г. Москва |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А40-132420/12-94-5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Агат" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2012 г. по делу N А40-132420/12-94-5 судьи Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "Агат" (ОГРН 5077746767599; 107023, г.Москва, ул.Электрозаводская, д.21)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Управление Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соловей Ю.В. по дов. от 01.11.2012 г.; Источникова Е.И. но дов. от 01.11.2012 г;
от ответчика: Данилова О.В. по дов от 24.12.2012 г.; Брызгалова А.Ф. пи дов. от 24.12.2012 г.;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агат" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы (далее Департамент) выраженного в письме от 05.07.2012 г. N 33-5-10099/12-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 16.555 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ибрагимова, 35, с кадастровым номером 77:03:0003016:29 и обязании Департамента земельных ресурсов подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 20% кадастровой стоимости.
Решением от 05.12.2012 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение отсутствием к тому законных оснований, поскольку оспариваемое решение Департамента соответствует требованиям земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом в апелляционной жалобе указывает, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. Указал, что земельный участок не является особо охраняемой природной территорией. Сообщил об отсутствии резервирования земельного участка. Сослался на то, что в информационных ресурсах города Москвы не содержится сведений об ограничениях земельного участка. Указал, что земельный участок не входит в перечень земельных участков улично-дорожной сети.
Департамент и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Агат" является собственником шести объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003016:29 и адресными ориентирами: г.Москва, ул.Ибрагимова, вл.35, общей площадью 16.555 кв.м. Права заявителя на объекты недвижимого имущества зарегистрированы в государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество, что подтверждается соответствующими свидетельствами, копии которых представлены в материалы дела (л.д. 48-53, том 1).
29 июня 2012 г. заявитель обратился в службу "Одного окна" Департамента земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:29, расположенного по вышеуказанному адресу.
Письмом от 05.07.2012 г. за N 33-5-10099/12-(0)-1 заявителю сообщено об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, при этом Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории существующей и проектируемой улично-дорожных сетей, а также в границах природного комплекса, предусмотренного к формированию природной и озелененной территории.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил доказательств, что оспариваемое решение не соответствуют земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п.2 ст.10 ЗК РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее Закон города Москвы), предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы (п.1.1 Положения).
Таким образом, оспариваемый отказ вынесен Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. При этом собственник расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений имеет исключительное право на его приобретение в собственность.
В соответствии с п.п.5, 6 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п.1 ст.56 ЗК РФ, ст.5 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ч. 4 ст. 28 ЗК РФ. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; ограничения участка в обороте (за исключением случаев, когда федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц).
Суд первой инстанции на основании сведений уполномоченного органа кадастрового учета - филиала ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Москве - кадастровых выписок на указанные земельные участки, по состоянию на 26.11.2012 г. достоверно установил, что ранее существовавшее пересечение с земельными участками улично-дорожной сети отсутствует.
Факт вхождения спорного земельного участка в границы объекта природного комплекса N 46 ВАО "Бульвар (проектный) над реабилитируемыми долинами рек Хапиловки и Серебрянки от Окружной железной дороги до р.Яузы" на основании Постановления Правительства Москвы от 19 января 1999 года N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", как об этом указал ответчик в оспариваемом решении, не свидетельствует о расширении или новом образовании особо охраняемой природной территории и наличии ограничений прав Общества на предоставление ему испрашиваемого земельного участка, поскольку указанным нормативным актом утверждены лишь предпроектные предложения по установлению границ природного комплекса, границы территории природного комплекса не закреплены разбивочным чертежом - актом линий градостроительного регулирования.
Между тем, в соответствии с разъяснениями, указанными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с применением ст.36 Земельного кодекса РФ, суды должны оценивать доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с п.1 ст.10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы") резервирование земель в городе Москве в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов улично-дорожной сети (УДС) города Москвы осуществляется на основании красных линий, определяющих планируемое прохождение трасс, размещение эстакад, мостов, тоннелей и иных транспортных сооружений.
Согласно п.2 упомянутого постановления, Правительством Москвы принято решение зарезервировать для государственных нужд города Москвы земли в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС города Москвы на срок до 2015 года согласно подготовленным Москомархитектурой Перечню (приложение 1) и Схеме (приложение 2), сформированных на основании установленных линий градостроительного регулирования.
При этом земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003016:29 входит в территорию планируемого размещения объектов улично-дорожной сети г.Москвы - Проектируемые проезды N 715, N 221, что подтверждается пунктами 6888 и 1876 Перечня территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы и соответствующими схемами (фрагментами электронных карт Генерального плана города Москвы, сводным планом границ земельного участка на фрагменте линий градостроительного регулирования).
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявитель использует испрашиваемый земельный участок без оформления земельно-правовых отношений в установленном порядке. Вместе с тем, первоначальное обращение заявителя в Департамент о выкупе земельного участка имело место лишь 29.06.2012 г., после вступления в силу постановления Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 532-ПП (17 июля 2008 г.).
Таким образом, собственник земельного участка, с учетом положений законодательства о резервировании земель для государственных нужд, четко выразил свою волю по порядку его использования.
В силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как видно из материалов дела, ОАО "МЭЛЗ" - прежний собственник принадлежащих ООО "Агат" объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Ибрагимова, вл.35, пользовалось земельным участком на основании договора краткосрочной аренды от 06.08.2002 г. N М-03-504836, заключенного на срок до 30.05.2004 г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003016:29 передавался для эксплуатации строений N1-9 и территории складской базы.
Было установлено, что данная организация согласовала возможность временного использования указанного участка под эксплуатацию складской базы на правах краткосрочной аренды до начала соответствующих работ по реализации градостроительного плана.
Таким образом, требования ООО "Агат" по делу N А40-156642/09-106-940 Арбитражного суда города Москвы о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в не утверждении проекта границ земельного участка, рассматривались в рамках обращения общества с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка по указанному адресу, а не о предоставлении такого участка в собственность.
Резервирование Правительством Москвы территорий для размещения объектов улично-дорожной сети постановлением от 24.06.2008 г. N 532-ПП не препятствует заявителю, как собственнику недвижимого имущества по ул. Ибрагимова, д.35, стр.3, 6, 7, 8, 9 и подъездного железнодорожного пути, реализовать право аренды земельного участка, необходимого для их использования и эксплуатации.
При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод, что решение Департамента земельных ресурсов города Москвы об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 16 555 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ибрагимова,35, с кадастровым номером 77:03:0003016:29, соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Согласно ч.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2012 г. по делу N А40-132420/12-94-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132420/2012
Истец: ООО "Агат"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы
Третье лицо: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве