г. Томск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А27-19694/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Бородулиной И.И., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Александер Т.В. по доверенности N Д-7-102 от 14.02.2013 года (сроком до 14.02.2016 года)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 15, г. Осинники
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11 февраля 2013 года по делу N А27-19694/2012 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь", г. Новокузнецк (ИНН 4216008176, ОГРН 1024201758030)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663)
о признании решения недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее по тексту - заявитель, Общество) в лице филиала "Шахта "Алардинская" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании решения филиала N 15 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ КРОФСС, Фонд социального страхования, заинтересованное лицо) от 10.08.2012 года N 28н/с недействительным в части дополнительно начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами в сумме 9980 руб. 28 коп.; а также в части непринятия к зачету расходов страхователя на оплату отпуска для санаторно-курортного лечения в сумме 3643 руб. 93 коп. и доначислении на них соответствующей суммы страховых взносов, пени и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 февраля 2013 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку оплата дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами производится в рамках трудовых отношений и не относится к государственным пособиям, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами; страхователь не может производить перенос выходного праздничного дня, попадающего в число дней санаторно-курортного лечения, следовательно, указанный день не подлежит оплате; доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Законом N 125-ФЗ производится на суммы непринятые к зачету расходов в полном объеме.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
До начала судебного заседания от апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, поскольку оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов не только не подпадает под вознаграждения, выплачиваемые в связи с выполнением работником своих трудовых обязанностей, но и отвечает понятию государственного пособия, установленного законодательством Российской Федерации, которые не подлежат обложению страховыми взносами; число дней отпуска предоставленного по приказу Общества полностью соответствует числу дней, определенных Фондом социального страхования в Приказе о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение; начисление страховых взносов на страховые взносы является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства, законных прав и интересов заявителя.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 15, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области от 11 февраля 2013 года в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" по месту нахождения филиала "Шахта "Алардинская" по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Результаты выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года оформлены актом проверки от 29.06.2012 года N 29н/с.
Согласно акту проверки, заинтересованное лицо пришло к выводу о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, Фонд социального страхования указал, что в 2011 году плательщик страховых взносов не начислял страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на оплату дополнительных дней, предусмотренных для ухода за детьми-инвалидами в сумме 9980 руб. 28 коп (пункт 2.3.2.1 акта проверки).
Кроме того, в пункте 2.4.1 акта проверки отражено, что в ходе проверки правильности сроков предоставления отпусков выявлено нарушение заявителем статьи 120 Трудового кодекса РФ, страхователем оплачены нерабочие праздничные дни, приходящиеся на периоды оплачиваемых отпусков, для санаторно-курортного лечения в сумме 19 728 руб. 64 коп. работникам предприятия.
Актом проверки установлены и иные нарушения, связанные с неправильным исчислением пособий по временной нетрудоспособности.
По результатам проверки Фондом социального страхования принято решение от 10.08.2012 года N 28н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В пункте 1 решения ГУ-КРОФСС пришел к выводу о том, что страхователь в нарушение законодательства не начислял страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в сумме 9980 руб. 28 коп.
Пунктом 2 решения установлено, что занижена облагаемая база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 41597 руб. 82 коп., из них на сумму расходов на оплату отпуска для санаторно-курортного лечения застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ), выплаченных с нарушением статьи 120 ТК РФ, на сумму 19728 руб. 64 коп.( пункт 2.2.1 решения).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ в проверяемом периоде не приняты расходы на оплату отпусков для санаторно-курортного лечения в сумме 19728 руб. 64 коп., в том числе не приняты расходы, произведенные на оплату праздничных дней в 2009 году в сумме 14 545 руб. 86 коп., в 2010 году в сумме 3574 руб. 92 коп., в 2011 году 1607 руб. 86 коп.
Кроме того, ГУ-КРОФСС пришел к выводу, что заявителем нарушен пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ: страховые взносы не начислялись на сумму выявленной недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 45 750 руб. 26 коп., образовавшуюся в период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов в Фонд, в том числе: неуплаченные страховые взносы 4384 руб. 14 коп.; расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов 41 366 руб. 12 коп.
Таким образом, страховые взносы доначислены на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами на суммы расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов по двум видами страхового обеспечения: от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки также начислены пени в сумме 3241 руб. 18 коп.
Кроме того, оспариваемым решением Общество привлечено к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 876 руб. 83 коп.; предложено уплатить недоимку в сумме 45 750 руб. 26 коп., пени и штраф.
Полагая указанное выше решение незаконным в части, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных актов Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона "о страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с 01.01.2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 года N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.
Таким образом, довод апеллянта, что Общество не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало указанные суммы при определении базы для исчисления взносов, не отражало их в сведениях, представляемых в Фонд, не правомерен, поскольку данные выплаты имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом этого, оспариваемое решение в части начисления страховых взносов на суммы оплаты работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, и начисления штрафа за их неуплату, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом как правомерно отмечено арбитражным судом, ни в акте выездной проверки от 29.06.2012 года N 29н/с, ни в решении от 10.08.2012 года N 28н/с заинтересованным лицом не отражены конкретные суммы страховые взносов, начисленные на сумму оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
Исходя из суммы выплат на указанные цели - 9 980 руб. 28 коп. и страхового тарифа, установленного для страхователя в размере 8,5%, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фондом социального страхования начислены необоснованно страховые взносы на суммы оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в размере 848 руб. 33 коп,
Кроме того, в оспариваемом решении ГУ-КРОФСС ссылается на нарушение страхователем статьи 120 Трудового кодекса РФ, что выразилось в оплате страхователем нерабочих праздничных дней, приходящихся на периоды оплачиваемых отпусков для санаторно-курортного лечения.
В соответствии со статьей 120 Трудового кодекса РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
При этом указанная норма не содержит каких-либо положений относительно оплаты дней отпуска, при этом ею определено, что нерабочие праздничные дни не включаются в число календарных дней отпуска, в связи с чем, период отпуска продлевается на количество выпавших на период отпуска праздничных дней.
Так, например, если отпуск предоставлен на 21 календарный день с 1 марта, и в соответствии со статьей 120 ТК РФ 8 марта - как праздничный нерабочий день не включается в календарные дни отпуска, то период отпуска будет составлять 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 - что и составляет 21 календарный день отпуска.
Как следует из представленных заявителем документов, при предоставлении дополнительно отпуска Пушкаревой Л.В. (с 25.02 по 18 марта 2010 года), Черепанову И.Г. (с 03.03. по 24.03.2011 года) в календарные дни отпуска не был включен праздничный день - 8 марта, а работникам Гришину В.Б. (с 01.06. по 15.06.2010 года), Числову И.Г. (с 01.06.по 22.06.2010 года), Волкову В.Г. (с 09.06. по 30.06.2011 года) в календарные дни отпуска не включен нерабочий праздничный день - 12.06.2012 года, что соответствует статье 120 Трудового кодекса РФ. Оплата производилась за календарные дни отпуска.
Таким образом, доводы апеллянта о нарушении страхователем статьи 120 ТК РФ не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы заинтересованного лица о том, что предоставление дополнительного отпуска для санитарно-курортного лечения имеет целевое значение, отпуск предоставляется только на период лечение, который в соответствии с приказами ГУ-КРОФСС о предоставлении путевки составляет 21 календарный день, и нерабочие праздничные дни также засчитываются в количество дней санаторно-курортного лечения, при этом дни, выпадающие на нерабочие праздничные дни переносу и, соответственно, оплате не подлежит, в связи с чем, если количество дней санаторно-курортного лечения составляет 21 день, отпуск работодателем должен быть предоставлен на 21 день, при этом, поскольку в число календарных дней санаторно-курортного лечения выпадает один нерабочий праздничный, который не подлежит переносу и оплате, то оплате подлежит 20 дней отпуска, так как они не основаны на действующем законодательстве.
Фонд социального страхования не указал, каким законом или нормативным правовым актом определен такой порядок оплаты дней отпуска, предоставленного для санитарно-курортного лечения.
По данному эпизоду ГУ-КРОФСС в решении сослался на статью 120 Трудового кодекса РФ, однако, указанная норма не содержит каких-либо исключений при расчете календарных дней дополнительного отпуска, предоставляемого в целях санаторно-курортного лечения, не содержит указания на то, что в количество дней отпуска предоставляемых для санаторно-курортного лечения включаются и нерабочие праздничные дни. Указанная норма не содержит и положений об оплате дней отпуска.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательства Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 9 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года N 184 страхователи выплачивают застрахованным, состоящим с ними в трудовых отношениях, обеспечение по страхованию в виде, в частности, оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением страховщиком застрахованному путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Подпунктом "г" пункта 2 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 года N 286, установлено, что дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на: медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного лица, а в случае необходимости оплату проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ установлена обязанность страхователя предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Следовательно, страхователь должен произвести оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, то есть за все 21 день, независимо от того, выпадает на период лечения праздничный день или нет.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Кроме того, в силу пункта 7 статьи 15 Федерального закона N 125-ФЗ, пункта 10 Правил N 184, пункта 4 Положения оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, производится страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Соответственно, оплата отпуска за весь период лечения (в данном случае 21 календарный день) отнесена к дополнительным расходам страхователей, производимым за счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, доводы ГУ-КРОФСС о том, что страхователь должен был оплатить работникам Пушкаревой Л.В., Гришину В.Б., Числову А.В., Черепанову И.Г. и Волкову В.Г. только 20 дней отпуска на санаторно-курортное лечение, исключив из календарных дней отпуска праздничный день, не соответствует действующему законодательству.
Ссылка заинтересованного лица на пункт 32 Положения (постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 года N 286) и статью 139 Трудового кодекса РФ также является несостоятельной, поскольку указанные нормы так же не содержат в себе положений о том, что праздничные дни, в случае если они приходятся на период отпуска для санаторно-курортного лечения, не подлежат оплате.
Так, согласно пункту 32 Положения оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) осуществляется в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса РФ для оплаты отпусков.
Статьей 139 Трудового кодекса РФ определен лишь порядок исчисления средней заработной платы.
В силу указанной нормы для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель при исчислении дней отпуска, не включал в дни отпуска праздничный день, вместе с тем, начисления оплаты производил за 21 календарный день отпуска, как и положено в соответствии с действующим законодательством с учетом оплаты отпуска за весь период санаторно-курортного лечения.
В свою очередь апеллянт не представил доказательств того, что страхователь произвел оплату застрахованным лицам отпусков на санаторно-курортное лечение сверх 21 календарного дня, предоставленного по приказам ГУ-КРОФСС.
Кроме того, оплата дополнительного отпуска на санаторно-курортное лечение производится страхователем за счет уплаты страховых взносов и указанные суммы оплаты отпуска относятся к дополнительным расходам страхователей по обеспечению страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Пунктом 10 Правил N 184 установлено, что расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, расходы имеют иной правовой статус, выплачиваются за счет страховых взносов, уплаченных страхователем, и осуществление расходов с нарушением законодательства влечет непринятие таких расходов к зачету. Страховщик вправе требовать восстановить указанную сумму, но указанные обстоятельства не свидетельствуют о занижение облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы не могут начисляться страховые взносы, и тем более начисляться штраф по статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ.
Из материалов дела следует, что оспариваемая сумма 3643 руб. 93 коп. является суммой непринятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно решению ГУ-КРОФСС от 10.08.2012 года N 28н/с непринятые к зачету в счет страховых взносов расходы в общей сумме 41366 руб. 12 коп., в которую вошла и сумма расходов по спорному эпизоду, определены как недоимка по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и страхователю предложено перечислить эту сумму в добровольном порядке. Одновременно на указанную сумму начислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Более того, в адрес страхователя направлено требование от 07.09.2012 года N 28н/с об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 45750 руб. 26 коп., в которую вошли и расходы, не принятые к зачету в сумме 41366 руб. 12 коп.
Однако, как правомерно отмечено арбитражным судом, Федеральным законом N 125-ФЗ не установлена возможность начисления страховых взносов на недоимку по страховым взносам, недоимка по страховым взносам не указана в виде сумм, подлежащих включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
В силу статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата страховых взносов в установленные сроки является основанием только для начисления пени.
Доводы ГУ-КРОФСС о том, что поскольку спорные суммы расходов не приняты к зачету в счет уплаченных страховых взносов, они автоматически становятся просто выплатами в пользу работников, и, соответственно, на них подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения, являются необоснованными.
Непринятые Фондом расходы заявителя являются неуплаченными страховыми взносами, то есть недоимкой по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что отражено Фондом в материалах проверок и не оспаривается ГУ-КРОФСС.
Соответственно, ГУ-КРОФСС начисляет страховые взносы на страховые взносы, что противоречит действующему законодательству и ведет к двойному налогообложению.
Начисление страховых взносов на страховые взносы является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства Российской Федерации, законных прав и интересов заявителя.
В оспариваемом решении не отражены конкретные суммы страховые взносов, начисленные на сумму не принятых к зачету расходов в размере 3643 руб. 93 коп.
Исходя из спорной суммы оплаты отпуска на санаторно-курортное лечение 3643 руб. 93 коп. и страхового тарифа 8,5%, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фондом начислены страховые взносы на спорную сумму в размере 309 руб. 73 коп.
При таких обстоятельствах является необоснованным начисление страховых взносов по первому эпизоду в сумму 848 руб. 33 коп. и по второму эпизоду в сумме 309 руб. 73 коп., что составляет 1158 руб. 06 коп.
Следовательно, ГУ-КРОФСС необоснованно начислены пени на данную сумму страховых взносов, и страхователь неправомерно привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 231 руб. 61 коп. (1158,05х20%).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Фонд социального страхования в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Ошибочно уплаченная апеллянтом платежным поручением N 262 от 26.02.2013 года государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 февраля 2013 года по делу N А27-19694/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19694/2012
Истец: ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь "Шахта "Алардинская", ОАО "ОУК "Южкузбассуголь (филиал "Шахта "Алардинская")
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации