г. Пермь |
|
25 января 2010 г. |
Дело N А71-258/2003 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Казаковцевой Т.В., Снегура А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Савельевой А.В.
при участии:
от заявителя - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республики, (Минфин РФ в лице УФК по УР): не явились,
от заинтересованных лиц:
- арбитражного управляющего Дочернего государственного унитарного предприятия "Управление производственно-технологической комплектацииN 800" Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства N 8" при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (ДГУП УПТК N 800) Гаффанова Флита Загитовича: не явились,
- Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" (ФГУП УССТ N 8 при Спецстрое России): Скобцовой О.В. (паспорт, доверенность от 11.01.2010),
- Федерального агентства Специального строительства (Спецстрой России):
не явились,
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Удмуртской Республике (Росимущество): не явились
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ФГУП "УССТ N 8 при Спецстрое России"
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 октября 2009 года
по делу N А71-258/2003,
принятое судьёй Л.А. Нуртдиновой
по заявлению Минфин РФ в лице УФК по УР
об изменении порядка исполнения судебного акта,
установил:
Минфин РФ в лице УФК по УР обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об изменении порядка исполнения определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007 по делу N А71-258/2003 путём исключения из резолютивной части судебного акта указания на казну России и определения надлежащего органа - Спецстрой России, на который возложена обязанность по выплате денежных средств в пользу Гаффанова Ф.З.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 октября 2009 года заявление Минфин РФ в лице УФК по УР удовлетворено. Изменён порядок исполнения определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007 года по делу N А71-258/2003 в части органа, на который возложена обязанность по выплате денежных средств Гаффанову Ф.З. С Федерального агентства специального строительства за счёт казны Российской Федерации взыскано в пользу Гаффанова Ф.З. 908 271 руб. 35 коп.
Не согласившись, ФГУП "УССТ N 8 при Спецстрое России" (далее - заявитель) просит определение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе заявитель полагает, что судом не применён закон, подлежащий применению, а именно п.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отмечает, что оснований для замены должника не имеется, поскольку требования необоснованны. Кроме того, заявитель отмечает, что является распорядителем бюджетных средств, предусмотренных лишь на содержание аппарата управления, полномочиями по распределению федеральных бюджетных средств между подведомственными предприятиями не обладает, выступать от имени Российской Федерации не может, для этого привлечено Минфин РФ.
Арбитражный управляющий Гаффанов Ф.З. против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что Министерство финансов РФ вернуло исполнительный лист без исполнения, Федеральное казначейство также вернуло исполнительный лист без исполнения. В связи со сложившейся ситуацией Гаффанов Ф.З. обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов РФ. Однако данное заявление оставлено без удовлетворения. Из чего следует наличие оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта в соответствии со ст.324 АПК РФ.
Минфин РФ в лице УФК по УР против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что взыскание будет производиться за счёт казны России, при этом права заявителя апелляционной жалобы нарушены не будут. Просит оставить определение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2004 ликвидируемое ДГУП УПТК N 800 (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим должника утверждён Гаффанов Ф.З. Срок конкурсного производства, открытого в отношении предприятия - должника неоднократно продлевался.
Определением Арбитражного суда от 13.09.2007 конкурсное производство, открытое в отношении должника, завершено.
13.01.2006 конкурсный управляющий Гаффанов Ф.З. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о возложении судебных расходов: вознаграждения арбитражного управляющего и расходов на оплату услуг лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, в размере 1 391 122 руб. 63 коп., на ФГУП УССТ N 8.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.05.2006 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Гаффанов Ф.З. отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2006 определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.05.2006 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007 с казны Российской Федерации в пользу Гаффанова Ф.З. взысканы расходы, связанные с проведением конкурсного производства ДГУП УПТК N 800.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2008 определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007 изменено, пункт 1 резолютивной части дополнен словами "908 271 руб. 35 коп. расходов на проведение конкурсного производства", в остальной части оставлено без изменения.
Для приведения в исполнение определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007, измененного постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2008, Арбитражным судом Удмуртской Республики выдан исполнительный лист N 20013 о взыскании с казны Российской Федерации в пользу Гаффанова Ф.З. 908 271 руб. 35 коп. расходов на проведение процедуры конкурсного производства.
Исполнительный лист N 20013, предъявленный Минфину РФ, был возвращён без исполнения со ссылкой на положения статей 242.3, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (письмо исх.N 08-05-14/4257 от 06.06.2008).
С целью исполнения, Гаффанов. Ф.З. направлял указанный исполнительный лист в Федеральное казначейство Российской Федерации, который письмом исх.N 42-9.2-06/232 от 21.08.2008 был возвращен с указанием о необходимости его предъявления Министерству финансов Российской Федерации.
Гаффанов. Ф.З. обращался в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Российской Федерации по возвращению исполнительного листа от 29.01.2008 N 20013 и об обязании исполнить исполнительный лист.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2008 по делу N А40-71467/2008 в удовлетворении заявления отказано.
В силу с п.1 ст.242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с п.63 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 15.12.2004. N 29, в случае отсутствия у ликвидируемого должника достаточных средств для оплаты судебных расходов, в том числе расходов на опубликование соответствующих сведений, а также вознаграждение арбитражного управляющего и оплату услуг лицам, привлекаемым арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, обязанность по уплате соответствующих сумм возлагается по заявлению арбитражного управляющего на заявителя, а если заявителем является ликвидационная комиссия на создавшего эту комиссию собственника имущества должника - унитарного предприятия.
В соответствии с п.3 ст.59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127 ФЗ от 26.10.2002 в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных п.1 указанной статьи, лицо, обратившееся с заявлением о признании должника банкротом, обязано погасить данные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007 и Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2008 установлено, что приказом начальника Федеральной службы специального строительства Российской Федерации N 466 от 23.12.2002. ФГУП УССТ N 8 разрешено произвести ликвидацию ДГУП УПТК N 800, приказом начальника ФГУП УССТ N 8 от 31.12.2002 N 121 была создана ликвидационная комиссия. Федеральное агентство специального строительства является правопреемником Федеральной службы специального строительства Российской Федерации.
В силу с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации могут выступать государственные органы.
Согласно с п.3 ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.
В соответствии с пп.32 п.7 Положения о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1084, Федеральное агентство специального строительства осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий или оперативном управлении воинских формирований.
Таким образом, исполнительный документ должен исполняться в соответствии со ст.242.3 БК РФ, согласно которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника исполнительный документ, а также судебный акт, на основании которого он выдан, должны содержать указание на конкретное лицо - федеральное бюджетное учреждение, являющееся должником.
Из имеющихся материалов дела следует, что имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
В соответствии со ст.324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнения судебного акта, арбитражный суд, по заявлению должника, вправе изменить способ и порядок исполнения судебного акта.
Как было отмечено, приказом начальника Спецстроя России от 23.12.2002 года N 466 ликвидационная комиссия ДГУП УПТК N 800 создана ФГУП УССТ N 8, правопреемником Федеральной службы специального строительства РФ является Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), деятельность которого полностью финансируется собственником имущества за счёт средств федерального бюджета.
Согласно ч.3 ст.158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно п.36 п.7 Положения о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1084, Федеральное агентство специального строительства является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Спецстроя России.
Поскольку определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007, заявление удовлетворено за счёт казны Российской Федерации, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Министерства финансов РФ в лице УФК по Удмуртской Республики и изменил способ и порядок исполнения определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2007 путём взыскания с Федерального агентства специального строительства за счёт казны Российской Федерации в пользу Гаффанова Ф.З. 908 271 руб. 35 коп.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Таким образом, оснований для изменения или отмены определения, установленных ст.270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271, 272 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 октября 2009 года по делу N А71-258/2003 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. М. Жукова |
Судьи |
Т. В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-258/2003
Должник: ДГУП "Управление производственно- технологической комплектации N 800", ФГУП "Управление производственно-технологической комплектации N 800"
Кредитор: ДГУП "Комбинат производственных предприятий N 811", ДГУП "Комбинат производсьвенных предприятий N 811" ФГУП УССТ-8, Колобкова С А, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республики, МРИ ФНС N 9 по УР, Помыткин Д В, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республики, ФГУП "Ижевский механический завод", ФГУП "Ижевский механический хзавод", Филиал ООО "Росгосстрах-поволжье"
Третье лицо: Гаффанов Флит Загитович, ГУ Управление пенсионного фона РФ в г. Ижевске, Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике, ООО "Росгосстрах-Поволжье" в лице филиала - Главное Управление по Удмуртской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по УР, Управление Федерального казначейства РФ по УР, Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, УФНС РФ по УР (Чураков Д. В. - представитель собрания кредиторов), УФРС РФ по УР, ФГУП "Управление строительства N 8 при Спецстрое России", ФГУП "УССТ N 8 при Спецстрое России", Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), Федеральное агентство Специального строительства РФ