г. Владимир |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А39-4076/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска, г.Саранск,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2013 по делу N А39-4076/2012, принятое судьей Насакиной С.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винный мир" (ИНН 1326190359, ОГРН 1041316003838),г. Саранск, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска начислить и выплатить 586 926 рублей 20 копеек процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Винный мир" (далее по тексту - Общество) в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска (далее по тексту - Инспекция) 16 февраля 2011 года по телекоммуникационным каналам связи представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2010 года, в которой сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета, заявлена в размере 5 890 254 рублей.
В ходе проведения камеральной проверки указанной налоговой декларации Инспекция пришла к выводу о необоснованном предъявлении налогоплательщиком к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 5 890 254 рублей вследствие неправомерного применения налоговых вычетов в общей сумме 6 041 996 рублей.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и возражений на него, заместителем начальника Инспекции 11.08.2011 приняты решения N 09-203 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 10-14 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решения Инспекции от 11.08.2011 N 09-203 и N 10-14 обжалованы Обществом в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.04.2012 по делу N А39-3958/2011, оставленным без изменения постановлением от 30.07.2012 Первого арбитражного апелляционного суда, решение Инспекции от 11.08.2011 N 09-203 признано недействительным в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 5 569 915 рублей; решение Инспекции от 11.08.2011 N 10-14 признано недействительным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 569 915 рублей.
Общество 16.08.2012 (после вступления решения суда первой инстанции в законную силу) обралось в Инспекцию с заявлением о перечислении ему подлежащей возмещению суммы данного налога.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, по заявлению Общества от 16.08.2012 Инспекция приняла решение от 14.09.2012 N 4980 о возврате подлежащей возмещению суммы налога на добавленную стоимость на расчетный счет Общества в банке.
Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия названная сумма перечислена на счет Общества по платежному поручению от 18.09.2012 N 612.
Общество, полагая, что 5 569 915 рублей налога возвращены ему с нарушением установленных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации сроков, обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об обязании налогового органа начислить и выплатить проценты за период с 01.06.2011 по 17.09.2012 в сумме 586 926 рублей 20 копеек.
Решением от 22.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, поскольку считает, что сумма процентов должна составить 40 286 рублей 50 копеек.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) установлено, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, определенном названной статьей.
В статье 176 Кодекса предусмотрен различный механизм возмещения сумм упомянутого налога в зависимости от наличия или отсутствия факта выявления инспекцией при проведении налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Кодекса, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. Изготовление акта проверки в этом случае Кодексом не требуется. Возврат налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость осуществляет территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения налогового органа на возврат суммы налога, оформленного на основании решения о возврате (пункт 8 статьи 176 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 176 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах необходимо соблюдение предусмотренной в статьях 100 и 101 Кодекса процедуры рассмотрения в налоговом органе акта и материалов камеральной налоговой проверки (составление акта проверки, получение возражений налогоплательщика на акт проверки, рассмотрение таких возражений, принятие соответствующих решений). Указанные в пунктах 3 и 7 статьи 176 Кодекса решения налогового органа не могут быть приняты должностными лицами налогового органа до рассмотрения в установленном порядке акта и других материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика. В этом случае в акте проверки отражаются документально подтвержденные факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, достоверность которых оценивается (с учетом возражений налогоплательщика) налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки.
Решением от 28.04.2012 по делу N А39-3958/2011 Арбитражный суд Республики Мордовия решение Инспекции от 11.08.2011 N 09-203 признал недействительным в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 5 569 915 рублей; решение Инспекции от 11.08.2011 N 10-14 суд признал недействительным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 569 915 рублей в связи с незаконностью выводов Инспекции о нарушении Обществом налогового законодательства при предъявлении к возмещению указанной суммы налога. Из этого следует, что суд признал неоправданным увеличение Инспекцией срока принятия решения о возврате этой суммы налога.
В связи с признанием решения Инспекции об отказе в возмещении налога недействительным и исходя из смысла статьи 176 Кодекса проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.
Камеральная проверка обоснованности суммы налога, заявленной налогоплательщиком к возмещению в налоговой декларации, осуществляется налоговым органом согласно пунктам 1 и 2 статьи 176 Кодекса в течение трех месяцев со дня представления данной декларации в порядке, установленном статьей 88 Кодекса; по окончании проверки налоговый орган обязан в течение семи дней принять решение о возмещении соответствующих сумм, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В силу пунктов 4 и 6 статьи 176 Кодекса возмещение суммы указанного налога осуществляется налоговым органом в форме зачета либо возврата в зависимости от наличия либо отсутствия у налогоплательщика недоимки по данному налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом.
Пунктами 7, 8, 10 статьи 176 Кодекса установлено, что решение о зачете либо возврате суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанные положения законодательства, определяющие основание и момент для принятия решения о возврате налога, порядок начисления процентов, а также период просрочки исполнения обязанности по возмещению налога путем его возврата не связывают исполнение этой обязанности с подачей налогоплательщиком заявления о возврате налога.
Следовательно, период просрочки исполнения обязанности по возврату налога и начисление процентов начинает исчисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет налогоплательщика в банке.
Довод Инспекции об отсутствии у налогового органа обязанности по возврату суммы упомянутого налога до поступления заявления от Общества ошибочен и не соответствует названным нормам права.
В рассматриваемом случае проверка должна быть окончена 16.05.2011, денежные средства поступили на счет общества в банке 18.09.2012. Поскольку в силу пункта 10 статьи 176 Кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога проценты начисляются с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, Общество правильно определило 01.06.2011 как начало периода начисления процентов. Период просрочки с 01.06.2011 (начиная с 12-го рабочего дня после окончания проверки) по 17.09.2012 (день, предшествующий зачислению денежных средств на счет налогоплательщика).
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2013 по делу N А39-4076/2012 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4076/2012
Истец: ООО "Винный мир"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
Третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска