г. Воронеж |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А64-5611/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.04.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Селиной Марины Михайловны: Селин А.П., представитель по доверенности от 28.01.2013 выданной сроком до 31.12.2013.
от главного управления МЧС России по Тамбовской области в лице территориального отделения по обслуживанию Жердевского района Тамбовской области: Энговатов М.М., дознаватель по доверенности от 12.04.2012 N 106.
от Прокуратуры Жердевского района Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Селиной Марины Михайловны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.11.2012 по делу N А64-5611/2012 (судья Надежкина Н.Н.) по заявлению предпринимателя Селиной Марины Михайловны к Главному Управлению МЧС России по Тамбовской области в лице территориального отделения по обслуживанию Жердевского района Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2012 N 83,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Селина Марина Михайловна (далее - предприниматель, ИП Селина М.М.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Тамбовской области в лице территориального отделения по обслуживанию Жердевского района Тамбовской области (далее - территориальное отделение, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2012 N 83 о привлечении ИП Селиной М.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Определением суда от 13.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечена прокуратура Жердевского района Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Селина М.М. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, ссылаясь при этом, на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что положение пункта 43 Правил противопожарного регламента в данном случае не применимо. Из формулировки данного требования следует, каким должен быть порядок работы эвакуационного освещения, но не сообщает при каких условиях данное положение должно быть соблюдено, а именно в отношении каких объектов это требование должно применяться.
Представитель ИП Селиной М.М. доводы апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Представитель главного управления МЧС России по Тамбовской области в лице территориального отделения по обслуживанию Жердевского района Тамбовской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель прокуратуры Жердевского района Тамбовской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.04.2013 по 15.04.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Прокуратурой Жердевского района Тамбовской области 26.06.2012 совместно с Территориальным отделом и с участием Селиной М.М. была проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в магазине "Околица", расположенном по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, с. Бурнак, ул. Свободы, 137А, по результатам были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в указанной торговой точке и составлен акт.
По результатам проверки 27.06.2012 прокурором Жердевского района Тамбовской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Материалы проверки в соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ направлены в Территориальное отделение.
На основании материалов проверки Территориальным отделом вынесено постановление от 29.06.2012 N 83 о привлечении ИП Селиной М.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ИП Селина М.М., считая, что постановление от 29.06.2012 N 83 является незаконным, обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренными требованиями.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ИП Селиной М.М. состава вмененного ей правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции ошибочной с учетом следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании ч. 1 ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
При этом, если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, следует, что ни договором аренды от 29.04.2012, заключенным между ООО "Околица" (арендодатель) и ИП Селиной М.М. (арендатор) нежилого помещения для розничной торговли общей площадью 65 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, с. Бурнак, ул. Свободы, 137А, ни договором аренды от 01.02.2012, между Селиной Мариной Михайловной (арендодатель) и ООО "Околица" (арендатор) здания магазина площадью 72,2 кв. м., расположенного по вышеуказанному адресу, не предусмотрена ответственность сторон за соблюдение требований пожарной безопасности.
В этой связи суд обоснованно указал, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в данном случае возлагается на ИП Селину М.М. как на лицо, законно владеющее указанным помещением и несущее обязанности, установленные договором аренды.
Вместе с тем, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, который принял оспариваемое решение, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 Кодекса).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что проверка соблюдения обязательных требований законодательства РФ о пожарной безопасности в помещении магазина "Околица", принадлежащего ИП Селиной М.М., расположенного по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, с. Бурнак, ул. Свободы, д.1327 "а", была проведена прокурором Жердевкого района Тамбовской области с привлечением начальника ТО НД по Жердевскому району.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций имеет как право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона, иметь доступ к их документам и материалам, так и проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Из смысла названой нормы следует, что проверка исполнения закона не может являться безосновательной и проводится в связи с поступившей информацией.
Определениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, от 20.03.2013 рассмотрение апелляционной жалобы ИП Селиной М.М. откладывалось, Главному Управлению МЧС России по Тамбовской области в лице территориального отделения по обслуживанию Жердевского района Тамбовской области и Прокуратуре Жердевского района Тамбовской области предлагалось обеспечить явку своих представителей в судебное заседание и представить письменные пояснения и документы, подтверждающие основания проведенной проверки.
Однако прокуратура Жердевского района Тамбовской области явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечила.
Сведения о поступившей информации, иные доказательства наличия оснований проведения проверки соблюдений правил противопожарной безопасности ни прокуратурой, ни административным органом представлены не были.
При таких обстоятельствах нельзя признать постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 27.06.2012, на основании которого было принято оспариваемое постановление, доказательством, добытым в рамках обоснованно проведенной проверки, а соответственно, надлежащим для привлечения к административной ответственности.
Иных доказательств, добытых в рамках закона, свидетельствующих о совершении предпринимателем вменяемого правонарушения, ни административным органом, ни прокуратурой не представлено.
Исследовав повторно имеющийся в деле доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что проверка в отношении ИП Селиной М.М. проведена при отсутствии на то достаточных оснований, в связи с чем нельзя признать оспариваемое в рамках настоящего дела постановление законным.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что по выявленным в акте проверки от 26.06.2012 правонарушениям, в отношении ИП Селиной М.М. прокурором вынесены два постановления от 27.06.2012, которыми возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По каждому из правонарушений назначено наказание соответственно по частям 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ в размере 20000 рублей (постановление о назначении административного наказания N 84 от 29.06.2012), по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ - в размере 30000 рублей (постановление о назначении административного наказания N 83 от 29.06.2012).
Согласно части 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Исходя из постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.06.2012, ИП Селиной М.М. совершено одно бездействие, выразившееся в непринятии всех необходимых мер по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Ответственность за допущенные правонарушения предусмотрена несколькими частями ст.20.4 КоАП РФ. Правонарушения выявлены в одно время, одним и тем же должностным лицом, дела о привлечении к административной ответственности рассмотрены также в одно время, одним и тем же административным органом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная коллегия приходит выводу о том, что административное наказание должно быть назначено с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то есть в пределах санкции части 4 ст. 20.4 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание за совершенные правонарушения.
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ максимальное наказание за правонарушения, совершенные ИП Селиной М.М., в совокупности не должно было превышать 40000 рублей.
Наказание, назначенное административным органом ИП Селиной М.М. в совокупности в соответствии с постановлениями N 83 и N 84 составляет 50000 руб., что является нарушением ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
В этой связи апелляционная жалоба ИП Селиной М.М. подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.11.2012 по делу N А64-5611/2012 - отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При подаче апелляционной жалобы по делу N А64-5611/2012 ИП Селиной М.М. была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается чеком-ордером СБ8594/8594 от 17.12.2012.
Вместе с тем, исходя из смысла статьи 209 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения судов по заявлениям об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
Учитывая изложенное, уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ч.2 ст.269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.11.2012 по делу N А64-5611/2012 отменить полностью.
Постановление Главного Управления МЧС России по Тамбовской области в лице территориального отделения по обслуживанию Жердевского района Тамбовской области от 29.06.2012 N 83 признать незаконным и отменить полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5611/2012
Истец: Селина М. М.
Ответчик: Главный государственный инспектор Жердевского района по пожарному надзору Кулагин Алексей Николаевич, ГУ МЧС РФ по Тамбовской обл. в лице ТО по обслуживанию Жердевского р-на Тамбовской обл.
Третье лицо: ГУ МЧС России по Тамбовской области, Прокуратура Жердевского района Тамбовской области, Прокуратура Жердевского р-на Тамбовской обл., Прокуратура Тамбовской области