г. Киров |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А28-12078/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Стратюк Татьяны Ипполитовны,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2013 по делу N А28-12078/2012 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
(ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090)
к индивидуальному предпринимателю Стратюк Татьяне Ипполитовне
(ИНН: 434531156740, ОГРНИП: 310434511000012),
о взыскании 12 059,99 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к индивидуальному предпринимателю Стратюк Татьяне Ипполитовне (далее - Предприниматель, страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 12059,99 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2013 требования Управления были удовлетворены частично. При этом размер финансовых санкций, подлежащих взысканию с Предпринимателя, судом первой инстанции был уменьшен до 3 015 руб. со ссылкой на пункты 1 и 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Управление с принятым решением суда в части снижения размера финансовых санкций не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в указанной части решение суда отменить и взыскать с ИП Стратюк Т.И. финансовые санкции в полном размере.
По мнению заявителя жалобы, у суда первой инстанции не было оснований для снижения штрафных санкций, поскольку:
- совершение страхователем нарушения впервые не может являться смягчающим обстоятельством, т.к. такое обстоятельство является обстоятельством, не отягчающим ответственность виновного лица;
- санкция, определенная в части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не ставится в зависимость от формы вины;
- отсутствие ущерба бюджету Пенсионного фонда России не может признаваться смягчающим обстоятельством, поскольку состав правонарушения не связан с наличием (отсутствием) реального ущерба,
- размер вменяемой нарушителю санкции должен отвечать принципу справедливости и соразмерности.
Таким образом, Управление считает решение суда первой инстанции незаконным и принятым с нарушением норм права, а также без учета фактических обстоятельств по рассматриваемому спору, что, в свою очередь, является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Предприниматель отзыв на жалобу не представила, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала свою позицию по рассматриваемому спору. Не оспаривая факта допущенного нарушения, полагает, что суд первой инстанции правомерно снизил размер взыскиваемой финансовой санкции.
Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предпринимателем был нарушен срок для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 1 квартал 2012, что послужило основанием для начисления Предпринимателю финансовых санкций в размере 12 059,99 руб.
В связи с неуплатой в установленный в требовании от 16.08.2012 срок для добровольной уплаты финансовых санкций (10.09.2012), Управление обратилось в суд за взысканием финансовых санкций.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", посчитал заявленные Управлением требования обоснованными. Однако, оценив представленные в материалы дела документы, а также обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера взыскиваемых финансовых санкций до 3015 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, заслушав Предпринимателя, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) Предприниматель является страхователем и зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ Предприниматель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) Предприниматель предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым, в частности, регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 1 квартал 2012 были представлены страхователем в Управление 05.06.2012, тогда как срок представления таких сведений - не позднее 15.05.2012. Согласно данным АДВ-6-2 и РСВ-1 ПФР сумма страховых взносов за спорный период времени составила 120 599,88 руб.
Факт допущенного нарушения зафиксирован в акте от 14.06.2012 N 205.
20.07.2012 Управлением принято решение N 205 о привлечении Предпринимателя к ответственности в виде штрафа в сумме 12 059,99 руб.
16.08.2012 Управлением в адрес Предпринимателя было направлено требование об уплате финансовых санкций в сумме 12 059,99 руб. в срок до 10.09.2012.
В данном случае суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Предприниматель своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнил (этот факт Предпринимателем не оспаривается), и, соответственно, к страхователю обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что нарушение совершено Предпринимателем впервые и неумышленно; нарушение срока представления сведений о является незначительным (менее месяца); Предприниматель является добросовестным страхователем; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в результате указанного нарушения не пострадал.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что при вынесении решения о привлечении Предпринимателя к ответственности Управлением обстоятельств, смягчающих ответственность, выявлено не было, размер финансовых санкций не снижался.
Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Довод Управления о том, что совершение правонарушения впервые, не является обстоятельством смягчающим ответственность, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку приведенный в части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, следовательно, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность лица в совершении правонарушения.
Отклоняется судом апелляционной инстанции также довод Управления о том, что страхователь пренебрежительно относится к своим обязанностям, что, в свою очередь, ставит под угрозу общественные отношения и интересы государства, поскольку доказательств недобросовестного поведения Предпринимателя заявителем жалобы в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции отклоняется также довод Управления о том, что снижение штрафа в 4 раза является явно несоразмерным допущенному нарушению, поскольку сам заявитель жалобы указал, что согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в постановление Президиума от 08.12.2009 N 11019/09, размер санкции за совершение правонарушения должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что фактически позиция Управления сводится к несогласию с оценкой обстоятельств по делу, установленных и учтенных судом первой инстанции при снижении размера санкций, тогда как сам факт несогласия с такой оценкой не может быть признан основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом всестороннего и полного исследования фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2013 по делу N А28-12078/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090) в указанной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12078/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
Ответчик: ИП Стратюк Татьяна Ипполитовна