г. Челябинск |
|
25 марта 2013 г. |
Дело N А07-12308/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2012 по делу N А07-12308/2012 (судья Насыров М.М.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" - Анисимов В.А. (доверенность от 01.08.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" (далее - заявитель, ООО "Молочная усадьба") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрации г. Уфа, заинтересованное лицо) и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Молочная усадьба", изложенного в письме от 13 июня 2012 года N 13601. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан вынести Постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51888 кв. м на праве собственности ООО "Молочная усадьба" и направить договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51888 кв. м (требования изложены с учетом изменения истцом их предмета в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации л. д. 72-76).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2012 (резолютивная часть объявлена 24.12.2012) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от 13.06.2012 N 13601 Администрации городского округа город Уфа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51 888 кв. м в собственность общества с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба". Обязал Администрацию городского округа г. Уфа и Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан вынести постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51 888 кв. м на праве собственности ООО "Молочная усадьба" и направить договор купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51 888 кв. м.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация г. Уфы (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на определение полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участка положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") и статьи 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 24.12.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан").
Полагает, что заявителем не представлено обоснований необходимости использования земельного участка площадью 51 888 кв. м для эксплуатации объектов недвижимого имущества, общая застроенная площадь которых составляет 2 415,6 кв. м. Указывает на нахождение земельного участка в границах красных линий.
ООО "Молочная усадьба" представило отзыв и возражения на апелляционную жалобу, в которым указало на несогласие с доводами апелляционной жалобы. Заявитель указывает на незаконность отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка при отсутствии доказательств нахождения земельного участка в составе действующих красных линий, а также несоответствия его площади необходимой для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, указал на соответствие закону обжалуемого решения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела обществу с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - нежилое здание зверофермы общей площадью 1773,10 кв. метров, склада общей площадью 74,50 кв. метров, свинарника общей площадью 74,50 кв. метров расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Октябрьский район городского округа город Уфа, д.Зинино.
Государственная регистрация права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 02.11.2007, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации (л. д. 19-21)
Как усматривается из кадастрового паспорта, указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке, имеющим кадастровый номер 02:55:040610:2141 (л. д. 13-14). Указанный земельный участок площадью 51 888 кв. м относится к землям населенных пунктов, разрешенным использованием земельного участка является размещение зверофермы, свинарника и склада. Особые отметки в кадастровом паспорте свидетельствуют о вхождении земельного участка в территориальную зону рекреационного назначения, индекс Р-1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округ город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4. Также земельный участок входит в территориальную зону - жилая зона, индекс Ж-1"
22 мая 2012 года общество "Молочная усадьба" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, имеющего кадастровый номер 02:55:040610:2141, в собственность путем его продажи (л. д. 10). В заявлении указано на приобретение земельного участка в качестве собственника расположенных на земельном участке зданий и сооружений, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 13 июня 2012 года N 13601 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа отказало обществу "Молочная усадьба" в предоставлении земельного участка, мотивируя отказ тем, что решением Совета городского округа город Уфа от 22 августа 2008 года N 7/4 часть земельного участка находится в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан. Кроме того, земельный участок расположен в границах красных линий (л. д. 59).
Полагая названный отказ в предоставлении земельного участка в собственность не соответствующим закону и нарушающим права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого ими земельного участка, ООО "Молочная усадьба" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый заявителем земельный участок не является зарезервированным для муниципальных нужд и находится в составе действующих красных линий. Установив отсутствие доказательств нахождения земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается, в том числе, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения.
К полномочиям органа местного самоуправления городского округа город Уфа, отнесено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы, за исключением случаев, установленных статьями 25.1, 25.2 настоящего Закона (статья 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан").
Приведенные выше нормы позволяют сделать вывод о том, что наличие полномочий Администрации г. Уфа по предоставлению земельного участка на территории города Уфа, государственная собственность на который не разграничена, исключается отнесением земельного участка к территориальной зоне рекреационного назначения.
В силу статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: в том числе рекреационным.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором, в том числе, устанавливаются территориальные зоны.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что нахождение земельного участка в границах той или иной территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки, определяет режим его использования в соответствии с градостроительным регламентом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным в составе Правил землепользования и застройки городского округа "Город Уфа" решением Совета городского округа "Город Уфа" 22.08.2008 N 7/4 испрашиваемый заявителем земельный участок находится в рекреационной зоне "Р-1"- зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости (л. д. 14), в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств нахождения земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения ошибочен.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 9, 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, категории земель и разрешенном использовании земельного участка.
В этой связи, доводы ООО "Молочная усадьба" о неправомерности отнесения застроенного земельного участка к рекреационной зоне не могут быть признаны обоснованными. По существу они означают возражения относительно внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений и ограничений оборотоспособности участка по смыслу, придаваемому данному понятию пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, тогда как рассматриваемый вопрос связан с определением органа, имеющего полномочия по осуществлению распоряжения земельными участками отнесенными к определенным территориальным зонам.
Поскольку, в соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", распоряжение земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения, отнесено к полномочиям Правительства Республики Башкортостан, Администрация г. Уфы не является, органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставлении спорного земельного участка.
Частичное расположение земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 в рекреационной зоне, не исключает названного вывода, исходя из буквального содержания статьи 25.3 вышеназванного закона о наличии у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению не поименованными в статье 25.1 земельными участками.
Пояснения заявителя о предоставлении земельного участка в аренду Администрацией г. Уфы также не свидетельствуют о наличии у органа местного самоуправления соответствующих полномочий на дату рассмотрения заявления о приобретении земельного участка в собственность. Из пояснений представителя заявителя в ходе рассмотрения апелляционной жалобы следует, что оформление договора аренды было произведено до утверждения Правил землепользования и застройки городского округа "Город Уфа" решением Совета городского округа "Город Уфа" от 22.08.2008 N 7/4.
Так как ООО "Молочная усадьба" обратилось с заявлением о выкупе земельного участка к неуполномоченному лицу, отказ в предоставлении данного земельного участка не повлек и не мог повлечь нарушение прав общества.
При отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о соответствии закону оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность не имеет самостоятельного правового значения.
С учетом названного, заявленные обществом требования не подлежали удовлетворению. Принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку Администрация г. Уфы освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации, отнесение на общество с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2012 по делу N А07-12308/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" заявленных к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12308/2012
Истец: ООО "Молочная усадьба"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа
Третье лицо: Правительство РБ