События и документы
МРОТ сравняют с прожиточным минимумом
На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой вошли представители Правительства РФ, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов, подписано Генеральное соглашение на 2008-2010 годы.
Стороны соглашения приняли на себя обязательство осуществить анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда до 2300 руб. в месяц. Это необходимо в целях увеличения МРОТ до величины прожиточного минимума с 1 декабря 2008 года. Как указано в соглашении, повышение МРОТ должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало негативного влияния на экономику Российской Федерации и экономическое положение ее субъектов.
Утвержден новый порядок расчета среднего заработка
Постановлением от 24.12.2007 N 922 Правительство РФ утвердило новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение). Оно вступило в силу 6 января 2008 года. Документ принят вместо ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
В пункте 3 Положения установлены исключения из перечня учитываемых выплат. При расчете среднего заработка нельзя учитывать выплаты социального характера, производимые в пользу работника или в его интересах, а именно материальную помощь, оплату стоимости питания, оплату проезда.
В пункте 4 Положения практически продублирована формулировка части 3 статьи 139 Трудового кодекса о том, как определять расчетный период для исчисления среднего заработка. Расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих тому времени, в течение которого за сотрудником сохраняется средняя заработная плата.
В Положении установлено, в каких случаях для исчисления среднего заработка используется средний дневной, а в каких - средний часовой заработок. Согласно пункту 9 Положения средний дневной заработок применяют:
- для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск всем категориям работников;
- определения среднего заработка в других случаях тем категориям работников, которым не установлен суммированный учет рабочего времени.
Средний часовой заработок используют при определении среднего заработка сотрудникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, за исключением случаев расчета им среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска (п. 13 Положения).
В пункте 10 Положения по-новому изложены правила расчета среднедневного заработка для случаев, когда расчетный период отработан не полностью или когда из него исключались некоторые периоды времени. Новшеством является способ определения количества календарных дней, приходящихся на отработанное время в не полностью отработанных месяцах расчетного периода. Больше не надо использовать коэффициент 1,4 для перевода фактически отработанных дней в календарные.
Более подробно об изменениях читайте в N 3 журнала.
Банк России о расчете наличными
В письме от 04.12.2007 N 190-Т Банк России разъяснил некоторые вопросы применения Указания от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя". В нем содержится указание на ограничение суммы расчетов, а именно 100 000 руб., в рамках одного договора, который заключается между юридическими лицами, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, а также между индивидуальными предпринимателями. При этом срок действия договора и периодичность осуществления по нему расчетов значения не имеют.
Специалисты Банка России отметили, что выдача наличными деньгами заработной платы и других выплат, в том числе социального характера, не ограничивается указанной суммой. Также не лимитируются суммы, выданные наличными деньгами сотруднику под отчет, кроме случаев, когда работник организации использует средства для расчета по договорам, заключенным с другими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Как облагать налогом доходы нерезидента РФ
В письме от 21.12.2007 N 03-04-05-01/420 Минфин России разъяснил порядок налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации физическим лицом, не являющимся резидентом РФ. Чиновники напомнили, что такие доходы признаются объектом налогообложения на основании статьи 209 Налогового кодекса.
Налоговый статус физического лица определяют на дату выплаты дохода и по итогам налогового периода в соответствии со статьей 207 Налогового кодекса. Если в тот момент физическое лицо будет являться налоговым резидентом РФ, налог с его доходов следует удерживать по ставке 13%.
Окончательный налоговый статус определяется по итогам налогового периода (календарного года). В случае если на тот период физическое лицо не будет признано налоговым резидентом РФ, сумму НДФЛ необходимо пересчитать по ставке 30% с зачетом ранее удержанных сумм налога по ставке 13%.
Если НДФЛ удержать невозможно
Организация-брокер, выступая налоговым агентом по НДФЛ, должна удерживать суммы налога с доходов физических лиц от операций с ценными бумагами по итогам налогового периода. Удержание нужно производить с 1 января по 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 8 ст. 214.1 НК РФ). Такое мнение отражено в письме Минфина России от 19.12.2007 N 03-04-06-01/443.
Чиновники напомнили, что облагаемую базу и сумму налога организация-брокер определяет по результатам обработки сведений о биржевых сделках своих клиентов, предоставляемых биржей. Начисленные суммы НДФЛ налоговый агент вправе удержать у физического лица за счет любых денежных средств, выплачиваемых ему в качестве дохода (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Если до 1 февраля у клиента недостаточно денежных средств для уплаты налога, организация-брокер обязана письменно уведомить налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ). Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента возникновения такого обстоятельства, то есть до 1 марта года, следующего за отчетным.
Денежная компенсация взамен путевки
Денежная компенсация, выплачиваемая муниципальным служащим взамен неиспользованной санаторно-курортной путевки, облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Об этом сообщил Минфин России в письме от 03.12.2007 N 03-04-06-02/215.
Сотрудники финансового ведомства сообщили, что компенсация расходов работников на приобретение санаторно-курортной путевки не облагается НДФЛ на основании пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса. Если право на санаторно-курортное лечение не использовано и взамен получена денежная компенсация, такая выплата не является компенсацией каких-либо затрат налогоплательщика и поэтому облагается НДФЛ. Перечни компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ и ЕСН, установлены в пункте 3 статьи 217 и подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. Денежные компенсации сотрудникам взамен санаторно-курортного лечения в этих перечнях не поименованы.
"Зарплата", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru