г. Пермь |
|
05 апреля 2013 г. |
Дело N А60-49311/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Молочный продукт") (ОГРН 1106625000569, ИНН 6625057107): Алексеева Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области) (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явились;
от третьих лиц (муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Детство", администрация муниципального образования г. Нижний Тагил): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2013 года
по делу N А60-49311/2012,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Молочный продукт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
с участием третьих лиц: муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Детство", администрации муниципального образования г.Нижний Тагил,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Молочный продукт" (далее - ООО "Молочный продукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) от 10.09.2012 N 906-3.
Решением арбитражного суда от 28.01.2013 (резолютивная часть решения объявлена 24.01.2013) требования общества удовлетворены, решение антимонопольного органа признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, УФАС по Свердловской области обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В качестве оснований для отмены судебного акта антимонопольный орган указывает на неправильное применение судом норм материального права, выводы суда считает несоответствующими обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что первая часть заявки ООО "Молочный продукт" в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и аукционной документации содержит неточные показатели и характеристики товара, при описании характеристик товара использованы формулировки "не более" и "не менее", допускающие неоднозначное толкование предложения участника. Несоответствие содержания заявки требованиям аукционной документации является основанием для недопуска к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо по делу - МБДОУ детский сад "Детство" в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию антимонопольного органа.
Администрацией муниципального образования г. Нижний Тагил отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.08.2012 администрацией муниципального образования г. Нижний Тагил размещён заказ по предмету "поставка молочных продуктов" для нужд МДОУ "Детский сад "Детство"; извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300000812000937.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.08.2012 ООО "Молочный продукт", подавшему заявку на участие в аукционе, отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
03.09.2012 общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика в лице МДОУ "Детский сад "Детство", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил и аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку молочных продуктов в части наличия нарушений Закона о размещении заказов.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принял решение от 10.09.2012 N 906-3, которым признал жалобу необоснованной (1); в действиях заказчика в лице МДОУ "Детский сад "Детство", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил и аукционной комиссии нарушения не выявлены (2). Данное решение антимонопольный орган мотивировал выводом о том, что отказ ООО "Молочный продукт" в допуске соответствует требованиям п.2 ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов (л.д.56).
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что отказ обществу в жалобе является незаконным, оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, что является основанием для признания решения недействительным.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции полагает, что вынесенное судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон о размещении заказов).
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно подп. "б" п.1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения: при размещении заказа на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, в том числе в случае несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона).
Как следует из обстоятельств дела, ООО "Молочный продукт" отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку в заявке участника указаны неконкретные характеристики поставляемых товаров, с применением слов "не более", "не менее", что не позволяет однозначно трактовать характеристики поставляемого товара.
Техническим заданием на поставку молочных продуктов в МБДОУ детский сад "Детство" комбинированного вида установлены следующие требования к потребительским свойствам и к техническим характеристикам товаров:
1-й товар - сметана 15% м.д.ж. Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ Р 52092-2003. Продукт изготовлен из натуральных или нормализованных сливок коровьего молока с использованием закваски на чистых культурах молочнокислых бактерий. м.д.ж. 15%. Кислотность не менее 66°Т. Промышленная упаковка - полиэтиленовый пакет не более 1 кг, количество - 2300 кг;
2-й товар - творог 9% м.д.ж. Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ Р 52096-2003, СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания". м.д.ж. 9%, кислотность не более 150°Т. Промышленная упаковка - пачка 0,18 - 0,2 кг, количество - 8000 кг. (л.д. 33).
Согласно требованию к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме первая часть заявки должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара; характеристики (конкретные показатели) поставляемых товаров, которые участник обязан указать в первой части заявки должны соответствовать характеристикам, указанным в п.1.1. технического задания. Характеристики (конкретные показатели) поставляемых товаров должны быть указаны без применения слов: "должен быть"; "может быть"; "могут"; "не более"; "не менее"; "плюс/минус" и др., которые не позволяют однозначно трактовать характеристики товаров (л.д. 32).
ООО "Молочный продукт" представлена заявка на участие в аукционе на поставку молочных продуктов с указанием по позициям 1. Сметана 15% и 2. Творог 9% следующих потребительских свойств и технических характеристик товара:
- сметана 15% м.д.ж. Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ Р 52092-2003. Продукт изготовлен из натуральных или нормализованных сливок коровьего молока с использованием закваски на чистых культурах молочнокислых бактерий, м.д.ж. 15%, кислотность не менее 66°Т. Промышленная упаковка - полиэтиленовый пакет 0,5 кг, количество - 2300 кг;
- творог 9% м.д.ж. Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ Р 52096-2003, СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания", м.д.ж. 9%, кислотность не более 150°Т. Промышленная упаковка - пачка 0,2 кг, количество - 8000 кг (л.д.45).
По смыслу ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов обязанностью аукционной комиссии является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в документации об аукционе заказчиком.
При сопоставлении содержания технического задания с указанными в заявке общества потребительскими свойствами предлагаемой к поставке молочной продукции усматривается идентичность требований к характеристикам предлагаемой продукции, указанными в заявке общества, и в техническом задании.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент на молоко и молочную продукцию) в целях идентификации молока, продуктов его переработки, заквасок, пробиотических микроорганизмов и ферментных препаратов применяются следующие группы показателей их свойств: физико-химические - массовые доли составных частей молока в молоке и продуктах его переработки, кислотность, плотность, температура, индекс растворимости, вязкость и другие физико-химические показатели, указанные в стандартах, нормативных и (или) технических документах на производство конкретного продукта или в других содержащих описание такого продукта документах.
Техническим заданием предусмотрено требование к качеству поставляемого товара: товар должен соответствовать требованиям ГОСТ; СаНПиН.
Согласно ГОСТ Р 52092-2003 "Сметана. Технические условия" сметана 15% м.д.ж. должна иметь показатель кислотности в диапазоне от 60 до 900 Т.
В соответствии с ГОСТ Р 52096-2003 "Творог. Технические условия" творог 9% м.д.ж. должен иметь показатель кислотности не более 2200 Т.
Поскольку актами технического регулирования (ГОСТ) для сметаны и творога такой физико-химический показатель как показатель кислотности определен в диапазоне, с применением слов "не более" и "не менее", в аукционной документации (техническом задании) требования к потребительским свойствам и техническим характеристикам товара сформулировано в соответствии с ГОСТ, общество в заявке на участие в аукционе правомерно указало потребительские свойства и характеристики предлагаемого к поставке товара в соответствии с ГОСТ и техническим заданием.
Принимая во внимание изложенное суд первой инстанции правомерно оценил отказ в допуске общества к участию в аукционе как несоответствующий требованиям законодательства.
Требование аукционной документации, ограничивающее употребление слов "не более" и "не менее" при описании конкретных характеристик поставляемого товара не исключает указание в заявке конкретных товара в соответствии с требованиями ГОСТ, как это имело место в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного апелляционный суд считает обоснованным вывод суда о неправомерном отказе ООО "Молочный продукт" к участию в аукционе и несоответствии обжалуемого решения антимонопольного органа требованиям законодательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, оснований для которой апелляционный суд не усматривает.
Настоящее дело рассмотрено арбитражным судом в соответствии с требованиями законодательства, нарушений апелляционным судом не установлено.
Таким образом решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2013 года по делу N А60-49311/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49311/2012
Истец: ООО "Молочный продукт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Администрация МО г. Нижний Тагил, МДОУ "Детский сад "Детство", МДОУ детский сад "Детство" комбинированного вида