г.Москва |
|
01 апреля 2013 г. |
N А40-59461/12-135-612 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.04.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РемТеплоХолод"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2013
по делу N А40-59461/12-135-612, принятое судьей Дудкиным В.В.,
по заявлению ООО "РемТеплоХолод" (ОГРН 1027739572233; г.Москва, Тихорецкий бульвар, вл.1, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
о признании недействительным приложения к распоряжению,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Молохова А.В. по доверенности от 04.07.2012, Филина В.А. на основании выписки из ЕГРЮЛ от 18.03.2013,
представителя ответчика Токарева С.А. по доверенности от 05.02.2013,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявленных ООО "РемТеплоХолод" требований о признании недействительным приложения 1 к распоряжению Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24.01.2012 N 211 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, Тихорецкий бульвар, вл.1, стр.1, на кадастровой карте территории" и обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить схему расположения земельного участка по адресу: г.Москва, Тихорецкий бульвар, вл.1, стр.1 на кадастровой карте территории по фактическому землепользованию в границах плана, являющегося приложением к Техническому отчету об инженерно-геодезических изысканиях от 2006 года.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что Департамент в соответствии со статьями 33, 36 Земельного кодекса РФ сформировал границы земельного участка под объектом недвижимости с учетом красных линий и территории общего пользования, в связи с чем не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым приложением N 1 к распоряжению ДЗР г.Москвы.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая его незаконным и необоснованным. При этом заявитель указывает на то, что с учетом фактического землепользования, красных линий и местоположения границ смежных земельных участков площадь участка заявителя должна составлять 5 046,3 кв.м., и его границы должны совпадать с капитальным забором по периметру участка, поскольку данный участок используется более 15 лет; фактическое землепользование сложилось после покупки Обществом здания у предыдущего собственника ЗАО "Моспромстрой". Ссылается на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А40/65380/08-12-592, в рамках которого установлено, что уменьшение площади участка заявителя до 0,1 га ничем не обосновано.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы в судебном заседании возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, указывая на то, что оспариваемое распоряжение является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "РемТеплоХолод" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 275,5 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, Тихорецкий бульвар, вл.1, стр.1 (том 1 л.д.113).
ООО "РемТеплоХолод" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении границ и размеров земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества.
Департамент земельных ресурсов г.Москвы распоряжением от 24.01.2012 N 211 утвердил схему расположения означенного земельного участка на кадастровой карте территории (том 1 л.д.40).
Считая, что приложение N 1 к названному распоряжению (схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории) является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исходя из предмета заявленных Обществом требований, настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам Главы 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительным (незаконными) необходимо установить наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует приобретение прав на земельные участки лицами, являющимися собственниками зданий, строений.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п.3 ст.33 настоящего Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п.3 ст.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
В настоящем случае суд первой инстанции правомерно исходил из того, что незанятая объектами недвижимости площадь испрашиваемого заявителем земельного участка составляет 4 770,8 кв.м., при этом доказательства, с достоверностью подтверждающие факт того, что для эксплуатации здания заявителя в соответствии с требованиями п.3 ст.33 Земельного кодекса РФ необходима площадь более чем в тринадцать раз превышающая площадь, непосредственно занятую данным зданием, в материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены.
Исследование и оценка доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенного объекта недвижимого имущества, является обязательным, на что указано Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума от 01.03.2011 N 13535/10.
При этом апелляционным судом не принимаются как необоснованные доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что земельный участок следует формировать с учетом фактического землепользования в размере 5 046,3 кв.м., и его границы должны совпадать с капитальным забором по периметру участка, поскольку данный участок используется более 15 лет. Длительность использования земельного участка не свидетельствует о том, что данный участок для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности, должен быть сформирован именно в указанном размере.
Пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ устанавливает, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В настоящем случае, принимая во внимание, что при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, Департаментом обоснованно издано оспариваемое распоряжение в границах с учетом функциональных зон, установленных линями градостроительного регулирования.
При этом из письма Москомархитектуры N 001-50-25/12-1, заключения ГУП НИиПИ Генплана Москвы от 16.05.2005 следует, что часть земельного участка по адресу: г.Москва, Тихорецкий бульвар, вл.1, стр.1 находится на территории ориентировочной санитарно-защитной зоны, часть участка находится на территории объекта природного комплекса, а также на природной озелененной территории в соответствии с Законом г.Москвы от 19.01.1999 N 38 и в зоне охраняемого природного ландшафта в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215. Земельный участок расположен в зоне жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки, на территории реорганизации преимущественно в составе незастроенных территорий в целях восстановления, воссоздания и создания новых озелененных территорий, в связи с чем использование земельного участка для целей эксплуатации здания склада не соответствует Закону г.Москвы "О Генеральном плане города Москвы" (том 2 л.д.8-11).
Из письма Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы N 06-30-21/12 следует, что названный земельный участок расположен в границах природного комплекса N 121 ЮВАО г.Москвы; по схеме функционального зонирования, утвержденной Законом г.Москвы "О Генеральном плане города Москвы", участок является зоной жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки (том 2 л.д.13).
При таких обстоятельствах представляется правомерным утверждение Департаментом схемы земельного участка на кадастровой карте территории распоряжением N 211 в указанных границах.
Что касается ссылки заявителя апелляционной жалобы на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А40/65380/08-12-592, то она не принята апелляционным судом как несостоятельная.
Тот факт, что решением суда от 05.12.2008, принятым по результатам рассмотрения названного дела, судом установлена незаконность и необоснованность пункта 11.5 протокола N 29 от 18.08.2008 Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г.Москвы о согласовании проекта границ указанного земельного участка в размере 0,1 га, вопреки доводам заявителя, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в настоящем случае распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории. При этом названный судебный акт не является преюдициально значимым для настоящего спора.
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о законности и обоснованности оспариваемого приложения N 1 к распоряжению ДЗР г.Москвы от 24.01.2012 N 211, и, как следствие, - о правомерности вывода суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2012 по делу N А40-59461/12-135-612 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59461/2012
Истец: ООО "РемТеплоХолод"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы