г. Владивосток |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А59-4149/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Черная роза"
апелляционное производство N 05АП-2585/2013
на решение от 21.01.2013 года
судьи Л.А. Бессчасной по делу N А59-4149/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Черная роза" (ИНН 6501092162, ОГРН 1026500546225, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.12.2002) к Министерству культуры Сахалинской области (ИНН 6501140151, ОГРН 1036500607230, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.04.2003) о признании незаконным предписания о приостановлении землеустроительных работ на территории памятника археологии стоянка Озеро Седых-6 от 11.07.2012 N 1.9-1392
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Черная роза" (далее по тексту - "ООО "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Черная роза"): Беломаз В.В., представитель по нотариальной доверенности от 17.08.2012, сроком действия три года; паспорт;
от Министерства культуры Сахалинской области: Сапрыкина И.А., представитель по доверенности от 28.01.2013 N 19-197/13-0; паспорт; Гриценко Ю.В., представитель по доверенности от 28.01.2013 N 19-196/13-0; паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Черная роза" (далее - заявитель, общество, ООО "Черная роза") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Министерству культуры Сахалинской области (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным предписания о приостановлении землеустроительных работ на территории памятника археологии стоянка Озеро Седых-6 от 11.07.2012 N 1.9-1392 (далее - предписание от 11.07.2012 N 1.9-1392).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 21.01.2013 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Черная роза" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что обществом не оспаривается сам факт существования объекта культурного наследия "стоянки Озеро Седых 6", а ставятся под сомнение выводы министерства о наличии данного памятника на территории производства работ, осуществляемых ООО "Черная роза".
Общество полагает, что в рассматриваемом случае не представляется возможным определить точные границы объекта культурного наследия, а те топографические ориентиры, которые указаны в приложении к решению Малого Совета Сахалинского областного совета народных депутатов от 11.02.1993 N 43, не заходят на границы работ, производимых на участке, арендованном ООО "Черная роза". Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки Корсаковского лесничества - филиала ГКУ "Сахалинские лесничества" от 18.07.2012. Более того, в приложениях к решению Малого Совета Сахалинского областного совета народных депутатов от 11.02.1993 N 43, представленных министерством, содержащие научное обоснование сделанных в решении выводов, также не определяет границы памятника археологии "стоянка Озеро Седых 6".
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, акты технического обследования объекта культурного наследия "стоянка Озеро Седых 6", а также план расположения границ земельных участков под объектами культурного наследия, составленные сотрудниками министерства являются недостоверными и недопустимыми доказательствами по делу.
В судебном заседании представитель ООО "Черная роза" доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Министерства культуры Сахалинской области на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что в пользовании ООО "Черная роза" находится лесной участок в квартале 54 выдел 3 Охотского участкового лесничества Корсаковского лесничества (район озера Седых). Данный участок передан ООО "Черная роза" на основании договора аренды лесного участка на осуществление рекреационной деятельности от 26.05.2009 N 23/09.
Согласно п. 2 договора аренды лесного участка от 26.05.2009 лесной участок площадью 8,3 га, предоставляемый в аренду на срок 25 лет для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха расположен: Сахалинская область, в границах земель лесного фонда Охотского участкового лесничества Корсаковского лесничества ОГУ "Сахалинские лесничества" в квартале 54 выдел 3.
27.07.2009 договор аренды зарегистрирован Управление Федеральной регистрационной службы Сахалинской области за регистрационным номером 65-65-04/003/2009-529 от 27.07.2009.
Дополнительным соглашением N 2 от 09.06.2011 в договор аренды лесного участка от 26.05.2009 N 23/09 внесены уточнения фактически предоставленной площади лесного участка вместо 8,3 га, указана 5,9 га (п.1 дополнительного соглашения том 1 л.д. 44).
Решением Малого Совета Сахалинского областного совета народных депутатов от 11.02.1993 N 43 "О памятниках истории и культуры Сахалинской области, подлежащих государственной охране как памятники областного значения" объект культурного наследия - стоянка "Озеро Седых 6", взят на государственную охрану. Местонахождение памятника -северный берег озера Седых, 40 метров от автотрассы Южно-Сахалинск -Охотское.
Как следует из информации Сахалинской лаборатории археологии и этнографии от 12.07.2012 N 461 стоянка "Озеро Седых 6" входит в комплекс стоянок "Озеро Седых", представляющий собой ансамбль древних поселений, насчитывающих около двух тысяч объектов, вписанных в живописный ландшафт. Комплекс стоянок "Озеро Седых" обнаружен в 1990 году, в 1991-1993 годах.
Памятник археологии стоянка "Озеро Седых 6" расположен на северном берегу озера Седых, и занимает поверхность 6-10 метровой трассы. Стоянка состоит из 15 (пятнадцати) жилищных западин и хозяйственных ям, расположенных между автодорогой Южно-Сахалинск -Охотское и берегом озера Седых. Памятник обладает уникальным научным и культурным ресурсом, является подлинным и ценным объектом археологического наследия.
10.07.2012 в министерство культуры Сахалинской области поступило обращение ООО "Изыскатель СахГУ" о том, что при установке информационных надписей, выполняемых в соответствии с контрактом от 02.07.2012 N 20, было зафиксировано частичное разрушение объекта культурного наследия федерального значения стоянка "Озеро Седых 6" (далее - памятник).
При выяснении причин уничтожения памятника установлено, что земельный участок, на котором располагается памятник, передан в аренду ООО "Черная роза", что подтверждается копией договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 23/09, заключенного между департаментом лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области и ООО "Черная роза".
По распоряжению министерства культуры Сахалинской области от 11.07.2012 N 270-к "О проведении мониторинга объекта культурного наследия федерального значения" проведен мониторинг объектов культурного наследия стоянка "Озеро Седых 1-7".
В результате технического обследования памятника зафиксированы строительные работы - лесосведение, земельные работы ( вскрытие и снятие земельного слоя), отсыпка территории памятника щебнем, установлена трансформаторная будка. Вся территория памятника размечена под будущее строительство базы отдыха.
По результатам мониторинга 11.07.2012 советником отдела охраны объектов культурного наследия был составлен акт технического обследования объекта культурного наследия федерального значения стоянка "Озеро Седых 6" N 16.
В момент составления акта производители работ на месте отсутствовали.
Для предотвращения дальнейшего разрушения памятника, министерством было выдано оспариваемое предписание, которым ООО "Черная роза" предписывалось приостановить работы на территории памятника археологии федерального значения стоянка Озеро Седых 6 с 10.07.2012.
Полагая, что предписание о приостановлении землеустроительных работ на территории памятника археологии стоянка Озеро Седых-6 от 11.07.2012 N 1.9-1392 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 73-ФЗ), согласно которому правовое регулирование отношений в области сохранения использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях федеральных законов и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о министерстве культуры Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 31.01.2011 N 108 (далее по тексту - Положение) Министерство культуры Сахалинской области является уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, в том числе осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по охране объектов культурного наследия федерального значения.
Пунктом 3.3.11. Положения предусмотрено полномочие министерства выдавать письменные предписания на приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, а также работ, проведение которых может ухудшить состояние объектов культурного наследия, нарушить их целостность и сохранность, а также письменные разрешения на возобновление приостановленных работ.
Согласно абзацу 8 пункта 3.3.1. Положения министерство культуры Сахалинской области также полномочно выдавать в случаях, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ, разрешения на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
В силу статьи 3 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к одному из видов объектов культурного наследия (наряду с памятниками и ансамблями) относятся достопримечательные места, которыми являются, в частности, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, места совершения религиозных обрядов. Объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Статьей 4 названного Закона объекты археологического наследия отнесены к памятникам как одному из видов объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 этого закона.
Как следует из пункта 6 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ, объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта.
Пунктом 8 статьи 18 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с этим законом. Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами власти в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, объект в зависимости от своей исторической, культурной и художественной ценности может иметь признаки объекта культурного наследия вне зависимости от включения его в реестр.
Пунктом 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не наущающей ценности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном данным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации (пункт 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).
В силу статьи 37 Закона N 73-ФЗ земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 этого закона. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте. Указанные работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что не допускается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории выявленных объектов культурного наследия без наличия проектной документации, получившей положительное экспертное заключение.
В рассматриваемом случае представленные Обществом документы не содержат экспертного заключения дающего разрешение на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории выявленных объектов культурного наследия.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции верно отклонил довод Общества, поддержанный представителем в суде апелляционной инстанции, что границы земельного участка, на котором расположен памятник культурного наследия не определены, в связи с чем отсутствуют основания однозначно утверждать, что объекты культурного наследия находятся на земельном участке, переданном в аренду и осваиваемом ООО "Черная роза".
В этой связи судом первой инстанции правомерно приняты во внимание решение Малого Совета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 11.02.1993 N 43 с приложениями, содержащими научное обоснование сделанных в решении выводов и принятию мер оповещения о выявлении памятника; акты технического обследования объекта культурного наследия федерального значения стоянка "Озеро Седых 6" N 16,27; план расположения границ земельных участков под объектами культурного наследия археологических памятников "Озеро Седых 5", "Озеро Седых 6" на территории Сахалинской области, р-н Корсаковский в границах земель лесного фонда Охотского участкового лесничества Корсаковского лесничества ОГУ "Сахалинские лесничества" в квартале 54, выдел 3 (кадастровый квартал 65:03:0000006); информация с фотоматериалами.
Акт проверки Корсаковского лесничества - филиала ГКУ "Сахалинские лесничества" от 18.07.2012, об отсутствии памятника на территории, подлежащей хозяйственному освоению, суд первой инстанции обоснованно посчитал не допустимым доказательством по данному делу, поскольку доказательств наличия у работников лесничества специальных познаний, позволяющих определить места расположения археологических памятников не представлено.
Поскольку работники Корсаковского лесничества - филиала ГКУ "Сахалинские лесничества" не являются компетентными специалистами в области археологии, судебная коллегия, как и суд первой инстанции соглашается с доводом министерства, о том, что определить, имеется ли на территории объект археологического наследия, может только специалист, имеющий специальные знания, а также обладающий научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ.
На том же основании отклоняется довод Общества о необнаружении самим обществом за весь период пользования лесным участком каких-либо объектов, обладающих признаками культурного наследия.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у административного органа оснований для выдачи обществу предписания о прекращении хозяйственной деятельности, влекущей повреждение, разрушение, уничтожение, а также изменение облика объекта археологического наследия - стоянки "Озеро Седых 6".
Для сохранения целостности выявленного объекта предписание соответствующего органа о приостановлении работ направлено на защиту объекта культурного наследия до принятия необходимых мер.
Довод, заявленный обществом в судебном заседании суда апелляционной инстанции о бездействии Министерства культуры Сахалинской области, в части непринятия мер по определению границ объекта культурного наследия и внесению его в реестр объектов культурного наследия, судебной коллегией отклоняется, поскольку данные обстоятельства не подлежат оценке в рамках настоящего дела, в котором проверяется законность выданного обществу предписания.
Остальные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования о признании недействительным выданного Министерством культуры Сахалинской области предписания от 11.07.2012 N 1.9-1392.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.01.2013 года по делу N А59-4149/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4149/2012
Истец: ООО "Черная роза"
Ответчик: Министерство культуры Сахалинской области