Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 г. N 17АП-3199/13
г. Пермь |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А60-41884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - не явились, извещены;
от заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Байкаловская центральная районная больница" (ОГРН 102660877731, ИНН 6638000556) - не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2013 года
по делу N А60-41884/2012,
принятое судьей Кудиновой Ю.В.,
по заявлению ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Байкаловская центральная районная больница"
о взыскании 38 670,23 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Байкаловская центральная районная больница" (далее - заинтересованное лицо, учреждение, Байкаловская ЦРБ) о взыскании суммы понесенных расходов на оплату пособий по листам временной нетрудоспособности, необоснованно выданным медицинским учреждением, в размере 38 670,23 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что учреждение выдало спорные листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 01.08.2007 N 514, действовавшим до 21.07.2011.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, до начала судебного заседания от заявителя и заинтересованного лица поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения материалов дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в период с 18.04.2012 по 20.04.2012 проведена проверка состояния и организации экспертизы временной нетрудоспособности в Байкаловской ЦРБ на предмет обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.
По результатам проверки, оформленной актом от 18.04.2012 N 10 (далее - Акт), установлены факты выдачи и оформления листков нетрудоспособности в нарушение пунктов 5, 60 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" и п. 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н, выразившиеся в том, что данные объективного осмотра и клинического обследования не обосновывают продление листка трудоспособности.
06.06.2012 Фондом в адрес Байкаловской ЦРБ была направлена претензия с предложением в добровольном порядке возместить понесенные Фондом расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 38 670,23 руб., сформированные из расчета двадцати трех неверно оформленных листков нетрудоспособности. Претензия была оставлена без рассмотрения.
Полагая, что вышеназванные обстоятельства являются нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, повлекшим незаконную выплату пособия по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, перечисленным в Акте, в общей сумме 38 670,23 руб., Фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал на отсутствие причинной связи между установленными Фондом нарушениями выдачи медицинским учреждением листков нетрудоспособности и возникшими у истца расходами (убытками).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособия по временной нетрудоспособности отнесены к страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию. Основанием для их назначения и выплаты является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 "Об основах обязательного социального страхования" ГУ ИРО ФСС России вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Из положений главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение исковых требований о возмещении вреда (в настоящем случае - имущественного) возможно при наличии совокупности условий деликтной ответственности (внедоговорной ответственности за причинение вреда): наступление вреда (возникновение убытков) как негативных имущественных последствий для потерпевшего с обоснованием их размера; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда (в случаях, предусмотренных действующим гражданским законодательством, возможно возложение ответственности на причинителя вреда при отсутствии его вины).
Как следует из материалов дела, Фондом заявлено о взыскании с Байкаловской ЦРБ выплаченных пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, перечисленным в Акте. Сумма 38 670,23 руб. квалифицирована Фондом как материальный ущерб, причиненный Фонду.
По смыслу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности).
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пункт 60 названных Методических указаний обязывает перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом пунктом 61 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Таким образом законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Из материалов дела усматривается, что предъявленная истцом к взысканию с Байкаловской ЦРБ сумма 38 670,23 руб. является страховым возмещением по временной нетрудоспособности, уплаченной страхователем своим работникам и принятая к зачету. ГБУЗ СО "Байкаловская ЦРБ" не является субъектом обязательного социального страхования, в связи с чем его действия по выдаче листков нетрудоспособности с выявленными истцом нарушениями требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с заявленными Фондом убытками. Расходы истца в исковой сумме не находятся в причинно-следственной связи с действиями работников ответчика, которые несут за свои действия ответственность не гражданско-правового характера.
Кроме того, согласно пп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Таким образом, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
В соответствии с п.26 Порядка N 624н от 29.06.2011 г. листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что нецелевое расходование средств социального страхования Фондом не доказано, поскольку основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности у больницы имелись, факт наличия у застрахованных лиц заболеваний, послуживших основанием для выдачи листков нетрудоспособности, Фондом не оспаривается. Оснований для отказа в выдаче спорных листков нетрудоспособности у заинтересованного лица не имелось
Доводы Фонда об обоснованности требований к заинтересованному лицу отклоняются. Апелляционный суд полагает, что предоставленное Фонду законом право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности предполагает, что удовлетворение требований возможно в том случае, если фондом будет доказано отсутствие оснований для выплаты соответствующего пособия. Предоставление указанного права на обращение в суд направлено, по мнению апелляционного суда, на исключение фактов выплат пособий в отсутствие к тому оснований, чего в настоящем деле доказано не было.
Таким образом, решение суда вынесено в точном соответствии с действующими нормами права на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2013 года по делу N А60-41884/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.