г. Челябинск |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А76-16062/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вяткина О.Б.,
судей Карпусенко С.А., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рагозиным С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2012 по делу N А76-16062/2012 (судья Воронин А.Г.).
В заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" - Сазонов С.В. (доверенность от 21.12.2012 N 4Д-1307).
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - ОАО "ПГК", истец) (г. Москва, ОГРН 1077758336985) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) (г. Москва, ОГРН 1037739877295) с исковым заявлением о взыскании 1 414 383 руб. 69 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов (т.1 л.д.7-9).
В качестве правового обоснования требований истец указал статьи 33, 97, 120, 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 16.08.2012 требование о взыскании 248 343 руб. 13 коп., пени за просрочку доставки вагонов, основанное на претензии от 21.09.2011 N ИД/ФЧлб/ФДПГ-999/11, выделено в отдельное производство (т.1 л.д.1-6).
Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Гайский горно-обогатительный комбинат" (далее - третье лицо) (г. Гай, ОГРН 1025600682030) (т.3 л.д.26-28).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24 декабря 2012 года исковые требования ОАО "ПГК" удовлетворены частично: в его пользу с ОАО "РЖД" взысканы 195 883 руб. 88 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов (т.3 л.д.72-89).
Не согласившись с решением арбитражного суда, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым уменьшить размер пени (т.3 л.д.102-103).
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указал, что при вынесении решения арбитражным судом необоснованно отказано в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку начисленные пени несоразмерны последствиям нарушения обязательства в связи с кратковременностью периода просрочки и отсутствием у истца неблагоприятных последствий, вызванных просрочкой доставки вагонов.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу истец пояснил, что доказательств несоразмерно начисленной пени последствиям нарушения обязательства ответчик арбитражному суду не представил, вследствие чего ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонено арбитражным судом правомерно (т.3 л.д.110-111).
Отзыв на апелляционную жалобу третье лицо не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание ответчик и третье лицо не явились. В отсутствие возражений истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Как следует из материалов дела, в августе-сентябре 2011 года ОАО "РЖД" осуществляло перевозку грузов для ОАО "ПГК" по железнодорожным накладным.
Полагая, что вагоны по железнодорожным накладным N N ЭЭ327599, ЭЭ626094, ЭЭ425593, ЭЭ465067, ЭЭ307759, ЭЭ398672, ЭЭ537448, ЭЭ954398, ЭЭ993513, ЭЭ203229, ЭЭ203232, ЭЭ185292, ЭЭ281137, ЭЭ396887, ЭЭ915472, ЭЭ685949, ЭЭ406810, ЭЭ788096, ЭЭ682230, ЭЭ739182, ЭЭ319427, ЭЭ366878, ЭЭ508494, ЭЭ175671, ЭЭ224747, ЭЭ286386, ЭЭ276736, ЭЭ571050, ЭЭ305346, ЭЭ154919, ЭЭ238946, ЭБ935513, ЭЭ089479, ЭБ940788, ЭЬ879465, ЭБ738161, ЭЭ057191, ЭЭ009646, ЭЬ738575, ЭЭ734426, ЭЭ586934, ЭЭ702923, ЭЭ374642, ЭЭ736204, ЭЭ567181, ЭЭ363886, ЭЭ356633, ЭЭ367550, ЭЭ449954, ЭЭ893606, ЭЭ893603, ЭЭ969209, ЭЭ688778, ЭЭ633331, ЭЭ182346, ЭЭ494025, ЭЭ238837, ЭЭ138614, ЭЭ347150, ЭЭ278915, ЭЭ33539121, ЭЭ610565, ЭЭ675044, ЭЭ980750, ЭЯ224269, ЭЯ224992, ЭЯ024165, ЭЯ023672, ЭЯ024577, ЭЬ754002, ЭЭ387248, ЭЭ456233, ЭЭ416047, ЭЭ288696, ЭЭ510761, ЭЭ221051, ЭБ789312, ЭЭ176285, ЭЭ254365, ЭЭ269495, ЭЭ299468, ЭЭ154671, ЭЭ040336, ЭЭ040349, ЭЭ100066, ЭЭ442189, ЭЭ253179, ЭЭ445165, ЭЭ776659, ЭЭ763222, ЭЭ779157, ЭЯ004793, ЭЬ325424, ЭЭ419272 (т.1 л.д.99-151, т.2 л.д.1-117, т.3 л.д.60-63) доставлены с просрочкой, ОАО "ПГК" обратилось к перевозчику с претензией от 13.09.2011 NИД/ФЧлб/ФДПГ-968/11 (т.1 л.д.79-80) об уплате пени в размере 720 579 руб. 15 коп., начисленной в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов.
Ответчик направил в адрес истца ответ на претензию от 18.10.2011 N ЮУТЦФТОУК-2/4-721, в которой заявленные требования признал частично в сумме 472 236 руб. 02 коп., которая была оплачена платежным поручением от 21.11.2011 N 829140 (т.1 л.д.90-91, 98).
Поскольку оплата пени ответчиком в полном объеме не произведена, ОАО "ПГК" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением (т.1 л.д.7-9).
Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств нарушения перевозчиком сроков доставки вагонов по железнодорожным накладным N N ЭЭ494025 ЭЭ238837, ЭЭ138614, ЭЭ278915, а также неправильного определения периода просрочки доставки вагонов по железнодорожной накладной N ЭЬ754002. Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд не установил (т.3 л.д.72-89).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки (статья 729 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 данного Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В силу вышеуказанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов является вина перевозчика, которая презюмируется. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам.
Доказательства задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшего по независящим от перевозчика причинам, ответчик в материалы дела не представил, просрочка доставки вагонов подтверждена материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованном отклонении арбитражным судом первой инстанции ходатайства о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным, в силу чего судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом вопрос о наличии или отсутствии оснований для применения указанной нормы арбитражный суд решает с учетом представленных доказательств и конкретных обстоятельств дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Кроме того, из положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что уменьшение размера неустойки является правом, а не обязанностью суда, реализуемым при наличии достаточности доказательств несоразмерности неустойки.
В суде первой инстанции ответчик просил снизить размер неустойки в связи с кратковременностью периода просрочки и чрезмерно высоким процентом неустойки (т.3 л.д.46-47).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, учитывая период просрочки исполнения ответчиком обязательства по перевозке груза, непредставление ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств несоразмерности начисленной пени последствиям нарушения обязательства, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, предусмотренный статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер пени (9%), не является завышенным и не влечет с неизбежностью необходимость применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности предъявленной истцом пени, начисленной в соответствии с положениями вышеприведенной нормы закона, ответчиком арбитражному суду апелляционной инстанции с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2012 по делу N А76-16062/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Вяткин |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16062/2012
Истец: ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "Первая грузовая компания" (ОАО "ПГК") в лице Челябинского филиала
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД
Третье лицо: ОАО "Гайский ГОК", ОАО "Гайский горнообогатительный комбинат"