Автоматизированный комплекс управления процессом оказания первичной медицинской помощи в муниципальных лечебных учреждениях здравоохранения города Казани
Развитие различных информационных технологий, сопровождающий переход постиндустриального общества в информационное, приобретает особую значимость в социальной сфере.
Основная цель проекта по автоматизации детских лечебных учреждений Казани, получившего название "Детство" - повышение качества и доступности медицинской помощи населению, эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию здравоохранительных программ; построение инфраструктуры для выполнения информационных проектов в сфере здравоохранения, в том числе с использованием электронных медицинских карт.
В сентябре 2006 года по итогам открытого конкурса, объявленного Дирекцией муниципального заказа г. Казани, компания СИБИНТЕК подписала Муниципальный Контракт на создание "Автоматизированного комплекса управления процессом оказания первичной медицинской помощи в детских лечебных учреждениях первичного звена города Казани" для Управления здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
По рекомендации Федеральной службы по надзору за здравоохранением и социальной службой Российской Федерации в детских поликлиниках республики Татарстан начала опробоваться система электронных медицинских карт. Она предназначена для комплексной работы лечебных учреждений и организаций, осуществляющих контроль в сфере здравоохранения. Специалисты сферы здравоохранения могут пользоваться единой базой данных здоровья населения, осуществлять оперативный контроль оказания медицинских услуг, выдачи медикаментов и т.д.
В ходе реализации проекта "Детство" было автоматизировано 15 городских ЛПУ, состоящих из 43 детских поликлиник; а также Управление Здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Специалистами СИБИНТЕК создана единая информационная сеть всех детских ЛПУ города, произведена информатизация внутреннего производственного процесса каждого ЛПУ в отдельности, внедрены система управления административно-хозяйственной деятельностью ЛПУ, программный комплекс для мониторинга сети и ресурсов детских ЛПУ Казани, а также система использования электронных медицинских карт в детских ЛПУ первичного звена.
Один из блоков системы позволяет отслеживать паспорт лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), благодаря которому, помимо прочих, осуществляется мониторинг материально-технических ресурсов учреждения, а именно: сколько оборудования, какого вида и какого года выпуска находится в эксплуатации.
Несколько фактов:
Установлено: 17 серверов, 667 персональных компьютеров, 360 принтеров, создана система электронного хранения данных, установлен комплект для спутникового доступа в сеть Интернет, автоматизировано более 700 рабочих мест сотрудников лечебных учреждений. Внедрение проекта завершено в 10 поликлиниках, в 5 поликлиниках идет этап опытной эксплуатации.
Описание решения
Проект автоматизации деятельности медицинских учреждений на основе электронной медицинской карты общей стоимостью около 1 млн. долларов США - один из крупнейших в России. В ходе его реализации была проведена модернизация ИТ-инфраструктуры, а также создана автоматизированная система управления всех детских ЛПУ города на базе единой электронной карты пациента - новинки в сфере отечественного здравоохранения.
Данная программа на основе программного обеспечения программного обеспечения "Система Витакарта" оптимизирует работу поликлиник, облегчает работу врачей, фиксируя интенсивность их деятельности, позволяет проводить контроль качества проведенного лечения. У руководителя учреждения всегда под рукой отчетные данные для принятия правильного управленческого решения. Каждому пациенту присвоен ключ к его персональному медицинскому файлу (в дальнейшем данный ключ будет иметь вид пластиковой карты). С ее помощью или путем ввода в систему исходных данных о пациенте, например фамилии, можно сразу записаться на прием к любому врачу-специалисту или к участковому терапевту. На компьютере у врача появляется та же информация. Он может сразу узнать, кто придет к нему на прием завтра или в любой другой день. Информационная система позволяет руководителям разного звена следить за ситуацией с заболеваемостью, формировать отчетность различных форм. Мониторинг качества оказанных медицинских услуг может осуществляться не от случая к случаю, а непрерывно и постоянно. Благодаря наличию уникального персонального кода врача, а также сохранению всей цепочки выполненных им действий в поликлиниках проводится анализ работы специалистов на предмет обоснованности выписки медикаментов, качества проводимого им лечения, выписки больничных листов. Может быть проведен статистический анализ деятельности персонала, связанной с лечением пациентов.
Еще одно преимущество системы - возможность обращения и работы с картой во всех лечебных учреждениях района, города, региона и страны в целом. Нужно только при себе иметь карту или знать ее код. Карта облегчает работу скорой и неотложной медицинской помощи, так как в режиме просмотра данных можно узнать всю информацию о пострадавших: от группы крови и перенесенных заболеваниях и травмах до аллергических реакций на те или иные лекарственные препараты. В режиме просмотра на экран выводится ограниченная информация, что соответствует всем нормативным актам, которые относятся к защите конфиденциальной информации. Работа в режиме изменения данных карты возможна только с компьютеров лечебных учреждений, авторизированных на центральном сервере и при вводе дополнительного кода врача. Информационная система исключает случаи утери медицинской информации, увеличивает пропускную способность поликлиник за счет уменьшения времени на заполнение различной документации. Система не допускает дописок и переделок. Новая система позволяет напрямую связываться с аптекой и узнавать, какие имеются в наличии лекарства, которые можно выписать по льготным рецептам, напрямую мы можем связаться с регистратурой, чтобы записать больного на прием к узким специалистам, с лабораторией, чтобы узнать результаты анализов, можем посмотреть различную справочную информацию, например шифры различных заболеваний.
Несколько фактов:
Скорость получения информации о проведенных лабораторно-инструментальных исследованиях в филиалах поликлиник снизилась с 2-х дней до 1 минуты
Погрешность при ведении персонифицированного учета больных уменьшилась с 7% до 1%,
Утеря информации о проведенных лабораторных исследованиях уменьшилась с 10% до 1%,
Время на вычисление лейкоформул снизилось с 5 минут до 1 секунды.
Автоматизация лабораторной службы, позволило увеличить количество проводимых анализов на 15%
Конечно, внедрение информационных технологий в медицинских учреждениях на первом этапе вызывало некоторые сложности, приходилось сталкиваться с отдельными случаями компьютерофобии, ведь многие участковые врачи - это люди среднего возраста и старше. Но медицинские работники очень быстро почувствовали пользу и удобство работы с новой системой. Например, в одной из поликлиник работает очень опытный участковый врач, которая недавно обратилась с просьбой об установке в кабинете дополнительного монитора, позволяющего ей работать одновременно с медицинской сестрой.
С самого начала проект строился на принципах системного подхода и предусматривал интеграцию на единой программной платформе и в единой информационной сети ЛПУ первичного звена взрослой сети, ЛПУ первичного звена детской сети и Управления Здравоохранения г. Казани.
Комплекс состоит из совокупности систем, подсистем (модулей), которые предназначены для решения профильных задач и способны осуществлять обмен данными с другими подсистемами (системами), включая систему для подготовки и передачи отчетной и финансовой документации в электронном виде в страховые организации и ФОМС.
Системой предусмотрена возможность интеграции АК УЗ в Муниципальную информационную систему Казани и Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Осенью 2007 года компания СИБИНТЕК приступила к реализации второго этапа проекта - внедрению системы в сети взрослых ЛПУ. В этот контракт вошли 77 объектов муниципального здравоохранения или по-другому 30 ЛПУ амбулаторно-поликлинического звена, поскольку каждая поликлиника имеет несколько филиалов, которые разбросаны по городу.
Сейчас Управление Здравоохранения Муниципального образования г. Казани имеет возможность первичной обработки документов (амбулаторных карт), отслеживания материально-технических ресурсов и кадровых вопросов, и сможет вскоре отслеживать финансовые поступления и оборот средств в ЛПУ. По сути - это возможность реального, системного управления отраслью на уровне первичного звена.
В планах Управления здравоохранения - оснащение офисов врачей общей практики, расположенных в поселках пригорода Казани, мобильными рабочими местами. В настоящее время идет работа по объединению их в единую сеть, что позволит врачу назначать консультации специалистов, записывать ставить пациентов на консультации в головную поликлинику, и направлять людей к конкретному специалисту в строго определенное время. Оснащение врачей мобильными компьютерами позволит им в ходе визита к пациенту соединиться с центральным сервером для получения дополнительной информации.
Еще один новый проект связан с интеграцией лечебных учреждений и высокотехнологичных центров. Цель данного проекта - соединить муниципальную сеть взрослых ЛПУ с высокотехнологичным центром - федеральным межрегиональным клинико-диагностическим центром (МКДЦ, специализирующимся на кардио- и нейро-хирургии), где врач-терапевт, кардиолог или невропатолог смог бы в режиме реального времени оперативно получить квалифицированную консультацию профильного специалиста Центра. Благодаря этому сокращается время, необходимое для направления пациента на операцию, если это необходимо. Особенно актуальны сегодня консультации по направлению кардиохирургии, поскольку процент смертности пациентов от сердечно-сосудистых заболеваний очень велик. Преимущества такого объединения очевидны - это мониторинг дооперационного и послеоперационного периода, наличие информации, доступной и участковому врачу, и оперирующему хирургу в электронном виде в карте пациента и многое другое. В настоящее время в режиме пилотного проекта к Центру подключены четыре поликлиники одного из районов города.
Такой подход позволит создать замкнутый лечебно-диагностический процесс, то есть решать проблемы диспансеризации и профилактического направления первичного звена.
В мае 3007 года было принято решение о создании, а в октябре приступил к работе Центр оперативного управления при городском Управлении здравоохранения, который стал командным пунктом системы. Руководители городского Управления здравоохранения могут получить оперативную информацию о работе поликлиник, посещаемости, выписке лекарств ДЛО. Из Центра управления можно просмотреть паспорт ЛПУ, его обеспечение кадровыми и материально-техническими ресурсами.
"Система решает три основные задачи - медицинскую, социальную и экономическую, - считает Алексея Владимировича Шулаев, Заместитель начальника по развитию отрасли Управления здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан. - Речь идет о таких важных аспектах как повышение качества оказания медицинской помощи населению и удовлетворенности пациентов за счет сокращения очередей, оперативное получение квалифицированных консультаций, информации о наличии в аптечной сети необходимых лекарственных препаратов. Также система дает возможность повысить эффективность управление материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами городского здравоохранения. Автоматизация управления процессом оказания первичной медицинской помощи позволяет, например, сократить потери результатов анализов при их передаче из лаборатории головной здания лечебного учреждения в удаленные филиалы и увеличить пропускную способность лабораторий, а эти задачи имеют чисто экономический аспект. Заложенный в проект принцип создания единой муниципальной системы здравоохранения г. Казани, работающей в рамках единого информационного пространства, выводит отрасль города на совершенно новый качественный уровень.
Данный проект вносит ощутимый вклад в реализацию государственной программы "Здоровье нации" и успешного выполнения Национального проекта "Здоровье".
Система работает в режиме реального времени и основана на принципе работы всемирной сети Интернет, что обеспечивает непрерывность работы и дешевизну при подключении лечебного учреждения к ее базе данных и представляет собой единую базу данных о здоровье населения района, города, региона, страны.
Проект получил общественное признание - вошел в число номинантов конкурса Cnews Awards 2007 и занял 3 место среди лучших проектов в номинации "Современная страна".
А.В. Шулаев,
заместитель начальника по развитию отрасли
Управления здравоохранения муниципального образования
города Казани Республики Татарстан,
кандидат медицинских наук
А.Р. Гайнутдинов,
директор Казанского филиала ООО ИК СИБИНТЕК
"Врач и информационные технологии", N 1, январь-февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач и информационные технологии"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: 6 выпусков в год
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов. Членами редакционной коллегии являются ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицинской информатики, руководители крупнейших медицинских организаций и информационно-аналитических центров. Информационная концепция журнала отражает важнейшее направление модернизации здравоохранения - использование информатизации как важнейшего инструмента управления отрасли.
Журнал "Врач и информационные технологии" является единственным периодическим изданием, отражающим проблемы информатизации здравоохранения и создания единого отраслевого информационного пространства.
Подписные индексы в каталоге "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
- 82615, 20103
Условия подписки через редакцию на сайте: http://www.idmz.ru или по телефону (495) 618-07-92, e-mail: idmz@yandex.ru
Адрес редакции: 127254, Москва, ул. Добролюбова,11, офис 234