г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А26-8653/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2516/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного Казенного Учреждения Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.12.2012 по делу N А26-8653/2012 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного Казенного Учреждения Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество"
к Закрытому акционерному обществу "Запкареллес"
о взыскании 80 516 руб. 14 коп.,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Запкареллес" (далее - ЗАО "Запкареллес", Общество, ответчик) 80 516 руб. 14 коп. неустойки, начисленной согласно договору аренды от 17.02.2008 N 53-з за оставление не вывезенной в установленный срок древесины и за оставление недорубов.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.12.2012 требования удовлетворены частично, с ЗАО "Запкареллес" в пользу Министерства взыскано 40 155 руб. 75 коп. договорной неустойки. Также с Общества в федеральный бюджет взыскано 1606 руб. 23 коп. госпошлины. В остальной части иска отказано.
На данное решение Министерством подана апелляционная жалоба, в которой истец просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно распространил срок действия лесной декларации на осуществление работ по заготовке древесины после проведения досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок, инициированного лесопользователем.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие. Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ЗАО "Запкареллес" заключен договор от 17.12.2008 N 53-з (далее - договор) аренды лесного участка площадью 213460 га, кадастровым номером 10:16:00 00 00:0011, расположенного по адресу: Суоярвский муниципальный район, ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество", сроком действия по 31.12.2052. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.01.2009 (л.д. 13 - 25).
В рамках данного договора арендатором были представлены лесные декларации от 28.12.2011, 15.12.2011, 08.09.2011, 10.12.2010, на основании которых Общество осуществляло заготовку древесины.
Обязанность арендатора не допускать нарушений требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов установлена пунктом 4.4.2 договора.
Арендатор в соответствии с пунктами 4.4.18, 4.4.19 договора обязан по окончании деятельности по заготовке древесины на конкретной площади (лесосеке, делянке) обеспечить за свой счет сдачу лесных участков арендодателю; по результатам приемки (освидетельствования) мест рубок, после получения актов произвести оплату неустоек за нарушение лесохозяйственных требований в срок, указанный в претензионных письмах арендодателя.
В силу пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (вступивших в силу с 31.01.2012, далее - Правила), вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Извещениями от 16.05.2012, 24.05.2012 ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество" уведомило ответчика о проведении приемки лесосек (л.д. 29, 55). При обращении в арбитражный суд с исковым заявлением Министерство в обоснование своей позиции указало на то, что в результате освидетельствования мест рубок были выявлены нарушения лесохозяйственных требований (оставление не вывезенной в срок древесины, оставление недоруба в виде отдельных деревьев, оставление расстроенного недоруба), виды и объемы нарушений подтверждаются ведомостями перечета, актами осмотра мест рубок (мест заготовки древесины), подписанными действующим на основании доверенности представителем ЗАО "Запкареллес". Сославшись на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, договор аренды от 17.12.2008 N 53-з, истец начислил лесопользователю неустойку в сумме 80 516 руб. 14 коп. и направил в адрес Общества претензию от 22.06.2012 N 1511 с предложением в 15-дневный срок с момента её получения уплатить неустойку (л.д. 26). Ответчик данное требование не исполнил, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, исключив из расчета иска требования по лесным декларациям от 28.12.2011, 15.12.2011, 10.12.2011 с учетом установленного законом срока их действия.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. Подпунктом "г" пункта 5.4 договора оговорено, что за невыполнение требований пункта 4.4.2 договора арендатор выплачивает арендодателю неустойки по определенным видам нарушений лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, в обоснование своей позиции сослалось в апелляционной жалобе на пункты 6, 7 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания). Согласно этим положениям освидетельствование мест рубок производится непосредственно после окончания работ, до перебазирования техники и рабочих на другие объекты в целях своевременного устранения выявленных нарушений и проведения лесохозяйственных мероприятий на вырубках, а также рассредоточения во времени работ по освидетельствованию. При окончании работ ранее установленного в лесорубочном билете (ордере) срока, лесопользователь за 10 дней письменно, телеграммой или радиограммой извещает лесхоз о сроке окончания работ. Лесхоз обязан в течение 10 дней после окончания работ провести освидетельствование мест рубок и заготовки второстепенных лесных материалов, предварительно уведомив в таком же порядке лесопользователя о дне освидетельствования. На основании этих пунктов истец пришел к выводу о том, что ЗАО "Запкареллес", подтвердив государственному органу своим обращением фактическое окончание работ по заготовке древесины на указанном лесном участке, добровольно отказалось от предоставленного ему законодательством права осуществлять работы по заготовке древесины в течение 12 месяцев, в связи с чем распространение срока действия лесной декларации на осуществление работ по заготовке древесины после проведения досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок, инициированного лесопользователем, неправомерно.
Между тем юридическим фактом, порождающим у ЗАО "Запкареллес" право на использование лесного участка, является заключение Обществом с Министерством лесного комплекса Республики Карелия договора аренды лесного участка от 17.12.2008 N 53-з (ошибочно указан судом в решении и Министерством в апелляционной жалобе номер договора N52-з, являвшегося предметом исследования при рассмотрении требований по делу NА26-10856/2012).
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть прекращен по соглашению сторон, по решению суда и в случаях, прямо предусмотренных законом, - при одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично.
Как установлено частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, приложения к Приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" (далее - Порядок) (ранее - Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2008 N 529) лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Пунктом 12 Правил оговорено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Кроме того, этой нормой установлено, что уполномоченный орган по заявлению лесопользователя может увеличить срок рубки лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины. Вместе с тем возможность уменьшения 12-месячного срока использования земельного участка Правилами, вопреки позиции истца, изложенной в апелляционной жалобе, не предусмотрена.
Из этого следует, что факт приемки по заявлениям ответчика лесосек не может означать прекращение у Общества права на использование лесного участка в течение 12 месяцев, так как указанное право возникло у ЗАО "Запкареллес" из договора аренды лесного участка от 17.12.2008 N 53-з, использование лесного участка осуществлялось ответчиком в соответствии с проектом освоения лесов, срок действия лесных деклараций не истек.
Следовательно, верным и обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что при указанных условиях право на устранение недостатков, выявленных при досрочной приемке, сохраняется за лесопользователем на протяжении действия задекларированного периода.
Таким образом, материалам дела дана всесторонняя и надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07 декабря 2012 года по делу N А26-8653/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8653/2012
Истец: Государственное Казенное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ЗАО "Запкареллес"