г. Хабаровск |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А73-12279/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "ТРИР":
- Бредихин В.М., представитель по доверенности от 01.08.2012 N 72.
от Ванинской таможни: Карасюк А.В., представитель по доверенности от 19.03.2013 N 05-30/1131.
от Федеральной таможенной службы: Зацепин А.А., представитель по доверенности от 23.11.2013 N 15-46/99-12д., Шерстюк В.Б., представитель по доверенности от 19.12.2012.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Ванинской таможни, Федеральной таможенной службы в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров на решение от 22.01.2013 по делу N А73-12279/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению закрытого акционерного общества "ТРИР"
к Ванинской таможни, Федеральной таможенной службы в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров
о признании недействительными решений и требования
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ТРИР" (далее - ЗАО "ТРИТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Федеральной таможенной службе России в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (далее Управление ФТС), Ванинской таможне (далее Таможня) о признании недействительными: решений Управления ФТС N N 10000000/00/010812/Т0035/1, 10000000/00/010812/Т0035/2, 10000000/00/010812/Т0035/3, 10000000/00/010812/Т0035/4, 10000000/00/010812/Т0035/5, 10000000/00/010812/Т0035/6, 10000000/00/010812/Т0035/7, 10000000/00/010812/Т0035/8, 10000000/00/010812/Т0035/9, 10000000/00/010812/Т0035/10 от 01.08.2012, требования от 06.09.2012 N 10711000/06092012/13 об уплате таможенных платежей в размере 16 792 021 руб. 55 коп.
Решением от 22.01.2013 суд заявленные требование удовлетворил в полном объеме. Кроме того, Взыскал с Федеральной таможенной службы в пользу ЗАО "ТРИР" судебные расходы в сумме 20 000 руб. Возвратил обществу "ТРИР" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.09.2012 N 137.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Ванинская таможня, Федеральная таможенная служба обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представители таможенных органов полностью поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель общества отклонил доводы апелляционных жалоб как несостоятельные, по основания, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
Между ЗАО "Трир" (продавец) и компанией "Transbunker Trading Ltd." (Кипр) (покупатель) заключены контракты TT-L-2009 от 03.06.2009, TT-L-2010 от 01.03.2010, TT-L-2008/1 от 25.05.2008.
В соответствии с пунктом 1.1 контрактов продавец продал, а покупатель купил следующие нефтепродукты:
Мазут топочный - до 300 000 метрических тонн, нафта - до 100 000 метрических тонн (контракт N ТТ-L-2009);
Мазут топочный - до 270 000 метрических тонн, нафта - до 44 000 метрических тонн (контракт N ТТ-L-2010);
Мазут топочный - до 200 000 метрических тонн (контракт N ТТ-L-2008/1);
Пунктами 3.1 контрактов определены условия поставки FCA или FOB п. Ванино нефтебаза ЗАО "Трансбункер" г. Находка, г. Владивосток, п. Восточный (условия определяются дополнениями к контракту).
Общая сумма контракта для оформления паспорта сделки составляет 200 000 000 долларов США (контракт N ТТ-L-2009), 102 000 000 долларов США (контракт N ТТL-2010), 100 000 000 долларов США (контракт N ТТ-L-2008/1). Цена продукта оговаривается в соответствующем дополнении, которое является неотъемлемой частью контракта и подписывается сторонами на каждую судовую партию продукта (пункт 4.1 контрактов).
В рамках исполнения указанных контрактов Общество в течение 2010-2011 г.г. на основании дополнений к контрактам передало на условиях FCA п. Ванино покупателю - "Transbunker Trading Ltd." нефтепродукты и в целях таможенного декларирования представило в Ванинскую таможню следующие декларации на товары (далее - ДТ): N 10711020/300710/0001727 на 8 250 тн. мазута топочного; N 10711020/310810/0001918 на 4 000 тн. мазута топочного; N 10711020/291010/0002296 на 7 000 тн. мазута топочного; N 10711020/291210/0002766 на 3000 тн. нафты; N 10711020/291210/0002773 на 5000 тн. мазута топочного; N 10711020/280111/0000156 на 3900 тн. мазута топочного; N 10711020/250211/0000374 на 2 500 мазута топочного; N 10711020/250211/0000376 на 1 075 тн. нафты; N 10711020/300311/0000683 на 2 100 тн. нафты; N 10711020/300311/0000685 на 1 600 тн. мазута топочного;
Ванинской таможней произведен выпуск нефтепродуктов, что подтверждается соответствующими отметками в декларациях. Таможенные пошлины уплачены обществом по ставкам, действующим на дату регистрации таможенных деклараций.
На основании решения руководителя ФТС России N 10000000/040/040612/Р0035 в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) назначена внеплановая выездная таможенная проверка общества по вопросам достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений о выпуске товаров; соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Российской Федерации условий таможенных процедур при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; соблюдения иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2,6,7 пункта 3 статьи 122 ТК ТС (проверяемый период 2010-2012 г.г.).
В ходе проверки таможенным органом исходя из положений статей 142, 144 Кодекса торгового мореплавания РФ сделан вывод, что представленные при таможенном декларировании по вышеуказанным таможенным декларациям береговые коносаменты являются недействительными в силу их подписания ненадлежащим лицом, а именно не перевозчиком, а компанией "Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД" (лицом, ей уполномоченным - агентирующей компанией ООО "Шип Сервис").
Так, по декларации на товары N 10711020/300710/0001727 заявлен товар - 8 250 тн. мазута топочного, помещаемый под таможенную процедуру экспорта и вывозимый с таможенной территории Таможенного союза на танкере "HC DALIA". При декларировании товар находился в п. Ванино по ул. Железнодорожная, 1.
В качестве транспортного (перевозочного) документа при подаче таможенной декларации Обществом представлен береговой коносамент от 30.07.2010 N VC-3, подписанный ООО "Шип Сервис".
Вместе с тем, выдача разрешения на убытие товара по данной декларации осуществлена Ванинской таможней 02.08.2010. При этом на убытие таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-3 от 02.08.2010, который подписан капитаном морского судна, т.е. от имени перевозчика.
В этой связи таможенный орган считает, что исчисление и уплата таможенных пошлин должны производиться по ставкам, действовавшим на дату фактического убытия товаров, а не на дату регистрации таможенной декларации.
Поскольку в данном случае, ставки таможенных пошлин на дату регистрации спорных таможенных деклараций были ниже, чем эти ставки на момент фактического вывоза нефтепродуктов, таможенный орган пришел к выводу о занижении Обществом подлежащих уплате таможенных платежей.
По декларации на товары N 10711020/310810/0001918 на 4 000 тн. мазута топочного при таможенном декларировании предъявлен коносамент N VJ-1 от 31.08.2010, подписанный ненадлежащим лицом, а именно не перевозчиком - компанией Белерион Мэритайм Ко., а фрахтователем морского судна "OVERSEAS KIMOLOS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД (лицом, ей уполномоченным - агентирующей компанией ООО "Шип Сервис").
При этом разрешение на убытие с таможенной территории мазута топочного по данной декларации получено 02.09.2010, а на убытие таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VJ-1 от 02.09.2010, который подписан капитаном морского судна - танкера "OVERSEAS KIMOLOS".
По декларации на товары N 10711020/291010/0002296 на 7 000 тн. мазута топочного при таможенном декларировании представлен береговой коносамент VC-1 от 29.10.2010, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "EAST SIBERIAN SEA" - компанией "Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД".
В свою очередь, разрешение на убытие с таможенной территории мазута топочного получено 05.11.2010, а при убытии в таможенный орган представлен бортовой коносамент VC-1 от 05.11.2010, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/291210/0002766 на 3000 тн. нафты при таможенном декларировании представлен коносамент VК-1 от 29.12.2010, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "OMEGA PRINCESS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
В свою очередь разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (нафта) осуществлено таможенным органом 07.01.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VК-1 от 07.01.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/291210/0002773 на 5000 тн. мазута топочного при таможенном декларировании представлен коносамент VC-2 от 29.12.2010, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
Разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 31.12.2010, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-2 от 31.12.2010, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/280111/0000156 на 3900 тн. мазута топочного при таможенном декларировании представлена морская накладная VC-2 от 28.01.2011, подписанная ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание морской накладной фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
В свою очередь разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 04.02.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VС-2 от 04.02.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/250211/0000374 на 2 500 мазута топочного при таможенном декларировании представлен коносамент VC-2 от 25.02.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
В свою очередь разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 17.03.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-2 от 17.03.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/250211/0000376 на 1 075 тн. нафты при таможенном декларировании представлен коносамент VК-2 от 25.02.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "OMEGA PRINCESS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ. ЛТД.
Разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (нафты) осуществлено таможенным органом 08.03.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VК-2 от 08.03.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/300311/0000683 на 2 100 тн. нафты при таможенном декларировании представлена морская накладная VJ-2 от 30.03.2011, подписанная ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "OMEGA PRINCESS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
В свою очередь разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (нафты) осуществлено таможенным органом 02.04.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VJ-2 от 02.04.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/300311/0000685 на 1 600 тн. мазута топочного при таможенном декларировании представлен коносамент VC-2 от 30.03.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "HC DALIA"- компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
Разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 02.05.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-2 от 02.05.2011, который подписан капитаном морского судна.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной таможенной проверки от 01.08.2012 N 10000000/000/010812/Ф0035 (утвержден руководителем ФТС 01.08.2012).
По результатам проверки Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России приняты решения:
- N 10000000/000/010812/Т0035/6, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300710/0001727 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенных платежей и вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.08.2010 года: 102,4 долларов США за 1000 кг с применением курса валют, действующего на 02.08.2010, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- N 10000000/000/010812/Т0035/7, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/310810/0001918 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.09.2010 года: 105,9 долларов США за 1000 кг. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.2010 N 652 с применением курса валют, действующего на 02.09.2010 года, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- N 10000000/000/010812/Т0035/8, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291010/0002296 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 05.11.2010 года: 112,1 долларов США за 1000 кг. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2010 N 858 с применением курса валют, действующего на 05.11.2010, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- N 10000000/000/010812/Т0035/9, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291210/0002766 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 07.01.2011: 226,2 долл. США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1110 от 24.12.2010 с применением курса валют, действующего на 07.01.2011;
- N 10000000/000/010812/Т0035/10, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291210/0002773 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 03.01.2011: 121,9 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 110 от 24.12.2010 с применением курса валют, действующего на 03.01.2011 года;
- N 10000000/000/010812/Т0035/1, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/280111/0000156 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 05.02.2011 года: 161,8 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 15 от 21.01.2011 с применением курса валют, действующего на 05.02.2011 года;
- N 10000000/000/010812/Т0035/2, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000374 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 18.03.2011 года: 170,6 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 22.02.2011 с применением курса валют, действующего на 18.03.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0035/3, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000376 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 08.03.2011 года: 244,6 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 22.02.2011 с применением курса валют, действующего на 08.03.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0035/4, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300311/0000683 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.04.2011 года: 283,9 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 187 от 24.03.2011 с применением курса валют, действующего на 02.04.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0035/5, в соответствии с которым по ДТ N10711020/300311/0000685 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.05.2011 года: 211,8 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 311 от 25.04.2011 с применением курса валют, действующего на 02.05.2011 года.
На основании указанных решений, Ванинской таможней в адрес Общества направлено требование об уплате таможенных платежей от 06.09.2012 N 10711000/06092012/13, в соответствии с которым Обществу предложено в срок не позднее 20 дней со дня вручения данного требования уплатить задолженность в сумме 16 792 021,55 руб., в том числе: 14 464 778,45 руб. - таможенные платежи; 2 327 243,10 руб. - пени.
Не согласившись с решениями Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров и требованием Ванинской таможни, общество обжаловало их в суд, который, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Оспариваемое требование выставлено обществу на основании акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 24.08.2012 N 10711000/240812/0000013, составленному Ванинской таможней на основании оспариваемых в данном деле решений ФТС России от 01.08.2012.
Апелляционный суд полагает, что у таможенного органа не было оснований доначислять таможенные платежи в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, до фактического пересечения таможенной границы.
Согласно части 1 статьи 181, статьи 183 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, которая сопровождается документами, на основании которых она заполнена, если иное не установлено настоящим кодексом.
Пунктом 3 части 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что при подаче таможенной декларации должны быть представлены транспортные (перевозочные) документы. При этом законодателем не указано, что таким документом является именно бортовой коносамент.
В силу пункта 38 части статьи 4 ТК ТС под транспортными (перевозочными) документами, понимаются коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
Согласно положениям статей 115, 117 КТМ РФ, коносамент может быть выдан до фактической погрузки груза на борт судна, им подтверждается факт принятии груза к перевозки, при этом реальная погрузка может не совпадать с моментом заключения договора. В связи с этим, учитывая положения пункта 7 статьи 3 "Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года" от 25.08.1924, бортовым коносаментом должен считаться коносамент или иной товарораспорядительный документ, в котором перевозчиком сделаны отметки в названии судна, на которые грузы были отгружены, а также о дате или датах отправки.
В силу статьи 144 КТМ РФ требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа могут быть удовлетворены перевозчиком в случае, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте. Следовательно, коносамент будет являться перевозочным документом.
В соответствии со статьей 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.
Согласно положениям пункта 2 статьи 144 КТМ РФ после того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза. Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. При этом КТМ РФ не содержит положение о том, что при отсутствии просьбы перевозчика о возврате первоначального коносамента он аннулируется.
Таможенным органом приняты поданные обществом таможенные декларации с приложением документов, необходимых для оформления товара, в том числе коносаменты, с указанием всех необходимых сведений.
Общество применило при декларировании ставку пошлины, действующую на момент подачи декларации, т.к. ему были известны все данные для декларирования: наименование, точное количество товара и его стоимости. Из материалов дела видно, что общество никаких изменений, уточнений сведений о виде, количестве вывезенного товара, транспортном средстве не производило.
При таможенном оформлении не было выявлено нарушений законодательства, выпуск товара с таможенной территории Российской Федерации был разрешен таможенным органом.
По мнению таможенного органа, представленные обществом при таможенном декларировании коносаменты, подписанные агентирующей компанией ООО "Шип Сервис", не подтверждают наличие договора перевозки, поскольку подписаны не перевозчиком.
Из материалов дела следует, что нефтепродукты, заявленные в спорных таможенных декларациях, были реализованы ЗАО "Трир" покупателю - компании "Transbunker Trading Ltd." (Кипр) на условиях FCA Ванино.
Данное обстоятельство подтверждается внешнеторговыми контрактами, а также дополнениями к указанными контрактам на каждую партию товара, составленным в соответствии с пунктом 4.1 контрактов.
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов, условие FCA "Free Carrier"/"Франко перевозчик" означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте.
При этом выбор места передачи товара имеет значение в отношении обязательств по погрузке и разгрузке товара в этом месте. При осуществлении поставки в помещениях продавца он отвечает за погрузку товара. При осуществлении поставки в любом ином месте продавец не несет ответственности за разгрузку товара.
Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке.
Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его данному лицу.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что нефтепродукты, в дальнейшем реализованные обществом компании "Transbunker Trading Ltd.", находились на нефтебазе ООО "Трансбункер-Ванино" (п. Ванино).
В соответствии с условием поставки FCA компания "Transbunker Trading Ltd." письмами в адрес ЗАО "Трир" уполномочило продавца - ЗАО "Трир" произвести передачу нефтепродуктов (впоследствии задекларированных по спорным таможенным декларациям) компании агенту ООО "Шип Сервис" для компании Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. (например, том 5 л.д.14-16).
Факт передачи нефтепродуктов компании агенту ООО "Шип Сервис" подтверждается представленными при таможенном декларировании береговыми коносаментами и морскими накладными.
Таким образом, в полном соответствии с условиями поставки, на основании писем покупателя, продавец - ЗАО "Трир" передало товар лицу, указанному покупателем, а именно ООО "Шип Сервис" для компании Даксин Петролеум, тем самым выполнило обязанность по поставке товара, и представило соответствующие таможенные декларации.
При этом, согласно агентскому договору от 22.12.2008 N 167/27/08 (том 1 л.д.119-128) принципал - компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд, назначила ООО "Шип Сервис" Агентом по совершению юридически значимых действий, связанных с обслуживанием судов, по отношению к которым Принципал выступает как Судовладелец/Оператор/Фрахтователь в портах Ванино, Советская Гавань.
Из материалов дела следует и не оспаривалось в судебном заседании представителями участвующих в деле лиц, что компания Даксин Петролеум являлась покупателем нефтепродуктов у компании "Transbunker Trading Ltd." на условиях FOB порт Ванино.
Согласно письму компании Даксин Петролеум (том 20 л.д. 89) фактическая приемка нефтепродуктов для перевозки от компании "Transbunker Trading Ltd." производилась в емкостях нефтебазы ООО "Трансбункер Ванино" агентом - ООО "Шип Сервис". При этом приемка осуществлялась на основании береговых коносаментов.
Право ООО "Шип Сервис" на подписание коносаментов, подтверждающих принятие к отгрузке нефтепродуктов, запланированных к погрузке на определенные суда подтверждается имеющимися в материалах дела уполномочивающими письмами компании Даксин Петролеум.
Названные обстоятельства подтверждают, что ЗАО "Трир" не имело договорных взаимоотношений ни с ООО "Шип Сервис", ни с компанией Даксин Петролеум ПТЕ Лтд, а также то, что передача нефтепродуктов обществу с ограниченной ответственностью "Шип Сервис" произведена не на борту судна, а в емкостях нефтебазы.
Обратного таможенным органом в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, таможенным органом не оспаривается, что компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. является фрахтователем танкеров, на которые осуществлялась бункеровка нефтепродуктов, задекларированных по спорным таможенным декларациям.
В заседании суда первой инстанции представитель ФТС России подьвердил, что суда, на которых происходил вывоз задекларированных по спорным таможенным декларациям нефтепродуктов, арендованы компанией Даксин Петролеум ПТЕ Лтд на основании договоров тайм-чартера.
В соответствии со статьёй 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В силу статьи 205 КТМ в случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166 - 176 настоящего Кодекса.
Следовательно, компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. либо по её поручению иное лицо вправе подписывать соответствующие коносаменты (морские накладные).
При таких обстоятельствах, у ФТС России отсутствовали основания для выводов о недействительности коносаментов, подписанных агентирующей компанией ООО "Шип Сервис", представленных ЗАО "Трир" при подаче таможенных деклараций.
Таможенный орган указывает, что в данном случае отсутствует договор перевозки грузов между фрахтователем и грузополучателем в связи с чем, учитывая наличие заключенного договора тайм-чартера, перевозчиком будет являться лицо, ответственное за использование транспортных средств (судовладелец), которое одновременно выступает в качестве фрахтовщика по договору тайм-чартера.
По договору тайм-чартера фрахтователю передается само транспортное средство, а не его часть либо вместимость для доставки грузов. В соответствии со статьей 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. В тоже время для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, в том числе и перевозка грузов. При этом не имеет значение кто является покупателем товара, в т.ч. и лицо одновременно являющееся перевозчиком.
Статьёй 144 КТМ РФ предусмотрено, что коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
Коносаменты (морские накладные), подписанные ООО "Шип Сервис" и бортовые коносаменты, подписанные капитанами судов, свидетельствует о том, что сведения, указанные в данных документах относительно наименования груза, его количества, наименования судна полностью соответствуют сведениям, заявленным в соответствующих таможенных декларациях.
Апелляционный суд полагает, что в нарушение статьи 200 АПК РФ таможенный орган не доказал законности принятых им решений по результатам таможенной проверки. На основании изложенного решения и выставленное требование не соответствуют таможенному законодательству.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2013 по делу N А73-12279/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12279/2012
Истец: ЗАО "ТРИР"
Ответчик: Ванинская таможня, Федеральная таможенная служба России в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ), Федеральная таможенная служба России, Дальневосточное таможенное управление
Третье лицо: ООО "Трансбункер-Ванино", Дальневосточное СУТ СК России Комсомольский- на- Амуре следственный отдел
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1427/13