О правовом положении остатков и отходов переработки
на таможенной территории
Статья 176 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) устанавливает перечень операций по переработке товаров, которые являются производственными операциями, сопровождающимися выходом различных отходов в результате использования исходного сырья, наличием остатков неиспользованного сырья.
Таможенный режим переработки на таможенной территории использует понятия "отходы" и "остатки", содержание которых в ТК РФ не раскрывается. На первый взгляд, данные понятия общеизвестны, однако, как показывает практика работы с таможенными органами, однозначного понимания отходов и остатков нет.
Образование отходов и остатков влечет за собой определенные правовые последствия. В соответствии со ст.ст. 183 и 184 ТК РФ отходы и остатки подлежат декларированию, в определенных случаях с уплатой таможенных пошлин, налогов.
Следует иметь в виду, что в некоторых случаях суммы таможенных пошлин, налогов могут быть значительными с учетом специфики деятельности предприятий. Так, отходы и остатки в авиационной отрасли могут весьма дорого стоить. Особенно это относится к модернизации авиатехники, когда самолет оснащается более современной техникой, в то же время демонтируемые блоки, агрегаты находятся в работоспособном состоянии, и их остаточная стоимость может быть, как показывает практика, достаточно высокой.
В таможенном законодательстве отходам и остаткам отведено мало места, что вызывает определенные сложности во взаимоотношениях заинтересованных лиц с таможенными органами.
В литературе, в которой рассматриваются вопросы отходов и остатков, также не содержится определения указанных понятий. Различные словари по-своему раскрывают содержание отходов и остатков.
Из имеющихся определений видно, что и остатки можно рассматривать как своеобразные отходы. Отходы также представляют собой материальные ценности, которые пригодны для дальнейшей переработки.
В некоторых научных работах отходы производства определяются как все виды остатков данного производства, характеризующиеся потребительской ценностью (пригодностью для полезного использования), применение которых в материальном производстве, как правило, требует дополнительных технологических операций с целью придания этим видам ресурсов определенных свойств или четкой фиксации этих свойств*(1).
В других работах отходы определяются как "нетоварный выход процессов производства и потребления"*(2).
Некоторые авторы определяют отходы производства как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы производства включают неиспользуемые отходы, которые представляют собой вторичные материальные ресурсы, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования*(3), т.е. отходы производства можно классифицировать по степени пригодности для получения какой-либо продукции. В этом случае определяющим является содержание во вторичном сырье полезного компонента.
Остатки - оставшаяся часть товаров для переработки, ввезенных на таможенную территорию РФ, которая не была использована для изготовления товарной продукции и классифицируемая по ТН ВЭД в той товарной позиции, что и товары для переработки.
Отходы производства - товары (материалы, вещества, изделия и т.п.), неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции и не находящие применения у заявителя*(4). Такое же понятие дается отходам в Толковом словаре таможенного права*(5). С выводом, что отходы не находят применения у заявителя, вряд ли можно согласиться, поскольку практика показывает, что отходы могут использоваться и заявителем.
В процессе переработки товаров, как показывает практика, могут образоваться как отходы, которые утратили полностью или частично исходные потребительские свойства, так и отходы, имеющие первоначальные качества. Например, заказчик в контракте оговаривает, что часть агрегатов, блоков, систем, находящихся в работоспособном состоянии, подлежит замене на аналогичные комплектующие, а демонтированные возвращаются заказчику. В этом случае демонтированные агрегаты, блоки также должны рассматриваться как отходы, поскольку ТК РФ при переработке товаров на таможенной территории использует только два понятия - "отходы" и "остатки", которые образуются в результате операций по переработке.
Как уже указывалось, необходимость рассмотрения вопросов отходов и остатков вызвана требованиями таможенного законодательства в совершении соответствующих действий со стороны заинтересованных лиц.
Пункт 1 ст. 183 ТК РФ допускает возможность вывоза отходов с таможенной территории Российской Федерации или переработку их в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, за исключением их восстановления в первоначальное состояние экономически выгодным способом. В указанных случаях отходы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Когда отходы остаются на таможенной территории Российской Федерации, тогда должны быть уплачены таможенные пошлины, налоги с учетом того, что образовавшиеся отходы были ввезены в Российскую Федерацию в таком состоянии. В этом случае в отношении отходов должна быть подана грузовая таможенная декларация.
Анализ положений п. 1 ст. 183 ТК РФ позволяет прийти к выводу, что при вывозе отходов с таможенной территории Российской Федерации или приведении их в состояние, непригодное для дальнейшего коммерческого использования, подача грузовой таможенной декларации не требуется. В то же время возникает вопрос: в каком порядке будет осуществляться таможенный контроль вывозимых отходов, если не требуется подача декларации?
Следует иметь в виду, что на некоторые товары распространяется лицензионный порядок вывоза, который, очевидно, будет действовать и в отношении отходов. Возможен ли вывоз таких отходов без подачи декларации?
Представляется, что при наличии рассматриваемой нормы в ТК РФ вывоз отходов без подачи декларации будет весьма проблематичным.
Вызывает вопросы оформление отходов, которые приводятся в непригодное состояние. Что представляет собой приведение отходов в непригодное состояние для коммерческого использования? Демонтируемое работоспособное оборудование может быть приведено в непригодное состояние для целевого назначения, но в результате таких действий в некоторых случаях оборудование может быть приведено в состояние лома черного или цветного металла, представляющего определенную ценность, которая имеет стоимость. Отходы в таком виде могут быть сданы в соответствующие организации для дальнейшего использования. Можно ли рассматривать такую операцию коммерческим использованием отходов? При положительном ответе следует, что, например, в авиастроении отходов, которые не находят коммерческого использования, практически нет.
Отходы перерабатывающей промышленности, отходы машиностроительных отраслей совершенно разные по своему характеру, в то же время подход к их таможенному оформлению одинаков. По авиапрому свои особенности: изделия, изготовленные в России, возвращены для ремонта, содержание драгоценных металлов в блоках незначительное, не исключается незначительная стоимость отходов.
Такое положение приводит к тому, что предприятия авиапрома подают грузовые таможенные декларации на отходы, стоимость которых весьма незначительна. Например, когда стоимость отходов составляла 8 руб., расходы на подготовку отходов к декларированию, оплату услуг по таможенному оформлению были в сотни раз выше.
Статья 319 ТК РФ предусматривает случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, когда общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб. В то же время ФТС России придерживается мнения, что положения данной статьи распространяются на товары, ввозимые на таможенную территорию, и не могут быть применены в отношении отходов переработки. При этом положения п.п. 1 и 2 ст. 183 ТК РФ, приравнивающие отходы переработки к ввозимым товарам, установлены законодателем для целей определения таможенной стоимости отходов, т.е. исчисления основы налогообложения при расчете сумм таможенных платежей.
Такая позиция далеко не бесспорна, так как ст. 319 ТК РФ рассматривает все случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, не делая никаких исключений. Если отходы переработки рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, то на них должны распространяться соответствующие положения ТК РФ при отсутствии каких-либо изъятий.
С другой стороны, если ТК РФ устанавливает стоимостный предел в 5000 руб. для всех ввозимых товаров, почему нельзя допустить такой предел в отношении отходов переработки?
При декларировании отходов необходимо учитывать требования приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 4 апреля 2005 г. N 68 "О местах декларирования отдельных видов товаров"*(6), в соответствии с которым товары, относящиеся к радиоэлектронике, должны декларироваться на специализированном таможенном посту. Приказ содержит целый ряд исключений для его применения, но отходов переработки в этих исключениях нет. В связи с требованием специализации оформления таможенные органы предлагают подавать декларацию в соответствующий специализированный таможенный пост. При применении названного приказа не учитывается, что его положения направлены на усиление таможенного контроля перемещения перечисленных в нем товаров. Отходы переработки, содержащие радиоэлектронику, ввозились в составе летательного аппарата исключительно для цели переработки.
Недостаток нормативной базы, регулирующей вопросы отходов и остатков, приводит к отрицанию со стороны некоторых таможенных органов возможности образования остатков при переработке летательных аппаратов, поскольку это индивидуально определенные товары. В связи с этим режим переработки предлагается завершить путем вывоза неотремонтированной техники либо заявления другого режима. Причем не принимается во внимание, что для переработки в соответствии с контрактом может ввозиться партия летательных аппаратов в составе нескольких единиц. В предельно установленный срок переработки (два года) в силу различных причин может отсутствовать возможность ремонта всех ввезенных летательных аппаратов, т.е. может остаться какая-то часть неотремонтированных летательных аппаратов. Очевидно, что эта часть будет образовывать остатки, которые в соответствии с п. 1 ст. 184 ТК РФ могут быть помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Если рассматривать самолеты для ремонта как самостоятельные единицы, а не как партию, обозначенную в контракте, то не может быть вообще никаких остатков, возможны только отходы. Какой остаток может образоваться при ремонте конкретного самолета, который состоит из определенного количества компонентов?
Сложность в декларировании отходов и остатков заключается еще и в том, что таможенные органы требуют представления лицензий на ввоз в тех случаях, когда необходимо получение разрешения на ввоз некоторых товаров, например, продукции военного назначения. В этих случаях таможенные органы не принимают во внимание то обстоятельство, что отходы и остатки в составе товаров были ввезены на таможенную территорию с оформлением соответствующим уполномоченным государственным органом лицензии, т.е. отходы и остатки на законном основании находятся на таможенной территории и не требуют получения отдельной лицензии на ввоз таких отходов или остатков.
Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 21 ноября 2003 г. N 1307 "Об установлении компетенции таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней"*(7) установил специализацию таможенных органов, в связи с чем предлагается декларировать отходы, содержащие драгоценные металлы, на специализированном посту. Следует отметить, что такие отходы образуются достаточно часто с учетом большого количества радиоэлектронного оборудования, установленного на летательном аппарате. В то же время не принимается во внимание, что образовавшиеся отходы - это результат переработки, изначально летательный аппарат ввозился с целью ремонта или модернизации, а не для переработки с получением драгоценных металлов.
Таможенные органы исходят из того, что отходы, содержащие драгоценные металлы, поименованы в Указе Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней"*(8), которым утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, поэтому они должны оформляться на специализированном посту.
Пункт 45 Положения устанавливает, что таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых с ее территории драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на специализированных таможенных постах и в специализированных отделах таможенных органов с обязательным участием государственных контролеров Министерства финансов РФ.
Как видно из содержания положений Указа, данный нормативный акт регулирует отношения, возникающие при ввозе драгоценных металлов на таможенную территорию с целью переработки для получения драгоценных металлов. Ввоз авиатехники для ремонта не преследует такой цели, поэтому представляется, что положения Указа в таком случае неприменимы.
Со стороны таможенных органов в отношении остатков выдвигается требование об их неизменном состоянии с момента ввоза и до момента образования, т.е., по мнению таможенных органов, заинтересованное лицо не может проводить какие-либо операции с товарами, образовавшими остатки. Как понимать неизменность состояния? Сырьевые материалы, которые ввозятся для переработки, в своих остатках неизменны независимо от времени нахождения на таможенной территории. В то же время летательные аппараты после ввоза осматриваются с целью выявления дефектов, замены узлов, оборудования со вскрытием отсеков, контейнеров и т.д., некоторое оборудование подлежит обязательному демонтажу по ряду причин, т.е., по мнению таможенных органов, нарушается признак неизменности. Между тем неизменность должна рассматриваться с учетом особенностей переработки летательной техники.
Проведение ремонта авиатехники требует определенного времени при поступлении ее на предприятие, которое будет проводить ремонтные операции, проводятся осмотр, выявление узлов, блоков, агрегатов, требующих ремонта, возможно, с частичным демонтажом, для определения перечня необходимых запасных частей, которые будут изготовляться на собственном производстве либо закупаться в других организациях. Для изготовления и закупки также требуется время, поэтому выявление дефектных компонентов летательного аппарата происходит на самом раннем этапе. Поступившая для ремонта техника не может находиться без проведения каких-либо работ, предшествующих собственно ремонту, т.е. замены узлов, блоков, восстановления их работоспособности.
При декларировании отходов таможенные органы дают оценку внешнеторговому контракту с точки зрения наличия в нем положений об отходах, т.е. вывозятся ли они с таможенной территории России или остаются на этой территории. В то же время, независимо от того, вывозятся ли отходы или они остаются на российской территории, в соответствии с таможенным законодательством необходимо выполнить соответствующие таможенные формальности. Если в контракте не оговорены действия сторон в отношении отходов, то это не освобождает заинтересованное лицо от декларирования отходов, уплаты таможенных пошлин, налогов.
Наличие особенностей, характеризующих отходы и остатки в авиастроении, ставят вопросы учета их при таможенном оформлении, что будет способствовать совершенствованию выполнения требований таможенного законодательства.
С.И. Истомин,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры налогового права
и процесса Российской правовой академии Минюста РФ
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Использование вторичного сырья и отходов в производстве / Под ред. В.Н. Ксинтарис, Я.А. Рекитар. М.: Экономика, 1988. С. 8-9.
*(2) Использование вторичных ресурсов: экономические аспекты / Под ред. Д. Пирса, И. Уолтера. М.: Экономика, 1981.
*(3) Вторичные ресурсы: эффективность, опыт, перспективы / Под ред. А.Е. Юрченко. М.: Экономика, 1987. С. 7.
*(4) Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник. М.: Интер-Дайджест, 1998. Т. 1. С. 465.
*(5) Толковый словарь таможенного права / Под ред. проф. А.Н. Козырина. М.: Городец. 2006. С. 289.
*(6) Бюллетень "Таможенные ведомости". 2005. N 7.
*(7) БНА. 2004. N 4.
*(8) СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2653.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правовом положении остатков и отходов переработки на таможенной территории
Автор
С.И. Истомин - кандидат юридических наук, профессор кафедры налогового права и процесса Российской правовой академии Минюста РФ
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 12