергии (или собственник) должен обеспечить поставку электрической энергии определенного (надлежащего) качества.
Общество не является собственником электрической энергии, а значит, не может быть ее поставщиком, поскольку выступает коммерческим посредником, всего лишь оказывает услуги по передаче электрической энергии от собственника к потребителям.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.4(1) ст.206, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2012 г. по делу N А40-141894/12-122-923 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141894/2012
Истец: (ЦМТУ) Росстандарта в лице территориального отдела (инспекции) по МО ЦМТУ Росстандарта, Центральное межрегионального территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Ответчик: ОАО "Мосэнергосбыт"