г.Москва |
|
18 апреля 2013 г. |
N А40-85295/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.04.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2013
по делу N А40-85295/12, принятое судьей Березовой О.А.,
по заявлению ООО "Ресурс-М" (ОГРН 1025003476156; г.Москва, ул.Академика Анохина, д.8, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы,
третьи лица: ОАО "Татнефть" им.В.Д.Шадрина, Правительство Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Княжевской А.Б. по доверенности от 23.01.2013, Полынской Е.С. по доверенности от 23.01.2013,
представителя ответчика Преображенской М.А. по доверенности от 08.06.2012,
представитель Правительства Москвы Преображенской М.А. по доверенности от 28.12.2012,
представитель ОАО "Татнефть" им.В.Д.Шадрина не явился, извещен,
представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ресурс-М" обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы в оформлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 13.03.2012 N 33-5-2004/12-(0)-1, а также обязании ответчика направить Обществу проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2013, принятым по данному делу, требования заявителя удовлетворены: судом признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014002:1, оформленный письмом от 13.03.2012 N 33-5-2004/12-(0)-1. Кроме того, суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы направить заявителю проект договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ не соответствует ст.36 Земельного кодекса РФ, поскольку Общество имеет право на приобретение спорного земельного участка в аренду, исходя из того, что на нем находится объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу на праве собственности. При этом суд указал на то, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемого заявителем решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует действующему законодательству. Указывает, что производственная деятельность автозаправочной станции не относится к целевому назначению территории природно-исторического парка "Москворецкий" и недопустима в его границах. Настаивает на том, что решение о предоставлении земельного участка заявителю уполномоченным органом города Москвы, а именно Правительством Москвы не принималось.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы и Правительства Москвы в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал на отсутствие у ответчика предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа Обществу в оформлении договора аренды спорного земельного участка.
В судебное заседание представители третьих лиц - ОАО "Татнефть" им.В.Д.Шадрина, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ресурс-М" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - комплекс автозаправочной станции (АЗС) по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, д.45, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2011 (том 1 л.д.50).
При этом объект приобретен на основании договора купли-продажи автозаправочного комплекса от 08.11.2011 N 3/МФ/А, заключенного заявителем и ОАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина.
24.02.2012 ООО "Ресурс-М" в режиме "одного окна" поданы документы для оформления арендных отношений на земельный участок, на котором расположен комплекс АЗС.
Департамент земельных ресурсов г.Москвы письмом от 13.03.2012 N 33-5-2004/12-(0)-1 сообщил ООО "Ресурс-М" об отсутствии возможности оформить арендные отношения на данный земельный участок ввиду того, что данный участок с кадастровым номером 77:08:0014002:1 расположен на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" (том 1 л.д10).
При этом Департамент указал на наличие установленного решением Савеловского районного суда г.Москвы 22.12.2008 запрета на осуществление деятельности по эксплуатации и сдаче в аренду автозаправочной станции на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, вл.45, что влечет невозможность осуществления деятельности по эксплуатации заправочной станции.
Кроме того, Департаментом указано, что в случае изменения функционального назначения здания по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, вл.45 на соответствующее режиму использования особо охраняемой природной территории, ООО "Ресурс-М" имеет право обратиться в Управление за изменением разрешенного использования земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, вл.45 и повторным рассмотрением вопроса оформления договора аренды.
ООО "Ресурс-М", полагая, что отказ Департамента в оформлении договора аренды земельного участка незаконен и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего дела установлена, исходя из того, что оспариваемый отказ ответчика не соответствует закону и нарушает права и охраняемых законом интересы заявителя.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г.Москва
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (действовавшим до 20.02.2013), Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности), функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п.5.1 Положения Департамент в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов в данном случае является органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставление в аренду земельного участка заявителю.
Как указывалось выше, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в силу ч.1 ст.36 ЗК РФ имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Следовательно, в настоящем случае Общество, являющееся собственником комплекса АЗС по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, вл.45, правомерно обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, на котором расположен комплекс АЗС, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:08:0014002:1.
Таким образом, в силу приведенных выше норм Земельного кодекса РФ у Общества имеется исключительное право на получение данного земельного участка в аренду.
При этом Обществом в Департамент земельных ресурсов города Москвы представлены все необходимые и достаточные документы для оформления договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014002:1 по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, вл.45.
Поскольку заявитель предоставил ответчику полный пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решения о заключении договора аренды, законных оснований для отказа заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не имелось.
Отказывая в оформлении договора аренды земельного участка, Департамент ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0014002:1, используемый для эксплуатации комплекса АЗС, расположен на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
Действительно, согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природно-исторического парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское", в том числе приложений к нему N 1 и N 1а, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах Природно-исторического парка "Москворецкий".
Департамент ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на особо охраняемой природной территории.
Вместе с тем в соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случая установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 названной статьи Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса, которой установлены понятие и режим использования земель особо охраняемых природных территорий.
Следовательно, в силу приведенных норм земельный участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, не является изъятым из оборота.
В силу п.п.1 п.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий являются ограниченными в обороте, то есть не подлежащими предоставлению в частную собственность.
Статьей 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" установлено, что в границах особо охраняемых природных территорий земельные участки могут по решению Правительства Москвы предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории, и не допускает предоставление таких земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование (кроме случаев, указанных в п. 1 данной статьи).
Вместе с тем статья 15 данного Закона допускает ограниченную хозяйственную деятельность на особо охраняемой природной территории лицами, которым земельный участок для этих целей предоставлен до вступления в силу этого Закона, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования. После принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с этим законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств, в которых предусматривается обеспечение сохранности предоставленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования.
В настоящем случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что строительство комплекса АЗС на спорном земельном участке производилось до образования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" на основании Постановления Правительства Москвы от 16.11.1993 N 1039 "О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в г.Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств", распоряжения Префекта Северо-Западного административного округа от 22.08.1996 N 1516-РП, протокола заседания рабочей группы Правительства Москвы от 29.06.1995 N 28, градостроительного заключения от 08.08.1995, при наличии согласования Москомприроды.
При этом до момента образования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" земельный участок предоставлялся в аренду ЗАО "СПЛАВ" по договору от 04.03.1997 N М-08-008288 на 15 лет.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что факт включения спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории не позволяет заявителю требовать предоставления земельного участка в собственность, но не исключает возможности предоставления этого участка в аренду.
На основании изложенного апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемого отказа Департамента в заключении с заявителем договора аренды земельного участка незаконным.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы направить заявителю проект договора аренды спорного земельного участка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, не приняты апелляционным судом как несостоятельные, поскольку в оспариваемом отказе Департамента, являющемся предметом спора по настоящему делу, такие основания к отказу в оформлении договора аренды с заявителем отсутствуют.
Кроме того, следует отметить, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-19106/12-10-179 удовлетворены требования ООО "Ресурс-М" о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 26.12.2011 в переоформлении договора аренды от 04.03.1997 N М-08-008288 земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижние Мневники, вл.45, предоставленного для эксплуатации автозаправочной, газонаполнительной станции на срок до 04.03.2012, а также обязании Департамента произвести замену стороны арендатора в указанном договоре аренды земельного участка на ООО "Ресурс-М" путем заключения дополнительного соглашения.
При таких обстоятельствах доводы подателя апелляционной жалобы о необходимости пересмотра Градостроительно-земельной комиссией города Москвы ранее полученных разрешений и согласований на использование испрашиваемого земельного участка для эксплуатации АЗС являются неправомерными.
Нельзя признать обоснованной и ссылку заявителя жалобы на решение Савеловского районного суда г.Москвы от 22.12.2008, поскольку данным судебным актом, не имеющим преюдициального значения для настоящего спора, прекращена деятельность Московского филиала ООО "Татнефть-АЗС-Запад" по эксплуатации и сдаче в аренду, а также деятельность ИП Незнаева К.А. по эксплуатации шиномонтажа, расположенного по указанному адресу, то есть деятельность иных лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2013 по делу N А40-85295/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85295/2012
Истец: ООО "Ресурс-М"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ОАО "Татнефть" им. В. Д.Шашина, ОАО "Татнефть" имени В. Д.Шашина, ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство города Москвы