г. Хабаровск |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А04-7182/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Амурское пароходство": Божко Кирилл Викторович, представитель по доверенности от 03.05.201 N 27АА0207003;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: Давыдова Оксана Александровна, представитель по доверенности от 04.07.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение от 21.01.2013 по делу N А04-7182/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Швец О.В.
по иску Открытого акционерного общества "Амурское пароходство"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
об обязании заключить договор
третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Амурское пароходство" (ОГРН 1022700915962, ИНН 2700000088, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского,2; далее - ОАО "Амурское пароходство", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, место нахождения: 109012, г. Москва, пер. Никольский,9, далее- Росимущество, ответчик) об обязании заключить договор купли-продажи объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации - "Подкрановый путь", расположенный по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Призейская ветка 19, имеющий кадастровый номер 28:05:020504:0009:05:003:1111, площадью 830 кв.м., 1962 г.п. на условиях представленного проекта договора.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 02.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее-ТУ Росимущества в Амурской области, заявитель жалобы, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ТУ Росимущества в Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы указывает на несостоятельность выводов суда относительно ошибочного невнесения спорного объекта в план приватизации, поскольку объект является портовым сооружением, относится к устройствам для загрузки, разгрузки судов, входит в единый комплекс причала, в связи с чем, на основании пункта 6 приложения 6 Распоряжения Госкомимущества России от 16.09.1992 N 444-р не подлежал приватизации.
По мнению заявителя жалобы, предложенный проект договора по существу предусматривает обязательства по купле-продаже, включение в цену договора прав в отношении земельного участка, предполагает переход прав собственности, в том числе, на земельный участок, что противоречит действующему законодательству.
Полагает несостоятельной ссылку суда на правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" находит несостоятельной, поскольку спорный объект до приватизации имущества не находился в собственности Амурского пароходства, являвшегося государственным предприятием.
ОАО "Амурское речное пароходство" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с ней, спорный объект находился на момент приватизации на балансе предприятия, технологически связан с приватизируемыми объектами и используется в уставной деятельности правопреемника, что подтверждается материалами дела. В действующем на момент приватизации законодательстве отсутствовали ограничения на приватизацию спорного объекта недвижимости. Стоимость прав на земельный участок, указанная в Отчете N 50.1.1./Н/2011 от 23.04.2012 является составной частью рыночной стоимости объекта недвижимости и не может рассматриваться как стоимость выкупа земельного участка под объектом недвижимости.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ТУ Росимущества в Амурской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Представитель истца в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статей 121-123 АПК РФ, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своего представителя в суд апелляционной инстанции к назначенному времени не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика на основании статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 724 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерное общество", в соответствии с решением трудового коллектива предприятия Амурского речного пароходства от 25.09.1992 утверждена структура акционерного общества предприятия Амурское речное пароходство.
В соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 06.09.1993 N 374 Амурское речное пароходство реорганизовано путем преобразования в акционерное общество открытого типа (далее - АООТ), утвержден план приватизации, с учетом внесенных изменений (т.1, л.д. 58-229, т. 2, л.д. 53, 54-57).
Впоследствии АООТ "Амурское речное пароходство" переименовано в ОАО "Амурское пароходство".
В план приватизации Амурского речного пароходства не включен объект недвижимого имущества "Подкрановый путь", расположенный по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Призейская ветка 19, имеющий кадастровый номер 28:05:020504:0009:05:003:1111, площадью 830 кв.м., 1962 г.п., инв. N 05:003:1111.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 05.09.2003, спорный объект входил в комплекс объектов недвижимости ЗАО "Торговый порт Свободный" (т.1. л.д. 28-40).
На момент составления акта оценки стоимости имущества структурного подразделения Амурского речного пароходства Порт Свободный (01.07.1992) и издания Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края приказа от 06.09.1993 N 374 спорный объект находился на балансе Амурского речного пароходства, что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств на подкрановый путь Порта Свободный Амурского речного пароходства (т.2, л.д. 23-24).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.06.2012 N 01/011/2012-900 (том 1, л.д. 41), спорный объект недвижимости принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
ОАО "Амурское пароходство" обратилось в Росимущество с предложением о приобретении спорного объекта недвижимости по рыночной цене, определенной обществом с ограниченной ответственностью "ОЦЕНКА-ПАРТНЕР" в отчете об оценке от 23.04.2012 N 50.1.1/Н/2011 (том 2, л.д. 44-182) (с учетом округления (с НДС) - 272 000 руб., в том числе стоимость прав на земельный участок - 32 000 руб.). Общество направило Росимуществу для подписания договор купли-продажи, отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, экспертное заключение Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" от 24.05.2012 N Э12-0320-01-01 (том 2, л.д. 16-22), решение Правления общества (том 2, л.д. 25-52).
Росимущество в письме от 04.06.2012 N ЭА-11/18249 указало на невозможность принятия отчета об оценке ввиду того, что договор на проведение оценки должен был заключаться с лицом, уполномоченным собственником на проведение оценки, на неполноту представленных документов (заключений, свидетельствующих об отсутствии ограничений на приватизацию соответствующего имущества на дату принятия распоряжения об условиях приватизации государственного предприятия, кадастровых паспортов земельного участка), а также ответчик указал, что государственная услуга "Предоставление первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества" предоставляется уполномоченным органом на основании административного регламента, вопрос об утверждении которого не решен (том 1, л.д. 20-25).
ОАО "Амурское пароходство" 27.06.2012 повторно обратилось в Росимущество с предложением заключить договор купли-продажи спорного объекта "Подкрановый путь" по рыночной цене, определенной отчетом об оценке от 23.04.2012 N 50.1.1/Н/2011 (том 1, л.д. 17-19).
Письмом от 05.07.2012 N ЭА-11/24984 Росимущество сообщило о том, что окончательное рассмотрение вопроса о реализации ОАО "Амурское пароходство" первоочередного права приобретения спорного имущества в порядке, предусмотренном пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", возможно после утверждения соответствующего административного регламента (том 1, л.д. 26-27).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Амурское пароходство" в Арбитражный суд Амурской области с настоявшим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, определенном данным Законом.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.05.2008 N 809/08, акционерное общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить названное имущество у государства по рыночной цене и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество. Для реализации такого права необходимо наличие следующих условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене. При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом о приватизации (в том числе и принятие собственником имущества решения о его приватизации) не требуется. Соблюдение такого порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа акционерного общества от его выкупа.
На дату приватизации Амурского речного пароходства (06.09.1993) действовала "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 (далее - программа).
Согласно пункту 2.1.17 программы к объектам, приватизация которых запрещена, относились, в том числе портовые сооружения и объекты, атомный, учебный, гидрографический, рейдовый флот, флот для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, ремонтно-технологическое предприятие "Атомфлот", имущество производственных объединений водных путей и каналов, отрядов "Подводречстроя" и судоходных инспекций.
Кроме того, Перечень объектов, приватизация которых запрещена в 1992 году, был указан в Распоряжении Госкомимущества Российской Федерации от 16.09.1992 N 444-р и касался предприятий морского, речного, автомобильного и дорожного хозяйства.
В силу пункта 6 Приложения 6 к распоряжению Госкомимущества России от 16.09.1992о N 444-р к указанным объектам относились портовые сооружения и объекты, в том числе: гидротехнические сооружения (волноломы, оградительные сооружения, причалы, подходные каналы, маяки и навигационные знаки); инспекции портового надзора, их сооружения и объекты.
Подкрановый путь в данном перечне не указан.
В дальнейшем, перечень объектов и предприятий, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена установлен Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", согласно пункту 2.1.14 которого к ним отнесены портовые гидротехнические сооружения и объекты, в том числе обслуживающие Северный морской путь (за исключением причалов, предназначенных для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота), учебный, гидрографический, ледокольный флот (за исключением атомного ледокольного флота), имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, инспекции портового надзора, имущество производственных объединений водных путей и каналов, отрядов федерального государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой" и судоходных инспекций.
Таким образом, указанным нормативным документом уже четко конкретизированы виды имущества, не подлежащие приватизации.
Понятие гидротехнического сооружения раскрыто в Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которому гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Также, гидротехническим сооружением признаются в том числе, сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения; набережные, пирсы, причальные сооружения портов (пункт 3.2. СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011N 623).
В свою очередь, причальным сооружением признается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта").
Оценив материалы дела по правилам, установленным главой 7 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, подкрановый путь, в отношении которого возник спор, не может быть отнесен к гидротехническим либо иным портовым сооружениям, приватизация которых была запрещена на момент утверждения плана приватизации и на момент обращения с заявлением о выкупе.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10 по делу N А57-11/2009, следует учитывать, что соответствующее право выкупа может быть реализовано акционерным обществом и при отсутствии к тому иных препятствий нормативного и фактического характера на момент обращения с заявлением о выкупе такого имущества (установлены законодательные ограничения на приватизацию, объект утратил связь с приватизированным имущественным комплексом, был приватизирован другим лицом, имущество перепрофилировано и реально используется по иному хозяйственному назначению и т.п.).
Таких препятствий апелляционным судом не установлено.
Как следует из находящихся в материалах дела инвентарной карточки учета основных средств на подкрановый пут, отчета закрытого акционерного общества "ВОСТОК-АУДИТ" от 20.09.2011 N 67 (том 2, л.д. 1-15), на момент приватизации спорный объект недвижимости находился на балансе Амурского речного пароходства.
Из пункта 8 раздела 1 плана приватизации Амурского речного пароходства следует, что в состав имущества, не подлежащего приватизации и остающегося в государственной и муниципальной собственности, спорный объект не включен, изменения, внесенные в план приватизации Амурского речного пароходства распоряжениями комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 15.11.1996 N 408, от 16.03.1999 N 188, от 11.02.2000 N 53, от 28.08.2001 N 907, к спорному объекту недвижимости отношения не имели.
По договору от 21.07.1994 N 163 между АООТ "Амурское речное пароходство" и Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края подкрановый путь передан во временное владение и пользование, а затем 11.01.2005 по договору аренды имущества, не имеющего показателя площади N 4-Д в аренду ООО "Терминал" (дочернее общество истца).
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что на момент приватизации предприятия истца отсутствовали ограничения на приватизацию спорного объекта, данный объект технологически связан с приватизируемыми объектами и используется в уставной деятельности его правопреемника, в связи с чем, подлежал включению в план приватизации Амурского речного пароходства, соответствует обстоятельствам дела и указанным нормам права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о включении подкранового пути в единый комплекс сооружения причала и о невозможности приватизации данного объекта судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие исследованным материалам дела и сообщению Амурского Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в письме от 20.11.2012 N 1-3-1969.
Указанным письмом Управление сообщило, что объект недвижимости подкрановый путь, кадастровый номер 28:05:020504:0009:05:003:1108, в единый взаимосвязанный комплекс, образующий гидротехническое сооружение - причал не входит, указанный объект, также как и само гидротехническое сооружение, может входить в единый перегрузочный комплекс или в состав порта, в зависимости от места их расположения и назначения (том 2, л.д. 102-103).
Таким образом, на момент приватизации Амурского речного пароходства ограничения на приватизацию спорного объекта недвижимости в действующем законодательстве отсутствовали.
Ссылка ТУ Росимущества в Амурской области о включении в стоимость спорного объекта недвижимости стоимости земельного участка, не подлежащего отчуждению, и находящегося в границах первого и второго поясов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей отклоняется по следующим основаниям.
Из отчета ООО "ОЦЕНКА-ПАРТНЕР" от 23.04.2012 N 50.1.1/Н/2011 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с учетом округления (с НДС) составила 272 000 руб., в том числе стоимость прав на земельный участок - 32 000 руб.
Заключением Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" от 24.05.2012 N Э12-0320-01-01 отчет от 23.04.2012 N 50.1.1/Н/2011 признан соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", соответствующим Федеральным стандартам оценки, обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности и утвержденными приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, N 255, N 256, соответствующим стандартам и правилам указанного Некоммерческого партнерства.
Письменными пояснениями ООО "ОЦЕНКА-ПАРТНЕР" от 10.12.2012 также подтверждено, что стоимость прав на земельный участок, указанная в отчете от 23.04.2012 N 50.101/Н/2011, является составной частью рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной методом затратного подхода, который включает в себя и оценку рыночной стоимости прав на земельный участок, в связи с чем, не может рассматриваться как стоимость выкупа земельного участка под объектом недвижимости (том 3, л.д. 83).
Из текста направленного в адрес ответчика проекта договора не следует, что его предметом является земельный участок.
Согласно протоколу заседания совета директоров ОАО "Амурское пароходство" от 09.08.2012, советом директоров общества сделка купли-продажи объекта недвижимости "Подкрановый путь", расположенного по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Призейская ветка, 19, одобрена по цене определенной на основании отчета от 23.04.2012 N 50.1.1/Н/20112012 (том 2, л.д. 46-52).
Договор купли-продажи спорного имущества по рыночной цене с приложением всех необходимых документов направлены в адрес Росимущества и им получены, что не оспаривается.
ОАО "Амурское пароходство" представлен текст договора купли продажи в следующей редакции:
"Договор N ________
купли-продажи недвижимого имущества
г. Свободный "____" ____________ 20___ г.
Российская Федерация, от имени и в интересах которого действует именуемая в дальнейшем "Продавец", в лице _________________________, действующего на основании _________________________________________, с одной стороны, и открытое акционерное общество "Амурское пароходство", именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице генерального директора Пяткова Антона Константиновича, действующего на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем Стороны, а по отдельности "Сторона", заключили настоящий договор, именуемый в дальнейшем "Договор" о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. В соответствии с условиями Договора Продавец обязуется передать Покупателю, а Покупатель обязуется принять в собственность и оплатить согласно условиям Договора следующее недвижимое имущество, именуемое в дальнейшем "недвижимое имущество":
1.1.1 Объект недвижимости "Подкрановый путь", площадью 830 кв. м, 1962 года постройки, кадастровый номер 28:05:020504:0009:05:003:1111, расположенного по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Призейская ветка, д. 19.
1.2. Недвижимое имущество принадлежит Продавцу на основании Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ" N 3020-1 от 27.12.1991 г., свидетельства о государственной регистрации права N _______________ от ____________г.
1.3. Продавец гарантирует, что недвижимое имущество никому другому не продано, не заложено, в споре, под арестом и запретом не состоит и свободно от любых прав третьих лиц и обязательств перед третьими лицами.
2. Цена договора
2.1. Цена Договора составляет 272 000 (двести семьдесят две тысячи) рублей 00 копеек, включая НДС 41 491 (сорок одна тысяча четыреста девяносто один) рубль 53 копейки (из них стоимость объекта недвижимости - 240 000 (двести сорок тысяч) рублей 00 копеек с учетом НДС 36 610 (тридцать шесть тысяч шестьсот десять) рублей 17 копеек, в том числе стоимость прав на земельный участок 32 000 (тридцать две тысячи) рублей 00 копеек с учетом НДС 4 881 (четыре тысячи восемьсот восемьдесят один) рубль 36 копеек.
Налог на добавленную стоимость уплачивается Покупателем, как налоговым агентом в соответствии с п. 4.1. ст. 161 Налогового кодекса РФ в соответствующий бюджет самостоятельно.
2.2. Указанная цена является окончательной и изменению не подлежит.
3. Порядок расчетов
3.1. Покупатель осуществляет расчеты по настоящему договору в срок не позднее тридцати календарных дней после подписания договора купли-продажи перечисляя стоимость имущества на расчетный счет Продавца и налога на добавленную стоимость по реквизитам соответствующего бюджета. Покупатель предоставляет копии платежных поручений Продавцу. Обязательство по оплате имущества считается исполненным Покупателем в день поступления денежных средств за оплату имущества на указанный в настоящем пункте счет Продавца.
4. Порядок передачи имущества
4.1. Имущество передается Продавцом Покупателю по передаточному акту в течение десяти календарных дней после поступления денежных средств на счет Продавца в полном объеме. Одновременно передается вся имеющаяся документация на имущество. С даты подписания акта Покупателем ответственность за сохранность имущества, равно как и риск случайной порчи или гибели имущества несет Покупатель.
4.2. Обязательство Продавца передать имущество считается исполненным после подписания сторонами передаточного акта и государственной регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав.
5. Права и обязанности сторон
5.1. Продавец обязан:
5.1.1. Передать Покупателю в собственность недвижимое имущество, являющееся предметом Договора и указанное в пункте 1.1 Договора, в сроки и на условиях, предусмотренных Договором.
5.1.2. До передачи недвижимого имущества по акту приема-передачи Покупателю поддерживать его в надлежащем техническом состоянии и нести имущественные риски, связанные с его гибелью и повреждением.
5.1.3. Передать недвижимое имущество со всеми необходимыми документами и нести полную ответственность за их достоверность.
5.1.4. Представить Покупателю в момент подписания акта приема-передачи недвижимого имущества все необходимые документы для государственной регистрации права собственности Покупателя на приобретенное недвижимое имущество.
5.2. Покупатель обязан:
5.2.1. Оплатить недвижимое имущество в полном объеме путем безналичного перечисления денежных средств в порядке и в сроки, установленные п.3.1 Договора.
5.2.2. Принять недвижимое имущество на условиях, предусмотренных Договором.
6. Ответственность сторон
6.1. При несоблюдении предусмотренных настоящим Контрактом сроков платежа, Продавец вправе потребовать у Покупателя уплаты пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа. Покупатель освобождается от уплаты пени, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
6.2. При несоблюдении предусмотренного Договором срока передачи недвижимого имущества, Продавец уплачивает Покупателю штрафную неустойку в размере 5 % от стоимости Договора.
7. Действие договора
7.1. Подписанный сторонами договор считается заключенным и вступает в силу с момента его подписания сторонами.
8. Порядок изменения и расторжения договора
8.1. Изменения и дополнения к Договору считаются действительными, если они совершены в письменной форме, подписаны полномочными представителями сторон.
8.2. Порядок расторжения Договора регулируется действующим гражданским законодательством РФ.
9. Порядок разрешения споров.
9.1. Отношения сторон, не урегулированные Договором, регламентируются действующим законодательством РФ. Споры, возникающие при исполнении Договора, решаются путем переговоров, споры, не решенные путем переговоров - в судебном порядке.
9.2. Иски, вытекающие из Договора, рассматриваются соответствующим судом по месту нахождения имущества.
9.3. Отношения между сторонами по Договору прекращаются после полного и надлежащего исполнения ими всех условий Договора и взаимных обязательств.
10. Риск случайной гибели
или случайного повреждения имущества
10.1. Риск случайной гибели или случайного повреждения недвижимого имущества Покупатель несет с даты подписания обеими сторонами акта приема-передачи недвижимого имущества, а Продавец до даты подписания указанного акта приема-передачи сторонами.
11. Форс-мажор
11.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, обусловленные действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленной или фактической войной, гражданскими волнениями, эпидемиями, блокадами, эмбарго, пожарами, землетрясениями, наводнениями и другими природными стихийными бедствиями, а также изданием актов органами государственной власти, препятствующих исполнению обязательств или делающих такое исполнение невозможным, которые повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств по Договору, а также которые Стороны не были в состоянии предвидеть или предотвратить.
11.2. Компетентное заключение, выданное уполномоченным государственным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы.
11.3. Сторона, которая не исполняет свои обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее чем в пятидневный срок известить другую Сторону о наступлении таких обстоятельств и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему Контракту.
11.4. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении 30 календарных дней и не обнаруживают признаков прекращения, Договор может быть расторгнут одной из Сторон путем направления письменного уведомления другой Стороне.
12. Заключительные положения
12.1. Все расходы по государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество несет Покупатель.
12.2. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон и третий экземпляр - для представления в Управление Федеральной регистрационной службы в целях государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
13. Приложения к договору
1. Акт приема-передачи недвижимого имущества.
14. Адреса и банковские реквизиты сторон
Продавец
Российская Федерация
___________/_________/ м.п. |
Покупатель
ОАО "Амурское пароходство" 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 2. ИНН 2700000088, КПП 272101001 р/с N 40702810870000100310 Дальневосточный банк Сбербанк РФ г. Хабаровск к/сN 30101810600000000608 БИК 040813608 ______________/А.К. Пятков/ м.п. |
Судом проверены условия проекта договора и признаны соответствующими действующему законодательству.
Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии пунктами 4, 5.4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, лицом, обязанным заключить договор купли-продажи спорного объекта является Росимущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент приватизации Амурского речного пароходства ограничения на приватизацию спорного объекта недвижимости в действующем законодательстве отсутствовали, указанный объект в план приватизации включен не был, суд первой инстанции обоснованно признал наличие у истца права требовать заключения с ним договора купли-продажи спорного объекта недвижимости и правомерно на основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ удовлетворил исковые требования, обязав Росимущество заключить такой договор на условиях представленного истцом проекта по рыночной стоимости имущества, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости, представленного суду.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2013 по делу N А04-7182/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7182/2012
Истец: ОАО "Амурское пароходство"
Ответчик: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Амурской области