г. Самара |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А55-29675/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Кварацхелия М.Ю., доверенность от 29.12.2012 г. N 12,
от ответчика - Поляков А.А., доверенность от 24.11.2012 г. N 112,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Приволжского межрегионального территориального управления Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2013 г. по делу N А55-29675/2012 (судья Степанова И.К.),
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара,
к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее ответчик) N 5 от 26.07.2012 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2013 г. по делу N А55-29675/2012 заявление удовлетворено, предписание Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 5 от 26.07.2012 года признано недействительным.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения зам. руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.07.2012 года N 1996 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов по коллективному обращению (жалобе) жителей поселка Красный Пахарь г. Самара.
В период с 06.07.2012 г. по 17.07.2012 г. ответчиком проведена проверка качества электрической энергии у потребителей в жилых домах по адресам: пос. Красный пахарь, массив N 1, участок N 53; пос. Красный пахарь, массив N 1, участок N 41; пос. Красный пахарь, массив N 1, участок N 57 и установлена реализация электрической энергии потребителям с нарушением обязательных требований государственного стандарта, технических регламентов (акт проверки от 26.07.2012 года N 41).
26.07.2012 г. старшим государственным инспектором административного органа Голуненко А.Л. вынесено оспариваемое предписание N 5, которым административный орган обязал заявителя устранить нарушения требований ГОСТ 13109-97 в срок до 31.10.2012 г.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу названной нормы следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона РФ от 26.03.2003 года N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 года N 530 (далее - Правила), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Согласно пункту 112 Правил качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Из пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Довод административного органа о нарушении заявителем ГОСТа 13109-97 является необоснованной, поскольку в Приложении А ГОСТ 13109-97 "Свойства электрической энергии, показатели и наиболее вероятные виновники ухудшения качества электрической энергии" указано, что наиболее вероятными виновниками по фактам, указанным административным органом в Протоколе, являются: по установившемуся отклонению напряжения - энергоснабжающая организация; по дозе фликера - потребитель с переменной нагрузкой; по коэффициенту n - ой гармоничной составляющей напряжения - потребитель с нелинейной нагрузкой.
Согласно п. 4.3.1 части 2 Методических указаний по контролю и анализу качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения (утв. Госэнергонадзором 15.07.2002), причинами несоответствий по установившемуся отклонению напряжения могут быть: нарушения в работе трансформатора, несимметрия фазных нагрузок в сетях, потери напряжения в распределительной сети и другие нарушения в работе электросетевого оборудования.
В период введения в действие ГОСТ 13109-97 (1998 г.) энергоснабжающие организации, посредством находящегося на их балансе генерирующего и электросетевого оборудования, осуществляли полный цикл электроснабжения потребителей, включающий производство электрической энергии, деление и передачу ее по электрическим сетям, а также куплю-продажу электрической энергии потребителям.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период..." (абзац 15 статьи 6) с 01.04.2006 г. юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 г. не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Заявитель является гарантирующим поставщиком на территории Самарской области (Приказ ФСТ от 21.05.2007 N 103-э), не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевое оборудование, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, следовательно, не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и тем самым влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.
Руководствуясь п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 заявителем урегулированы отношения по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 0063У от 01.01.2010 г. с сетевой организацией ОАО "МРСК Волги", к сетям которой. присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих в г. Самара, пос. Красный Пахарь.
Согласно п. 3.3.1. указанного договора ОАО "МРСК Волги" обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии до точек поставки электроэнергии потребителям, качество и параметры которой, должны соответствовать техническим регламентам (ГОСТ 13109-97).
В пункте 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Согласно п.п. в) п. 13 названных Правил ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору.
Таким образом, согласно условиям договора N 0063У от 01.01.2010 г. и требованиям действующего законодательства, сетевая организация - ОАО "МРСК Волги", оказывающая услуги по передаче электрической энергии потребителям, проживающим в г. Самара, пос. Красный Пахарь, на границе раздела балансовой принадлежности электросетей обязана передать потребителю электрическую энергию, соответствующую по качеству обязательным требованиям стандартов.
Тогда как заявителем предприняты все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: куплена электрическая энергия на оптовом рынке электрической энергии; урегулированы в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Волги", включив в условия названного договора обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ-13109-97,; направлено обращение в ОАО "МРСК Волги" с требованием устранить причины несоответствия качества электрической энергии у потребителей, проживающих в пос. Красный Пахарь.
Таким образом, заявитель не является лицом, по вине которого электрическая энергия, поставляемая в пос. Красный пахарь, не отвечает требованиям ГОСТ 13109-97.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что возможность выполнения предписания N 5 от 26.07.2012 года у заявителя отсутствует.
Поскольку невыполнение в срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности, то оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2013 г. по делу N А55-29675/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29675/2012
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Ответчик: Приволжское межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования Отдел (инспекция) в Самарской области, Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Отдел (инспекция) по Самарской области