г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2013 г. |
Дело N А56-45572/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Афонин Д.С. - доверенность N 140-09/12 от 20.09.2012
от ответчика (должника): предст. Сопилов Ю.А. - доверенность N 12-2013 от 14.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2725/2013) ООО "ПИТЕРАВТО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2012 по делу N А56-45572/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПИТЕРАВТО"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания от 09.07.2012 N 07-44-01/298
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (ОГРН 1037841003298; далее - ООО "ПИТЕРАВТО", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 09.07.2012 N 07-44-01/298 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 30.11.2012 предписание Управления от 09.07.2012 N 07-44-01/298 признано недействительным в части обязания ООО "ПИТЕРАВТО" разработать, утвердить в соответствии с действующим законодательством и приступить к реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В остальной части в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ПИТЕРАВТО" просит решение суда от 30.11.2012 отменить в части отказа в признании недействительным предписания от 09.07.2012 N 07-44-01/298 в части обязания общество разработать, утвердить в соответствии с действующим законодательством и приступить к реализации планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и удовлетворить требования общества в указанной части. Податель жалобы полагает, что оспариваемое предписание в указанной части является неисполнимым, нарушает права заявителя и противоречит положениям Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, не возражал против пересмотра решения суда от 30.11.2012 только в обжалуемой обществом части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда от 30.11.2012 проверена в обжалуемой обществом части.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения от 15.06.2012 N 455-р в период с 22.06.2012 по 09.07.2012 Управлением проведена внеплановая документарная проверка выполнения ООО "ПИТЕРАВТО" ранее выданного ему предписания от 23.01.2012 N07-44-01/9.
В ходе проверки установлено, что обществом не исполнен пункт 1 предписания Управления об устранении выявленных нарушений от 23.01.2012 N 07-44-01/9, которым обществу предписывалось в срок до 08.06.2012 разработать и утвердить планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств общества (акт проверки от 09.07.2012 N 07-16-01/361).
По результатам проверки Управлением выдано обществу предписание N 07-44-01/298 от 09.07.2012, которым ООО "ПИТЕРАВТО" предписано устранить выявленное нарушение в срок до 01.10.2012, а именно: разработать, утвердить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и приступить к реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, принадлежащих обществу на праве собственности или используемых обществом на ином законном основании; документы, подтверждающие устранение нарушения, представить в Управление в срок до 01.10.2012.
Считая названное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования общества о признании недействительным предписания от 09.07.2012 N 07-44-01/298 в части обязания общество разработать, утвердить в соответствии с действующим законодательством и приступить к реализации планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
При этом пунктом 5 Порядка установлено, что план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ и пункта 4 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В силу пункта 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Таким образом, из части 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ, пункта 5.8 Требований, а также пунктов 3 и 5 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (утв. Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34) следует, что план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры для каждого транспортного средства (либо группы идентичных транспортных средств) на основании результатов проведенной оценки уязвимости транспортных средств.
Согласно пунктам 1-3 статьи 5 Закона N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87.
Согласно пункту 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается обществом, приказом Федерального дорожного агентства от 29.08.2011 N 234 "О присвоении категорий транспортным средствам" транспортным средствам ООО "ПИТЕРАВТО" присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта (л.д. 97). Уведомление Федерального дорожного агентства от 21.09.2011 N 10-29/12767 получено заявителем 06.10.2011 (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 06.10.2011, л.д. 99).
Таким образом, в соответствии с пунктами 5.7 и 5.8 Требований общество обязано было обеспечить проведение оценки уязвимости категорированных транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в срок до 06.01.2012, и в срок до 06.04.2012 разработать и утвердить план транспортной безопасности в отношении каждого транспортного средства (группы транспортных средств).
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, на момент проведения проверки в период с 22.06.2012 по 09.07.2012 и выдачи оспариваемого предписания обществом не было обеспечено ни проведение оценки уязвимости категорированных транспортных средств и утверждение ее результатов, ни разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, что свидетельствует о нарушении обществом положений пунктов 5.7 и 5.8 Требований.
Ссылки заявителя на отсутствие у общества обязанности по проведению оценки уязвимости транспортных средств в связи с тем, что такая оценка проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, правомерно отклонены судом первой инстанции. Согласно пункту 5.7 Требований обязанность обеспечения проведения оценки уязвимости (в отличии от категорирования) возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры. В данном случае, как следует из материалов дела, ООО "ПИТЕРАВТО" не обращалось в специализированные организации и договор на проведение оценки уязвимости не заключало, то есть не исполнило установленную пунктом 5.7 Требований обязанность в отношении категорированных транспортных средств. Обстоятельства, препятствующие выполнению обществом обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости категорированных транспортных средств, судом не установлены. Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, не имеется препятствий и для разработки, утверждения и реализации плана обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (иное заявителем не доказано).
Судом первой инстанции также правомерно отклонены доводы общества о том, что исходя из норм статьи 9 Закона N 16-ФЗ о оценка уязвимости должна проводиться одновременно в отношении транспортных средств и в отношении объектов транспортной инфраструктуры, как основанные на неверном толковании положений названной статьи. Ни нормами Федерального закона от 09.02.2017 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ни положениями Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (утв. приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43) и Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87) проведение оценки уязвимости транспортных средств не поставлено в зависимость от проведения такой оценки в отношении объектов транспортной инфраструктуры (не установлено обязательное одновременное проведение оценки объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств). Податель жалобы не представил в материалы дела доказательства того, что специализированной организацией было отказано в проведении оценки уязвимости транспортных средств общества без одновременной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (по которым еще не проведено категорирование).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание Управления от 09.07.2012 N 07-44-01/298 в части, обязывающей заявителя разработать, утвердить и приступить к реализации плана обеспечения транспортной безопасности транспортных средств является правомерным, в связи с чем отказал в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда от 30.11.2012 в обжалуемой части не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине, уплаченной обществом при подаче апелляционной жалобы, подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 ноября 2012 года по делу N А56-45572/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45572/2012
Истец: ООО "ПИТЕРАВТО"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта