г. Владивосток |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А51-31927/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казённого учреждения "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю",
апелляционное производство N 05АП-3480/2013
на решение от 01.03.2013 года
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-31927/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению федерального государственного казённого учреждения "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" (ИНН 2536047692, ОГРН 1022501307432)
об оспаривании решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424) от 06.12.2012 N 08-15728
при участии:
от федерального государственного казённого учреждения "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю": Петрова Т.В. - главный специалист, доверенность N 8 от 04.04.2013, сроком до 31.12.2013, удостоверение N 230021; Кузнецова С.А., доверенность N 9 от 08.04.2013, сроком до 31.12.2013, удостоверение N 63834;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: Бровченко Ю.М., доверенность N 03-133 от 14.01.2013, сроком на один год.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казённое учреждение "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" (далее по тексту - заявитель, ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ответчик, Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, Теруправление), выраженного письмом от 06.12.2012 N 08-15728, и возврата документов по заявлению ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю"; об обязании Территориальное управление Росимущества в Приморском крае принять решение по согласованию места размещения объекта строительства "Пожарная часть на шесть машиновыездов" на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:70, изменению вида разрешённого использования с "Для строительства объектов Дальневосточного государственного университета и конференц-зала" на "объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций" и предоставлению указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" (с учётом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводу, что спорный земельный участок не может быть предоставлен заявителю под строительство пожарной части путём принятия решения о согласовании места размещения объекта строительства, поскольку в силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) участок, поставленный на кадастровый учёт, подлежит предоставлению посредством применения публичных процедур, то есть путём проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2013, ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" просит его отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права, в обоснование заявленных требований, с учётом дополнений, указало следующее. Заявитель ссылается на то, что решение о строительстве объекта "Пожарное депо на 6 машиновыездов" в районе о. Русский, п-в Саперный, мыс Поспелова принято распоряжением Правительства РФ от 18.08.2011 N 1600-рс и распоряжением Правительства РФ от 26.11.2008 N 1780-р как в отношении объекта, обспечивающего безопасность саммита АТЭС. Местоположение объекта было определено на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:530, предоставленного ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития" на праве безвозмездного срочного пользования с разрешённым видом использования "для строительства объектов Дальневосточного государственного университета и конференц-зала", что подтверждается картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа и схемой расположения земельного участка. Исх. N 3251-РП/17 от 17.02.2012 получено согласие Министерства регионального развития на прекращение права безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития" на часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530 для размещения объекта "Пожарное депо на 6 машиновыездов" для ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю". В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530 образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:70, на который было прекращено право безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития", что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество сделок с ним и указанный участок поступил в казну РФ. В связи с этим заявитель считает, что имел право на согласование места размещения объекта строительства "Пожарная часть на шесть машиновыездов" на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:70 по общему правилу статьи 30 ЗК РФ без проведения торгов, и в силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ на последующее принятие ответчиком решения о предоставлении земельного участка для строительства вышеуказанного объекта.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Территориального управления Росимущества в Приморском крае в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал на то, что Теруправление не наделено полномочиями по самостоятельному рассмотрению заявлений по согласованию места размещения объекта строительства, а лишь направляет пакет документов в Росимущество для принятия решения по существу. Соответственно, Теруправление направило пакет документов в Росимущество в установленные сроки.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и в рамках строительства Дальневосточного федерального университета как объекта саммита АТЭС 2012 года распоряжением Правительства РФ от 26.11.2008 N 1780-р было принято решение о строительстве объекта "Пожарное депо на шесть машиновыездов" в районе остров Русский, полуостров Саперный, мыс Поспелова.
17.02.2012 (письмо N 3251-РП/17) получено согласие Министерства регионального развития на прекращение права безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерство регионального развития Российской Федерации" на часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530 для размещения объекта "Пожарное депо на шесть машиновыездов" для ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю".
В соответствии с порядком, определенным действующим законодательством, ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" провела работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530, постановку на кадастровый учет и регистрацию права Российской Федерации на вновь образованные земельные участки.
В результате раздела образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:70, на который было прекращено право безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации". Участок является собственность Российской Федерации.
На основании распоряжения администрации города Владивостока от 29.08.2012 N 1518 ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" выдан акт о выборе земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, о. Русский, в районе мыса Поспелова, площадью 12 625 кв.м, вид разрешенного использования: объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; цель предоставления: для строительства пожарной части на шесть машиновыездов, к акту о выборе утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка.
17.09.2012 ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Приморском крае с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства "Пожарная часть на шесть машиновыездов" на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:70, последующем изменении вида разрешённого использования с "для строительства объектов Дальневосточного государственного университета и конференц-зала" на "объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций" и о предоставлении указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Письмом от 06.12.2012 N 08-15728 Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, сославшись на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.11.2012 N ПП-10/51508, отказало ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" в принятии положительного решения, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учёт и его предоставление возможно только путём проведения торгов.
Не согласившись с отказом ответчика, выраженным в письме от 06.12.2012 N 08-15728, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу заявителя - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учёт земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В пункте 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из материалов дела коллегией установлено, что на основании распоряжения администрации города Владивостока от 29.08.2012 N 1518 ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" выдан акт о выборе земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, о. Русский, в районе мыса Поспелова, площадью 12 625 кв.м, вид разрешенного использования: объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; цель предоставления: для строительства пожарной части на шесть машиновыездов, к акту о выборе утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка.
Местоположение объекта было определено на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:530, предоставленном ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития" на праве безвозмездного срочного пользования с разрешённым видом использования "для строительства объектов Дальневосточного государственного университета и конференц-зала", что подтверждается картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа и схемой расположения земельного участка.
Письмом от 17.02.2012 исх. N 3251-РП/17 получено согласие Министерства регионального развития на прекращение права безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития" на часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530 для размещения объекта "Пожарное депо на 6 машиновыездов" для ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю".
В установленном действующим законодательством порядке ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития" провела работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530, постановку на кадастровый учёт и регистрацию права РФ на вновь образованные земельные участки.
В результате раздела образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:70, на который было прекращено право безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития", что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество сделок с ним, участок находится в федеральной собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.05.2012 N 25-АБ 780785.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов по общему правилу статьи 30 ЗК РФ производится без проведения торгов.
При этом в пункте 1 статьи 32 ЗК РФ определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ земельного участка и его кадастрового учёта в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, то есть путём проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учёт до обращения заявителя в Теруправление для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства "Пожарная часть на шесть машиновыездов" на данном участке.
В связи с этим, принимая во внимание, что в отношении такого земельного участка не требуется принятие решения о его предварительном согласовании, и участок подлежит предоставлению посредством применения публичных процедур, суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерности оспариваемого заявителем отказа Территориального управления Росимущества.
Между судом первой инстанции не учтено следующее.
Так, в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ предусмотрена возможность принятия решения о предоставлении сформированного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но с обязательным условием о публикации сообщения о приёме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как установлено материалами дела, в акте о выборе земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, о. Русский, в районе мыса Поспелова, площадью 12 625 кв.м, вид разрешённого использования: объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; цель предоставления: для строительства пожарной части на шесть машиновыездов, утверждённым распоряжением администрации города Владивостока от 29.08.2012 N 1518 ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю", имеется указание на то, что публичное информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении указанного земельного участка для строительства произведено посредством размещения соответствующей информации 02.08.2012 на официальном сайте администрации г. Владивостока www.vlc.ru.
Коллегией установлено, что действительно, на официальном сайте администрации г. Владивостока www.vlc.ru размещена 02.08.2012 и сохранена в архиве объявлений информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 12625 кв.м в районе о. Русский, в районе мыса Поспелова для строительства пожарной части на шесть машиновыездов, по обращению ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю", и указано, что предложения, замечания по данному вопросу могут быть представлены в управление делопроизводства администрации г. Владивостока по адресу: г. Владивосток, ул. Западная, 15, срок до 06.08.2012.
Согласно акту о выборе указанного земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённого распоряжением администрации города Владивостока от 29.08.2012 N 1518, информация о поступивших предложениях по вопросу о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства отсутствует.
Поскольку в установленный срок иных заявлений от физических или юридических лиц не поступило, спорный земельный участок может быть предоставлен заявителю без проведения торгов и ссылка на данное обстоятельство в письме Теуправления от 06.12.2012 N 08-15728 неправомерна.
Кроме того, коллегией учтено, что в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ЗК РФ) на территории Приморского края исключительный характер имеют земельные участки и (или) расположенные на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов.
Согласно статье 1 Закона N 93-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и развитием города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ в целях размещения объектов, предусмотренных подпрограммой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утверждённой постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N480, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 93-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являются государственные заказчики в соответствии с подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480. Указанным Постановлением определено, что государственными заказчиками являются: Минэкономразвития России, Минобороны России, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Минрегион России.
Согласно приложения N 5 к распоряжению Правительства РФ от 26.11.2008 N 1760-р утверждено Положение о размещении элементов планировочной структуры, в том числе о планируемом размещении объектов капитального строительства федерального значения, на полуострове Сапёрный острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края, и утверждён перечень зон планируемого размещения отдельных объектов капитального строительства федерального значения и характеристика их размещения. Согласно подпункту б) пункта 1 указанного Положения в первую очередь строительства Дальневосточного федерального университета как объекта саммита АТЭС включено пожарное депо на 6 машин.
Строительство депо также было учтено в документации "Проект планировки полуострова Сапёрный о. Русский Владивостокского городского округа", выполненного по поручению Минрегионразвития РФ как госзаказчика по реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
17.02.2012 получено согласие Министерства регионального развития на прекращение права безвозмездного (срочного) пользования ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерство регионального развития Российской Федерации" на часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530 для размещения объекта "Пожарное депо на шесть машиновыездов" для ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю".
В письме от 22.05.2012 N 01/1964 ФКЗ "Дальневосточная дирекция Министерства регионально развития Российской Федерации" также не возражает против согласования спорного земельного участка под строительство пожарной части на шесть машиновыездов.
Соответственно, предоставление спорного земельного участка под объект саммита АТЭС имеет исключительное значение и такой участок подлежит предоставлению ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" вне рамок проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 93-ФЗ также установлено, что земельные участки, предназначенные для строительства необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, предоставляются без проведения торгов.
Довод Теруправления о том, что оно не наделено полномочиями по самостоятельному рассмотрению заявлений по согласованию места размещения объекта строительства, которыми обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, коллегией отклоняется как несостоятельный.
Спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2012 N 25-АБ 780785.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В силу приказа Росимущества от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Росимущества в Приморском крае является органом, наделенным полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае.
Ссылку ответчика на рекомендации Росимущества по организации работы территориальных органов при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, по процедуре предварительного согласования места размещения объекта (письмо от 12.11.2012 N ОД-10/50818 (в редакции изменений, внесенных письмом от 10.12.2012 N ОД-10/57015), согласно которым предусмотрено, что копия заявления о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением копии полного пакета документов территориальными органами направляются в Росимущество в течение трех рабочих дней, для получения соответствующего поручения (пункт 2 Рекомендаций), не свидетельствует об отсутствии у Теруправления распорядительных полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае.
То обстоятельство, что письмом от 19.09.2012 исх. N 08-12028 ответчиком был направлен пакет документов в Росимущество для принятия решения по существу в установленный трёхдневный срок, фактически свидетельствует о соблюдении ответчиком в данном случае информационной внутриведомственной процедуры, и не означает отсутствие у Теруправления полномочий по самостоятельному принятию решения по заявлению ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю".
Указание ответчика в оспариваемом отказе на ответ Росимущества от 14.11.2012 N ПП-10/51508, коллегией проверено, и с учётом вышеизложенного, признано в данном случае неправомерным.
При изложенных обстоятельствах отказ Территориального управления Росимущества в Приморском крае, выраженный в письме от 06.12.2012 N 08-15728, и возврат документов по заявлению ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" являются незаконными как не соответствующие вышеназванным нормам ЗК РФ, Закону N 93-ФЗ, и нарушающие права и законные интересы ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю".
В связи с этим в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ заявленные ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определённые действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, является правовым последствием удовлетворения заявленного заявителем материально-правового требования, и применяется судом по собственной инициативе, с учётом обстоятельств дела.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, коллегия установила, что для решения вопроса о предварительным согласовании места размещения спорного объекта ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" были представлены в Теруправление все необходимые документы, соответствующие пункту 1 статьи 31 ЗК РФ, установленная процедура обращения соблюдена. В этой связи у Теруправления появилась обязанность, предусмотренная пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ по рассмотрению такого заявления и принятию решения о предварительном согласовании ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" места размещения объекта строительства "Пожарная часть на 6 машиновыездов" на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:70, площадью 12625 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс. Поспелова. Участок находится примерно в 650 метрах от ориентира по направлению на юго-запад.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.06.20122 N 01/038/2012-24, свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации 25-АБ 780785 от 25.05.2012 объекты недвижимости и права третьих лиц в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:70, выделенного из земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:530, отсутствуют.
В связи с этим в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ коллегия обязывает Теруправление в месячный срок со дня принятие настоящего судебного акта принять решение о предварительном согласовании ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" места размещения объекта строительства "Пожарная часть на 6 машиновыездов" на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:70, площадью 12625 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс. Поспелова. Участок находится примерно в 650 метрах от ориентира по направлению на юго-запад.
Поскольку вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости и земельные участки могут быть использованы в соответствии видом их разрешённого использования, коллегия обязывает Теруправление изменить вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:70 "Для строительства объектов Дальневосточного государственного университета и конференц-зала" на вид разрешённого использования "объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ). К лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, относятся государственные и муниципальные учреждения, казённые предприятия.
При изложенных обстоятельствах коллегия обязывает Теруправление принять решение о предоставлении ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:70, вид разрешённого использования "Объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьёй 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2013 года по делу N А51-31927/2012 отменить.
Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выраженный в письме от 06.12.2012 N 08-15728, и возврат документов по заявлению ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю", как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня принятия настоящего судебного акта принять решение о предварительном согласовании ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" места размещения объекта строительства "Пожарная часть на 6 машиновыездов" на земельном участке с кадастровым номером 25:28:060105:70, площадью 12625 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс. Поспелова. Участок находится примерно в 650 метрах от ориентира по направлению на юго-запад; изменить вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:70 "Для строительства объектов Дальневосточного государственного университета и конференц-зала" на вид разрешённого использования "Объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций"; принять решение о предоставлении ФГКУ "2 отряд ФПС по Приморскому краю" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:70, площадью 12625 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс. Поспелова. Участок находится примерно в 650 метрах от ориентира по направлению на юго-запад, вид разрешённого использования "Объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-31927/2012
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3480/13