г. Киров |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А29-5810/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Благиных О.Б., действующего на основании доверенности от 07.08.2012, директора ООО ПФК "Радиант" Жебоева М.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности г.Сыктывкара Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2012 по делу N А29-5810/2012, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-Финансовая Компания "Радиант" (ИНН: 1101077812, ОГРН: 1101101000483)
к отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (ИНН: 1101462050, ОГРН: 1041100434825)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-финансовая Компания "Радиант" (далее - заявитель, Общество, ООО ПФК "Радиант") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности города Сыктывкара Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ответчик, Отдел надзорной деятельности, административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании частей 1, 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2012 требования Общества удовлетворены, постановление от 26.04.2012 N 214 признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений.
Административный орган не согласившись с выводом суда первой инстанции, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить.
Отдел надзорной деятельности считает, что рассматриваемое правонарушение не может квалифицироваться как малозначительное, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения Обществом требований пожарной безопасности создают существенную угрозу охраняемым общественным интересам, жизни, здоровью, имущества граждан и юридических лиц в случае возникновения пожара.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представители заявителя в судебном заседании опровергли доводы апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника отдела надзорной деятельности города Сыктывкара от 22.03.2012 N 416, в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка с целью проверки соблюдения им обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе плановой проверки сотрудниками надзорной деятельности города Сыктывкара были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям от 18.06.03 N 313 (далее - ППБ 01-03) а именно:
- допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (помещения N 7,6 первого этажа по паспорту БТИ инв. N01415), чем нарушен пункт 60 ППБ 01-03;
- допущено устройство в производственных помещениях зданий встроенных помещений (конторки) из горючих и трудногорючих материалов и листового металла (помещение N 7 первого этажа по паспорту БТИ инв. N01415), чем нарушен пункт 40 ППБ 01-03.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 05.04.2012 (л.д. 90-91).
13.04.2012 по факту указанных в акте проверки нарушений административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N 372 (по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ) и N 373 (по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ).
05.04.2012 выдано предписание N 416/1/2 (л.д. 88) об устранении выявленных нарушений.
26.04.2012 по результатам рассмотрения материалов административного дела в отношении ООО ПФК "Радиант" заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору города Сыктывкара вынес постановление N 214, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по частям 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 10-13).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества составов вменяемых ему административных правонарушений, однако посчитал возможным квалифицировать эти правонарушения в качестве малозначительных.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Часть 1 статьи 38 указанного Закона предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены в ППБ 01-03 (действовавшие на момент возникновения административных правоотношений).
Из материалов дела следует, что Обществу вменяется нарушение пунктов 40, 60 ППБ 01-03, действовавших в момент проведения проверки.
Факт наличия допущенного нарушения подтверждается материалами административного дела (актом проверки от 05.04.2012, протоколами об административных правонарушениях N 372, 373 от 13.04.2012).
Оценив обстоятельства совершенных правонарушений, суд первой инстанции счел возможным признать их малозначительными. Апелляционный суд находит данный вывод суда законным и обоснованным в связи со следующим.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных правонарушений, конкретные обстоятельства дела, а именно то, что Обществом приняты меры по устранению нарушений пункта 60 ППБ 01-03; фактически встроенное помещение в производственном цехе используется для хранения материалов, отсутствуют доказательства постоянного пребывания в нем людей, обоснованно пришел к выводу о том, что в материалах дела не имеется доказательств того, что допущенное Обществом нарушение создало существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям, повлекло существенное нарушение интересов граждан, общества и государства, в силу чего признал совершенные правонарушения малозначительными.
Суд апелляционной инстанции, учитывая имеющиеся в материалах дела документы, в данном случае не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о степени общественной опасности совершенного заявителем правонарушения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2012 по делу N А29-5810/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности г.Сыктывкара Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5810/2012
Истец: ООО Производственно-Финансовая Компания "Радиант", ООО ПФК Радиант
Ответчик: Отдел надзорной деятельности города Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми
Третье лицо: ГУ МЧС России по РК
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9067/13
04.03.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-110/13
13.11.2012 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7240/12
13.11.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5810/12
20.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5810/12