Организационно-правовые формы обществ взаимного страхования
Понятие "взаимное страхование" вновь появилось в российском законодательстве с 1993 г. со вступлением в силу Закона РФ "О страховании". В ныне действующем Федеральном законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" взаимному страхованию посвящена специальная ст. 7, упоминание об обществах взаимного страхования есть также в ст.ст. 6 и 8 этого Закона.
Несмотря на то, что правовое положение обществ взаимного страхования (далее - ОВС) определяется Гражданским кодексом РФ (ГК) и Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", норм, имеющихся в указанных законодательных актах, недостаточно для устойчивого и эффективного функционирования ОВС, защиты интересов их членов, а также роста их инвестиционной активности и участия в экономике страны.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 968 ГК РФ особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с ГК законом о взаимном страховании. Однако закон о взаимном страховании пока не принят. В связи с этим существует большое количество пробелов и противоречий в правовом регулировании ОВС. В особенности это касается определения организационно-правовой формы ОВС.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 968 ГК РФ общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями. Следовательно, ОВС, осуществляющие страхование имущества и иных имущественных интересов только своих членов, должны создаваться в форме некоммерческой организации, основанной на членстве.
В то же время в ст. 968 ГК РФ содержится неопределенность в регулировании организационно-правовой формы ОВС, осуществляющих страхование как своих членов, так и иных лиц, что существенно затрудняет применение ее норм. Согласно п. 5 ст. 968 ГК РФ общество взаимного страхования может в качестве страховщика осуществлять страхование интересов лиц, не являющихся членами общества, если такая страховая деятельность предусмотрена его учредительными документами, общество образовано в форме коммерческой организации, имеет разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида и отвечает другим требованиям, установленным законом об организации страхового дела.
С одной стороны, в п. 2 ст. 968 ГК РФ для всех без исключения ОВС императивно предусмотрена форма некоммерческой организации. С другой стороны, в п. 5 этой же статьи для обществ, страхующих интересы не только своих членов, столь же императивно предусмотрена форма коммерческой организации. Воля законодателя здесь совершенно не ясна.
Таким образом, согласно действующему законодательству в нашей стране могут создаваться два типа обществ взаимного страхования:
1) некоммерческие общества взаимного страхования - общества, которые осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов только (исключительно) своих членов (лиц, являющихся членами данного общества);
2) коммерческие общества взаимного страхования - общества, которые осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов и своих членов (членов данного общества) и лиц, не являющихся членами общества.
В связи с такой ситуацией среди специалистов существуют различные мнения по поводу организационно-правовой формы ОВС. Можно выделить три основных подхода. ОВС - это:
потребительское общество;
особая организационно-правовая форма - общество взаимного страхования;
любая форма некоммерческой организации на основании членства в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Необходимо выяснить, распространяется ли ФЗ "О некоммерческих организациях" на ОВС. Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных целей, в целях охраны здоровья граждан, удовлетворения их нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Страхование является одной из форм социальной защиты, направленной на охрану здоровья граждан, чем удовлетворяются их нематериальные потребности, а также на защиту прав и не противоречащих закону имущественных интересов граждан и организаций, нарушаемых в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, техногенных аварий и негативных социальных явлений и обстоятельств. Следовательно, ФЗ "О некоммерческих организациях" может распространяться и на ОВС.
Согласно ст. 968 ГК некоммерческие ОВС должны быть созданы в организационно-правовой форме, основанной на членстве. Согласно ст.ст. 6, 8 и 11 и ФЗ "О некоммерческих организациях" на основе членства могут создаваться следующие виды некоммерческих организаций:
общественные организации,
религиозные организации,
некоммерческие партнерства,
объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
Согласно п. 1 ст. 968 ГК РФ: "Граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы... на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств". Следовательно, исходя из целей организации и деятельности некоммерческих организаций по нормам ФЗ "О некоммерческих организациях" общества взаимного страхования могут быть созданы только в форме некоммерческого партнерства.
Гражданский кодекс РФ предусматривает дополнительную форму некоммерческой организации, основанной на членстве, на которую не распространяется ФЗ "О некоммерческих организациях" - потребительский кооператив (ст. 116 ГК).
Согласно п. 1 ст. 116 ГК потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Согласно п. 3 ст. 116 ГК потребительские кооперативы должны иметь наименование "потребительский кооператив", или "потребительское общество", или "потребительский союз".
Страхование является одной из форм удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц - защита имущественных интересов, нарушаемых в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, техногенных аварий и негативных социальных явлений и наступления иных обстоятельств. Согласно п. 1 ст. 968 ГК граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств.
Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и др.) (ст. 2). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" не допускается.
Таким образом, согласно действующему федеральному законодательству некоммерческими организациями, основанными на членстве, в форме которых могут создаваться ОВС, могут быть:
1) некоммерческие партнерства
2) потребительские кооперативы (потребительские союзы).
ОВС, созданное в форме некоммерческого партнерства, должно создаваться и функционировать в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а ОВС, созданное в форме потребительского кооператива (потребительского союза), - в соответствии с нормами ГК РФ, в частности со ст. 116.
Так как взаимное страхование (как и страхование вообще) можно рассматривать как достижение социальных целей, то наиболее правомерным является создание ОВС в форме некоммерческого партнерства (п. 2 ст. 2 и ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях").
Вместе с тем форма некоммерческого партнерства в ряде положений не совсем пригодна для ОВС. Например, в вопросах управления. Общее собрание членов партнерства правомочно, если на его заседании присутствовало более половины членов. Для ОВС, насчитывающих, как правило, многие сотни, а то и тысячи членов, созыв общего собрания с таким кворумом весьма проблематичен. Поэтому в ОВС применяется так называемый принцип постоянного достижения кворума, который в рамках действующего законодательства можно решить лишь посредством создания ОВС в форме потребительского союза.
Почему именно в форме потребительского союза, а не потребительского кооператива или потребительского общества. Во-первых, согласно п. 3 ст. 1 ФЗ "О некоммерческих организациях" указанный Закон не распространяется на потребительские кооперативы.
Во-вторых, как уже было отмечено, согласно ст. 2 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и др.).
В-третьих, кооперативная форма может развиваться в закрытых образованиях. Если люди живут в разных частях страны, то как им возвращать паевой взнос? Это может быть связано с большими затратами, например, затратами на налоги, пересылку и т.д. А в страховании жизни, аннуитетном страховании, пенсионном - так называемом обезличенном страховании, когда граждане связаны друг с другом, грубо говоря, тем, что они живут на одной планете, кооперативная форма трудноприменима. Поэтому предлагается создавать общества взаимного страхования в уже известной законодательству организационно-правовой форме регионального потребительского союза*(1).
По мнению многих юристов, не должно быть несколько вариантов организационно-правовой формы. Ее надо четко определить*(2). На практике многие ОВС называются НП ОВС. В сельском хозяйстве тоже есть два ОВС, которые также называются - НП ОВС. Такое двойное наименование связано с п. 3 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 104-ФЗ), согласно которому "наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать:
1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;
2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний;
3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела".
Как отмечается специалистами, такое наименование - юридический нонсенс*(3). Здесь в одном названии отражены две организационно-правовые формы: одна из ГК, другая из Закона "О некоммерческих организациях". При этом отмечается, что некоммерческие партнерства не имеют права заниматься страхованием. Они могут заниматься социальными вопросами, но не могут заниматься экономической, а, тем более, финансовой деятельностью. Поэтому, по мнению некоторых специалистов, наиболее целесообразна кооперативная форма. Предлагается четко записать в законе, что ОВС является потребительским кооперативом*(4). Понятия "взаимное страхование" и "кооперативное страхование" практически идентичны. Не существует никаких особенностей формы ОВС. Аналогичным понятием ОВС является страховой кооператив.
По мнению некоторых специалистов, аналогичным понятием кредитного кооператива является понятие "общество взаимного кредитования". Только термин "кредитный кооператив" уже успел у нас прижиться, а ОВС - нет. Данные специалисты видят такие же различия в характере деятельности между обществом взаимного кредитования, страховым кооперативом и коммерческим банком, как между ОВС и коммерческой страховой организацией*(5). ОВС, так же как и ОВК, - это разновидность потребительского кооператива.
Статья 116 ГК "О потребительских кооперативах" говорит о том, что люди на взаимной основе оказывают услуги (указывается конкретная сфера деятельности, будь то страхование, снабжение, кредитование), и ни одна форма гл. 4 ГК не привязана к конкретной сфере деятельности. Ни одна глава, где описываются конкретные сферы деятельности, не привязана к определенной форме, поэтому ОВС может называться как потребительский кооператив, так и ОВС.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона "О некоммерческих организациях" эти организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Следовательно, Закон "О взаимном страховании" может установить особую организационно-правовую форму некоммерческой организации - общество взаимного страхования.
У потребительского кооператива есть паевые взносы, наличие которых как-будто извращает суть самого понятия взаимного страхования. Но, вместе с тем, возможно, не стоит вводить такое ограничение в области потребительской кооперации. Поэтому некоторые специалисты считают, что самое приемлемое решение - это придать такую организационно-правовую форму обществам взаимного страхования, в которой можно было бы предусмотреть максимально эффективную возможность управления обществом с большим количеством участников*(6). Проблема заключается в том, что провести общее собрание для общества, в котором, например, 14 или 15 тыс. участников, практически невозможно. А в соответствии с действующим законодательством эти мероприятия необходимо проводить ежегодно. Кроме того, на общем собрании необходимо принимать правила страхования и другие важнейшие документы для деятельности общества. Если данная проблема не будет проработана в законодательстве, то тем самым ОВС будут загнаны в угол.
Представляет интерес зарубежная практика. В частности, в США численность членов ОВС иногда доходит до 3 млн. Разумеется, собрать такое количество членов для проведения общего собрания ОВС сложно. Обычно член ОВС приходит тогда, когда он чем-то недоволен. Некоторых членов общества даже зазывают специальными призами. Это нужно для того, чтобы закрыть баланс на конец года, распределить превышение платежей над выплатами.
Если обратиться к практике транснациональных обществ (сюда входят японские общества), то здесь никто не собирает всех участников. Существует так называемый принцип тройного кворума*(7). Во всех уставах прописано, что общее собрание правомочно, если представлена только 1/3 всех участников. Если на момент открытия собрания 1/3 нет, то председательствующий объявляет перерыв, потом еще один, и в третий раз собрание правомочно, если там присутствуют не менее 100 человек. Логика такова: если люди не приехали, значит, им это не нужно, значит, не стоит их собирать. А в России всегда хотят кого-то защитить, кворум всегда 50+1%. При этом возникает вопрос: зачем защищать члена общества, если это его общество, если его в нем все устраивает?
Если ОВС будет особенной организационно-правовой формой, то в чем эта особенность будет выражается? Если это какая-то особая форма, то тогда не совсем понятно, как вести бухгалтерский учет, по какому принципу, по какому плану счетов. Встает также вопрос: ОВС формирует свои резервы как страховая организация или как страховая компания?*(8)
Существует специфика страховых отношений. Поэтому нельзя подгонять ОВС под существующие организационно-правовые формы, указанные в ГК и ФЗ "О некоммерческих организациях". Нужно задавать вопрос: что такое ОВС, когда член общества имеет договорные и ассоциативные, т.е. управленческие, отношения с обществом? Поэтому нельзя сказать, что это потребительское общество или некоммерческое партнерство. К сожалению, данная точка зрения, согласно которой ОВС должна быть особой формой, не получила поддержки ни в Правительстве РФ, ни в администрации Президента РФ.
Более серьезная проблема состоит в создании коммерческих ОВС. Закон (п. 5 ст. 968 ГК) определяет, что ОВС, осуществляющее страхование интересов лиц, не являющихся членами общества, должно быть образовано в форме коммерческой организации. При этом ОВС должно быть основано на членстве. Единственная форма коммерческой организации, основанная на членстве, - производственный кооператив (ст.ст. 107-112 ГК). Но члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 2 ст. 107 ГК РФ), что недопустимо для страховой организации, ответственность которой может быть разделена только с другим страховщиком в порядке сострахования и не может быть передана никому другому (ст.ст. 929 и 953 ГК РФ).
В обществе взаимного страхования членство обусловлено наличием страховых отношений между членом ОВС и самим ОВС и наоборот, - только став членом ОВС, можно получить его страховую защиту. Изменение членов ОВС не влечет изменения устава ОВС, сформированных гарантийных средств (страховых резервов, гарантийного фонда и др.).
Представляет интерес точка зрения, согласно которой отношения между членами ОВС и самим ОВС всегда носят некоммерческий характер, независимо от того, чьи интересы ОВС страхует - только своих членов либо и своих членов, и лиц, не являющихся членами общества*(9). Члены ОВС объединяют свои средства исключительно для целей осуществления взаимного страхования (п. 1 ст. 968 ГК). Они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между собой. Исходя из ч. 2 п. 5 ст. 968 ГК ОВС, осуществляющее страхование рисков лиц, не являющихся членами общества, в качестве коммерческой организации выступает только по отношению к этим лицам, так как только с ними ОВС обязано заключать договоры страхования (по правилам гл. 48 ГК). Между членами ОВС и самим ОВС отношения остаются такими же, как и в ОВС, страхующих риски только своих членов.
Однако в ГК нет формы коммерческой организации, основанной на членстве, которая предусматривала бы, что члены находились бы с ней в некоммерческих отношениях, а с другими лицами организация находилась бы в коммерческих. Причем такое ОВС должно иметь лицензию на осуществление страхования и отвечать другим требованиям, установленным Законом об организации страхового дела. То есть правовой статус такого ОВС ничем не будет отличаться от правового статуса страховых компаний. В этом смысле ГК допустил неточность. В связи с этим специалистами выдвигаются различные предложения о том, как понимать норму, содержащуюся в п. 5 ст. 968 ГК.
По мнению одних специалистов*(10), в п. 5 ст. 968 ГК следовало бы говорить не о коммерческой форме организации ОВС, осуществляющей страхование интересов лиц, не являющихся членами общества, а о том, что ОВС, оставаясь некоммерческой организацией по сути взаимоотношений со своими членами, должно осуществлять страхование лиц, не являющихся членами общества, на коммерческой основе, в качестве предпринимательской страховой деятельности. Тогда уместно и требование о лицензировании предпринимательской страховой деятельности таких ОВС, и необходимость осуществлять страхование нечленов общества на основе договора, и необходимость надзора за осуществлением коммерческих страховых операций нечленов общества и т.д.
Согласно другой точке зрения, установленные в п. 5 условия совершения обществом страховых операций и страхования интересов лиц, не являющихся членами общества, следует понимать в том смысле, что для этого необходима реорганизация общества в виде преобразования в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 50 ГК РФ для коммерческих организаций, изменение устава и получение соответствующей лицензии*(11). Если же общество при самом создании ставит цели не только взаимного страхования своих членов, но и страхование интересов третьих лиц, оно должно сразу предусмотреть это в учредительных документах, принять организационно-правовую форму коммерческой организации и получить соответствующую лицензию.
Исходя из изложенного можно прийти к следующим выводам. Взаимное страхование является некоммерческой деятельностью, соответственно, ОВС должны быть некоммерческими организациями. Однако по вопросу об организационно-правовой форме таких некоммерческих организаций единого мнения пока нет.
Л.Т. Ибадова,
кандидат юридических наук,
научный сотрудник
Института государства и права РАН
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Нырков Б.А. Стенограмма заседания "круглого стола": "Вопросы кооперативного и взаимного страхования". 2006 /www.navs.ru/.
*(2) См.: Шелепнёва Н.А. Указ. соч.
*(3) См.: Линин Ю.И. Указ. соч.
*(4) См.: Шелепнёва Н.А. Указ. соч.
*(5) См.: Линин Ю.И. Указ. соч.
*(6) См.: Фролов А.Ю. Указ. соч.
*(7) См.: Пылов К.И. Указ. соч.
*(8) См.: Фролова И.Ю. Указ. соч.
*(9) См.: Пылов К.И. Вопросы создания и деятельности в России обществ взаимного страхования.
*(10) См.: Пылов К.И. Указ. соч.
*(11) См.: Алякринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. М., 1997.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-правовые формы обществ взаимного страхования
Автор
Л.Т. Ибадова - кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права РАН
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 12