г. Пермь |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А60-49494/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя ООО "Конус" (ОГРН 1057200922536, ИНН 7224031216) - не явились, извещены;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области (ОГРН 1046602082812, ИНН 6633001154) - не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2013 года
по делу N А60-49494/2012,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению ООО "Конус"
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ООО "Конус" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области (далее- заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 25.09.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Конус", обязании инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области от 25.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 " 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов. Суд обязал Межрайонную ИФНС N 19 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Конус", зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности ООО "Конус" в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что поскольку достоверный ликвидационный баланс общества на государственную регистрацию ликвидации не был представлен, инспекция правомерно приняла решение об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Конус". При этом, налоговый орган считает, что ООО "Конус" должно было представить ликвидационный баланс только после завершения расчетов с кредиторами.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. До начала судебного заседания от налогового органа поступило письменное ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия представителя инспекции. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка заявителя и заинтересованного лица не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.12.2011 единственным участником ООО "Конус" принято решение о ликвидации общества и о назначении ликвидатора.
Уведомление о том, что единственным участником ООО "Конус" принято решение о ликвидации общества с указанием на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента публикации, 11.01.2012 было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".
05.06 2012 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены запись о принятии решения о ликвидации ООО "Конус" в соответствии со свидетельством серии 66 N 00578960, запись о назначении ликвидатора юридического лица в соответствии со свидетельством серии 66 N 007009282.
На основании представленного в инспекцию 26.07.2012 промежуточного ликвидационного баланса, 02.08.2012 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
По окончании процедуры ликвидации общества 18.09.2012 в инспекцию поступило заявление общества о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией по форме N Р 16001 и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в том числе "Бухгалтерская отчетность за 2012 год", представленная ликвидатором как ликвидационный баланс.
Решением регистрирующего органа от 25.09.2012 в соответствии с п.п. а пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон) во внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ отказано на основании непредставления определенных статьей 23 Закона необходимых для государственной регистрации документов.
Отказывая в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, налоговый орган исходил из того, что ликвидационный баланс считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения, а именно, представлен ликвидационный баланс с нулевыми показателями, в то время как за обществом числится недоимка в сумме 4662 тысячи рублей, что подтверждается Актами камеральной проверки от 30.08.2012 N 2427, 2429.
Посчитав, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, требования инспекции к обществу в установленный ст. 63 ГК РФ не предъявлялись, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что, поскольку инспекция как кредитор не заявила ликвидатору в срок, установленный ч. 1. ст. 63 ГК РФ, о своих требованиях, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица не имеется.
Семнадцатый арбитражный апелляционный находит выводы суда первой инстанции ошибочными, а судебный акт подлежащим отмене в связи со следующим.
Нормами ст. 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен главой VII Закона о регистрации.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, в частности, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица (ст. 21 Закона о регистрации).
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужил факт установления инспекцией не отраженной в представленном обществом ликвидационном балансе недоимки в сумме 4662 тысячи рублей, подтвержденной актами камеральной проверки общества.
На этом основании инспекция сделала вывод о том, что ликвидация общества не завершена, а его ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.
Как верно установлено судом первой инстанции, обществом представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе и ликвидационный баланс.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган всех перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документов не является достаточным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица не соблюден.
В соответствии с положениями статей 61-64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу п.п. а п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
При осуществлении налогового контроля инспекцией установлено, что представленный обществом документ "Бухгалтерская отчетность за 2012 год" (ликвидационный баланс) не соответствует в части уплаты обязательных платежей в бюджет сведениям, имеющимся у налогового органа, так как в нем отсутствует информация о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Согласно представленной в материалы дела "Бухгалтерской отчетности за 2012 год" ликвидационный баланс имеет нулевые показатели.
Вместе с тем, по результатам проведенных инспекцией камеральных проверок на основании представленных обществом 29.05.2012 уточненной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2010 год и первоначальной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2011 год, налоговым органом установлена задолженность за обществом в размере 5 133 829,90 руб., в том числе: налог в размере 3 783 688 руб., пени в размере 472 096,90 руб., штраф в размере 878 045 руб.
В ходе проведения камеральных проверок при анализе выписки банка по расчетному счету налогоплательщика за 2010 и 2011 годы налоговым органом выявлено занижение налоговой базы по налогу за 2010 год на 25 706 139 руб., за 2011 год - на 12 130 735 руб., в связи с чем 30.08.2012 инспекцией составлены акты N 2427 и N 2429, 02.11.2012 вынесены решения N 1885 и N 1891 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которыми ООО "Конус" предложено уплатить вышеназванные задолженность, пени и штраф.
Акты от 30.08.2012 N 2427 и N 2429 вручены лично представителю ликвидатору общества Саморокову В.С., действующему по доверенности, уполномочивающей представлять интересы общества, в том числе в Межрайонной ИФНС РФ N 19 по Свердловской области.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что при ликвидации общества ликвидатор не принял во внимание сведения о доначисленных суммах налога по упрощенной системе налогообложения за 2010, 2011 годы, не определил порядок ликвидации общества с учетом указанной задолженности, документы на ликвидацию подал без учета этих обстоятельств.
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 11925/12.
Приведенные в апелляционной жалобе налоговым органом доводы правомерны, основаны на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Таким образом, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права повлекло принятие арбитражным судом незаконного судебного акта, что в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ, является основанием для его отмены.
При указанных обстоятельствах, принимая их в совокупности, оспариваемый судебный акт следует отменить, апелляционную жалобу налогового органа - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2013 года по делу N А60-49494/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49494/2012
Истец: ООО "Конус"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 19 по Свердловской области